дело № 2-254/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с.Октябрьское 30 июня 2011 г. Пригородный районный суд Республики Северная Осетия - Алания в составе: председательствующего - судьи Таймазова В.Н., при секретаре Остаевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пацека Василия Петровича о признании незаконным решения главы Администрации местного самоуправления муниципального образования -Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания от 28.04.2011 года и обязании поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в число очередников по состоянию на 2010 год, У С Т А Н О В И Л : В заявлении Пацека В.П. указал, что является ветераном и инвалидом Великой Отечественной Войны, проживает в жилом доме по адресу: ... ..., ранее принадлежавший ему на праве собственности, который в начале 2010 года он продал сыну П. проживающему совместно с ним, в целях распоряжения собственным имуществом перед смертью. ДД.ММ.ГГГГ года он обратился с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрацию местного самоуправления муниципального образования (далее АМС МО) - Пригородный район РСО-Алания, в удовлетворении которого было отказано, о чем было получено письмо заместителя АМС МО - Пригородный район РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ года он повторно обратился с указанным заявлением, на которое получил отказ главы АМС МО - Пригородный район РСО-Алания в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, от ДД.ММ.ГГГГ, нарушающий его право на льготы ветерана-инвалида Великой Отечественной Войны и противоречащий положениям Федерального закона «О ветеранах», указу Президента Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации. Просит признать решение главы АМС МО - Пригородный район РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ и обязать поставить его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании представитель заявителя, Данилевский В.С., действующий на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснив, что ранее на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных необходимых документов заявитель был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В последствие, из письма заместителя главы АМС МО - Пригородный район РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ стало известно о принятии АМС МО - Пригородный район РСО-Алания решения о снятии Пацека В.П. с указанного учета на основании п.6 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с намеренным ухудшением жилищных условий и обеспеченностью жилой площадью, выявлением в представленных документах фактов, указывающих на отсутствие права на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», которое считает незаконным, поскольку намеренное ухудшение жилищных условий не имело место, а сам заявитель нуждается в улучшении жилищных условий независимо от его материального положения. В частности, заявитель в силу пожилого возраста продал свой жилой дом сыну Пацека А.В. вынужденно, полагая необходимым распорядиться своим имуществом до смерти. После продажи дома заявитель перестал быть членом семьи сына - собственника дома и продолжил пользоваться комнатой в доме на возмездной основе по договору найма. Таким образом, заявитель не обеспечен нормой жилой площади, поскольку не имеет собственного жилья и не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором проживает, умышленно не ухудшал жилищных условий, поскольку ему не было известно об изменении п.4 ст.14 Федерального закона «О ветеранах», предусматривающего обеспечение инвалидов Великой Отечественной Войны жильем независимо от их имущественного положения, дающего ему право состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от его обеспеченности жилой площадью. Не согласившись с решением о снятии с учета, граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявитель направил в адрес главы АМС МО - Пригородный район РСО-Алания письменное обращение о восстановлении его на учете, содержащее разъяснение указанных обстоятельств, без представления необходимых документов, на которое был дан ответ об отсутствии оснований для принятия на учет в письме главы АМС МО - Пригородный район РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный письменный ответ заявитель считает решением об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и оспаривает его ввиду противоречия положениям Федерального закона «О ветеранах» и нормам Жилищного кодекса РФ. Представленный в суд договор найма комнаты в жилом доме по адресу: ..., ..., заключенный заявителем с сыном ДД.ММ.ГГГГ, главе АМС МО - Пригородный район РСО-Алания с письменным обращением не представлялся, однако подтверждает его нуждаемость в улучшении жилищных условий. Представитель Администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания Битиева Э.И., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, требования заявителя не признала, полагала, что основания для его удовлетворения отсутствуют, поскольку фактически оспариваемый письменный ответ главы АМС МО Пригородный район РСО-Алания №-п от ДД.ММ.ГГГГ имеет разъяснительный характер, дан в соответствии с Федеральным законом от 2.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на обращение Пацека В.П. о содействии в восстановлении его на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на который ранее он был принят безосновательно, а в последствии протокольным решением жилищной комиссии по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда при АМС МО - Пригородный район РСО-Алания № от ДД.ММ.ГГГГ снят с учета ввиду намеренного ухудшения жилищных условий путем продажи принадлежащего ему жилого дома сыну и обеспеченностью жилым помещением в составе семьи сына - собственника жилого дома, превышающему норматив жилищной обеспеченности - не менее 10 кв.м. общей площади на одного проживающего, установленный постановлением Администрации местного самоуправления муниципального образования «Пригородный район» № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, сам по себе ответ главы АМС МО Пригородный район РСО-Алания №-п от ДД.ММ.ГГГГ не может быть оспорен, поскольку не затрагивает права и законные интересы заявителя. В то же время, решение о снятии Пацека В.П. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявителем не оспаривается, хотя имеет законный характер, поскольку принят в пределах полномочий, предусмотренных положениями ч.2 ст.27 Закона Республики Северная Осетия - Алания от 27.10.2006 №51 РЗ «О жилищной политике в Республике Северная Осетия - Алания», без существенных нарушений порядка его принятия, установленного частями 3 и 4 указанной нормы Закона, а его содержание соответствует требованиям вышеуказанного закона и ст.56 Жилищного кодекса РФ, регулирующих данные правоотношения. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям: В соответствии со ст.255 ГПК Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Из разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащемся в п.25 постановления от 10 февраля 2009 г. N 2 «О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ», следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Согласно ч.4 ст.255 ГПК Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Как следует из материалов дела, Пацека В.