решение по иску Курбанова Н.Н.



дело №2-28/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

сел. Октябрьское                 14 апреля 2011 года

Пригородный районный суд Республики Северная Осетия - Аланияв составе:

председательствующего - судьи Таймазова В.Н.,

при секретаре Остаевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курбанова Науруза Нурахмедовича к войсковой части 3754 внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании нарушенным права на получение пенсии по выслуге лет и инвалидности, взыскании убытков в виде недополученной пенсии, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Курбанов Н.Н., являясь военным пенсионером, обратился в суд с иском к войсковой части 3754 о взыскании суммы убытков в виде недополученной пенсии в размере <данные изъяты> рублей, которую он мог получить за период со дня исключения его из личного состава войсковой части 3754 - ДД.ММ.ГГГГ по день назначения ему пенсии по выслуге лет - ДД.ММ.ГГГГ, но не получил в силу виновного поведения войсковой части 3754, выразившегося в том, что командир части в нарушение требований Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не предпринял мер для своевременного назначения пенсии. Курбанов Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу по призыву в ВС СССР. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Отделе Исправительного Трудового Учреждения МВД РСО-Алания. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в различных подразделениях ВВ МВД РФ, дислоцирующихся на территории РСО-Алания, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по контракту в ВЧ 3754 Внутренних Войск МВД РСО-Алания в должности командира роты оперативного назначения по работе с личным составом. Приказом командира войсковой части 3748 Внутренних войск МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ был уволен по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Приказом командира войсковой части 3754 Внутренних войск МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ был исключен из списков личного состава части и со всех видов довольствия. ДД.ММ.ГГГГ Медико-социальной экспертизой был признан инвалидом 2 группы по общему заболеванию. С ДД.ММ.ГГГГ была установлена причина инвалидности - военная травма. Таким образом, на момент увольнения с военной службы выслуга лет составила более 20 лет, которая предоставляла ему право на получение пенсии. Однако, в нарушение действующего законодательства, ему, уволенному в запас ДД.ММ.ГГГГ, пенсия была назначена лишь ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты>. В связи с указанным нарушено его право на получение пенсионных выплат, предусмотренного ст. 39 Конституции РФ, ему причинен как материальный, так и моральный вред. Закон РФ №4468-1 от 12.02.1993 года не регулирует вопросы ответственности за задержку с назначением пенсии за прошлое время при отсутствии вины, как самого пенсионера, так и пенсионного органа. Между тем, задержка с назначением пенсии возникла по вине ответчика, поскольку необходимые документы Курбанова Н.Н. в Центр пенсионного обеспечения при МВД РСО-Алания не направлялись, что является нарушением Инструкции «По организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД РФ», утвержденной Приказом МВД РФ №418 от 27.05.2005 года, согласно которой документы для назначения пенсии лицам, уволенным с военной службы, оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы и предоставляются в пенсионные органы не позднее 10 дней со дня увольнения с военной службы военнослужащего. В нарушение требований Инструкции, командование не произвело соответствующих действий перед его увольнением по проверке данных о прохождении военной службы, по уточнению и подтверждению периода военной службы. Не был составлен расчет выслуги лет для назначения пенсии, подлежащий согласованию с пенсионным органом. На неоднократные требования и просьбы Курбанова Н.Н. командование ВЧ 3754 сообщало, что вся необходимая документация направлена в ЦПО при МВД РСО-Алания. Однако, ЦПО при МВД РСО-Алания в свою очередь неоднократно сообщал ему, что расчет выслуги лет на капитана Курбанова Н.Н. из войсковых частей не поступал. Согласно справке ЦПО при МВД РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, размер пенсии Курбановым Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ за выслугу лет составляет <данные изъяты> рубля <данные изъяты>. Размер причиненного ущерба в виде недополученной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет: <данные изъяты> рубль = <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рубля*36 месяцев) +<данные изъяты> рубля (<данные изъяты> рубля /30 дней*10 дней). Данный расчет соответствует принципу полного возмещения вреда, предусмотренному Конституцией РФ, и ГК РФ. Одновременно с требованием о возмещении убытков истец просит суд признать нарушенным его право на своевременное назначение и получение пенсии, как по выслуге лет, так и по инвалидности по вине командира войсковой части 3754 Внутренних Войск МВД Российской Федерации и взыскать с ответчика компенсацию причиненного морального вреда в сумме 50 000 рублей.