П., являющийся ветераном и инвалидом Великой Отечественной Войны, обратился к главе АМС МО - Пригородный район РСО-Алания с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, содержащим просьбу о содействии в восстановлении его на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, откуда ранее был снят решением жилищной комиссии АМС МО - Пригородный район РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, законность которого заявителем не оспорена. Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает порядок разрешения вопроса о восстановлении на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятых с такого учета, и полномочия органа местного самоуправления по принятию решения по разрешению такого вопроса. Поэтому, обращение заявителя правомерно было рассмотрено главой АМС МО - Пригородный район РСО-Алания, действующим в пределах своих полномочий в соответствии с Уставом муниципального образования, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в частности, в тридцатидневный срок дан письменный ответ (письмо №-п от ДД.ММ.ГГГГ) о невозможности удовлетворения просьбы Пацека В.П. по мотиву отсутствия правовых оснований в связи с его обеспеченностью жилой площадью соответственно учетной норме, установленной постановлением Администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район №803 от 29.12.2007 года не менее 10 кв.м. общей площади на одного проживающего, и намеренного ухудшения жилищных условий в результате продажи собственного жилого дома сыну ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что заявителем фактически оспаривается лишь письменный ответ главы АМС МО - Пригородный район РСО-Алания, данный на его обращение, и не является решением об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаемый в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, существенного несоответствия содержания оспариваемого ответа, требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения, не выявлено. В соответствии с ч.2 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Согласно положениям ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по основаниям, предусмотренным ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях. При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом,... категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с положениями п. 4 ст. 14 ФЗ РФ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий,... и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Реализация права на улучшение жилищных условий инвалидов Великой Отечественной войны осуществляется в соответствии с жилищным законодательством РФ. Согласно пункту 1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Положениями ст. 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Между тем, заявителем не было предоставлено главе АМС МО - Пригородный район РСО-Алания документов, подтверждающих его право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Согласно справке Архонского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ заявитель входит в состав семьи сына П.., являющегося согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого дома, расположенного по адресу: ... ..., общей площадью 104,8 кв.м., в нем состоят на регистрационном учете и проживает 5 человек, следовательно, общая площадь на каждого проживающего превышает учетную норму жилой площади, установленную постановлением Администрации местного самоуправления муниципального образования Пригородный район РСО-Алания №803 от 29.12.2007 в размере 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного проживающего для принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обоснованность вывода главы АМС МО - Пригородный район РСО-Алания о намеренном ухудшении заявителем жилищных условий, содержащегося в оспариваемом ответе, вытекает из его действий по заключению договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ об отчуждении собственного жилого дома, расположенного по адресу: ... ..., в пользу сына П. и подаче заявления от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, указывающих на искусственное создание заявителем правовых оснований состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Представленный представителем заявителя договор найма комнаты в жилом доме по адресу: РСО-Алания, ..., от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный заявителем с сыном, не влияет на вывод о соответствии содержания оспариваемого ответа, требованиям закона, поскольку заявителем не представлены доказательства, подтверждающие представление главе АМС МО - Пригородный район РСО-Алания указанного документа вместе со своим письменным обращением. Данные обстоятельства исключают признание оспариваемого ответа незаконным. Доводы представителя заявителя о том, что заявитель ухудшил свои жилищные условия не умышленно, а вынужденно, в силу пожилого возраста, в целях распоряжения своим имуществом до смерти, и ему не было известно об изменении п.4 ст.14 Федерального закона «О ветеранах», предусматривающего обеспечение инвалидов Великой Отечественной Войны жильем независимо от их имущественного положения, дающего ему право состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от его обеспеченности жилой площадью в составе семьи собственника жилого дома, в котором заявитель проживает, не может быть принят во внимание, поскольку реализация права на улучшение жилищных условий инвалидов Великой Отечественной войны осуществляется в соответствии с жилищным законодательством РФ. Отказывая в удовлетворении заявления, учитывается, что действующее законодательство РФ не предусматривает возможность обжалования содержания ответов на обращения граждан в случае их несогласия с ними. Пункт 4 ст. 5 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусматривает право граждан обжаловать только принятое по обращению решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения. Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что главой АМС МО - Пригородный район РСО-Алания не было принято решения или допущено какого-либо действия (бездействия) при подготовке и направлении ответа на обращение заявителя, нарушающие его права и свободы гражданина; создающие препятствия к осуществлению его прав и свобод; незаконно возлагающие на него какую-либо обязанность или ответственность. Следовательно, требования заявителя о признании незаконным решения АМС МО - Пригородный район РСО-Алания, не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, ч.4 ст.258 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : отказать в удовлетворении заявления Пацека Василия Петровича о признании незаконным решения главы Администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания от 28.04.2011 года и обязании поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в число очередников по состоянию на 2010 год. На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд РСО-Алания в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Председательствующий В.Н.Таймазов