В ходе судебного разбирательства, представитель истца Курбанова Н.Н. - П., действующая на основании доверенности <адрес>9 от ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в суд с заявлением об изменении размера исковых требований, в котором просила взыскать с Войсковой части 3754 Внутренних Войск МВД РФ убытки в виде недополученной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей и компенсацию причиненного морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец Курбанов Н.Н. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении в полном объеме, и пояснил, что после увольнения он начал получать пенсию лишь в ДД.ММ.ГГГГ года, ранее сотрудники войсковой части 3754 препятствовали ему в проходе на территорию воинской части, подаче соответствующего заявления о назначении пенсии по выслуге лет, получении документов, необходимых для получения пенсии по выслуге лет, в частности, денежного аттестата. В 2007 году Военным судом было рассмотрено его заявление об оспаривании действий командира войсковой части, связанных с неправильным расчетом его выслуги лет и не направлением на военно-врачебную комиссию, что влияло на размер пенсии. После вынесения Военным судом решения об отказе в удовлетворении его заявления, пенсию по выслуге лет ему не оформили, с заявлением о назначении такой пенсии он не обращался, поскольку, учитывая, что в приказе командира войсковой части 3754 от ДД.ММ.ГГГГ об исключении его из списков войсковой части календарная выслуга лет была исчислена неправильно, ниже предела, дающего право на пенсию по выслуге лет, он не знал о пересчете ответчиком его выслуги лет до размера, дающего право на пенсию по выслуге лет. Поэтому вынужден был обратиться с заявлением в Управление Пенсионного фонда в <адрес> с заявлением о назначении пенсии по инвалидности, которую он получал с августа 2007 года до июля 2009 года, выплаты прекратились в связи с окончанием срока инвалидности. В ДД.ММ.ГГГГ году, когда ему стало известно о расчете его выслуги лет в размере, дающем ему право на получение пенсии по выслуге лет, он обратился с заявлением о назначении такой пенсии. В полученном им письме командира войсковой части 3754 от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости представить заявление о получении пенсии и фотографий не сообщалось о пересчете выслуги лет. Нарушение его права также выразилось в том, что он не может проходить лечение в госпитале, получать соответствующее медицинское обслуживание, проходить реабилитацию в военной поликлинике, и получать санаторно-курортное лечение.Срок исковой давности по его иску не пропущен, так как о наличии убытков ему стало известно с момент назначения пенсии по выслуге лет в июле 2009 года, поэтому причин пропуска срока исковой давности приводить не будет.

Представитель истца Курбанова Н.Н. - П., действующая на основании доверенности <адрес>9 от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, пояснив, что законом предусмотрено два основания для назначения военной пенсии: выслуга лет и военная травма. МСЭ присвоила ему инвалидность по причине военной травмы, однако материалы не направлялись в ВВК. За гражданской пенсией истец обратился вынужденно, после того как ему установили инвалидность 2 группы в июне 2007 года, так как не имел возможности получать военную пенсию, в связи с тем, что ответчик не предоставил Курбанову Н. Н. соответствующих документов, а именно: 1) денежного аттестата, который является неотъемлемой частью списка документов для предъявления в центр пенсионного обеспечения для назначения пенсии и оформляется на момент увольнения в соответствии с приказом МВД о пенсионном обеспечении, данный документ был изготовлен в 2009 году, хотя Курбанов Н. Н. уволен в 2005 году; 2) расчет выслуги лет по военной части, которого не было ни на момент исключения из списков личного состава части, ни на момент увольнения. На момент увольнения с военной службы выслуга лет Курбанова Н.Н. составляла более 20 лет, которые предоставляли ему право на получении пенсии. Однако, в нарушение закона, предусматривающего назначение и выплату пенсии после увольнения их со службы, Курбанову Н. Н. уволенному в запас ДД.ММ.ГГГГ, пенсия была назначена лишь ДД.ММ.ГГГГ в сумме-11 тысяч 834 рубля 34 копеек. Поскольку, нарушено его право на своевременное получение пенсионных денежных выплат, ему причинен как материальный, так и моральный вред. Так, в соответствии частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом. Согласно части 2 стати 39 Конституции Российской Федерации, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В силу части 1 статьи 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» данным Законом определяются условия и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих. В соответствии со статьей 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ, лица указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают права на пенсии за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, а также по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях предусмотренных настоящим Законом. В соответствии пунктом «б» статьи 13 названного Закона, лица указанные в статье 1 настоящего Закона имеют право на пенсию за выслугу лет, в случае увольнения их со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи организационно штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45 - летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба. В соответствии со статьей 19 указанного же Закона, право на пенсию по инвалидности имеют лица указанные в статье 1 настоящего Закона, ставшие инвалидами вследствие ранения контузии, увечья или заболевания, полученного в период прохождения службы. Согласно статье 6 настоящего Закона лицам, указанным в статьи 1, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. В соответствии со статьей 51 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ заявления о назначении пенсии предоставляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. В силу статьи 53 Закона Российской Федерации 4468-1 от ДД.ММ.ГГГГ, пенсия военнослужащим назначаются со дня увольнения со службы, а при установлении инвалидности со дня установления инвалидности. При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначаются со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней. Согласно статье 54 вышеуказанного Закона днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами. Согласно части 2 стати 58 Закона, сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Вместе с тем этот Закон не регулирует вопросы ответственности за задержку с назначением пенсии за прошлое время при отсутствии вины, как самого пенсионера, так и пенсионного органа. Между тем, задержка с назначением пенсии возникла из-за виновного поведения воинской части, поскольку длительное время командование воинской части 3754 не направляло необходимые документы в Центр пенсионного обеспечения при МВД РСО - Алания. Пенсия ему не была своевременно назначена в результате неправомерных действий со стороны командования войсковой части 3754 при увольнении со службы. Так, в соответствии пунктом 24 Инструкции «По организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками во внутренних войсках МВД РФ», утвержденной Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ , командир воинской части обязан:

- рассмотреть рапорт об увольнение с военной службы, учитывая при этом наличие выслуги лет для назначения пенсии за выслуги лет, состояние здоровья, - направить расчет выслуги лет для назначения пенсии военнослужащего, подлежащего увольнению, для согласования в соответствующий пенсионный орган;

- при необходимости направить военнослужащего на медицинское освидетельствование в соответствующую ВВК.

Порядок организации работы по пенсионному обеспечению военнослужащих, уволенных из внутренних войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, регламентировано Инструкцией «Об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства Внутренних Дел Российской Федерации» утвержденной Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пункту 4 Инструкции работа по пенсионному обеспечению военнослужащих внутренних войск, и их семей осуществляется в системе МВД России пенсионными органами во взаимодействии с финансовыми, кадровыми, медицинскими подразделениями воинскими частями внутренних войск. Согласно пункту 7 Инструкции документы для назначения пенсии лицам, уволенным с военной службы, оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы. Согласно пункту 8 Инструкции, кадровым подразделением по последнему военной службы военнослужащего проверяются данные о прохождении военной службы, уточняются и подтверждаются периоды военной службы, подлежащее зачету на льготных условиях (при необходимости запрашиваются архивы), после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому на пенсию, под роспись. Каждый пункт расчета выслуги лет должен содержать ссылку на соответствующую норму нормативно правового акта. Расчет выслуги лет может быть согласован за три месяца, предшествующие увольнению. При этом кадровым подразделением лицу, оформляемому на пенсию, разъясняются вопросы, связанные с пенсионным обеспечением. Согласно пункту 9 Инструкции перед увольнением и назначением пенсии, для определения степени годности к службе военнослужащие, по желанию проходят по направлению кадровых подразделений медицинское освидетельствование в военно-врачебных комиссиях, заключения которых хранятся в пенсионных делах. Согласно пункту 11 Инструкции, материалы о назначении пенсии предоставляются кадровыми подразделениями в пенсионные органы не позднее 10 дней со дня увольнения с военной службы военнослужащего. Согласно пункту 12 Инструкции, для назначения пенсии кадровыми подразделениями предоставляются следующие документы: заявление о назначении пенсии, расчет выслуги лет, денежный аттестат, свидетельство о болезни лиц, освидетельствованных ВВК, справка МСЭК о группе инвалидности. Согласно пункту 13 Инструкции, на основании предоставленных документов пенсионным органом составляются заключения о назначении пенсии, которые утверждаются уполномоченным должностным лицом МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Однако, в нарушение требований названных правовых актов, со стороны командования войсковой части 3754, перед увольнением с военной службы, не проверено данные о прохождении военной службы, не было уточнено и не подтверждено периоды военной службы, не было составлено расчет выслуги лет для назначения пенсии, и не было согласовано с пенсионным органом. На неоднократные требования и просьбы истца в командовании войсковой части ему сообщали, что все не обходимые документы направлены в Центр пенсионного обслуживания при МВД РСО - Алания. В связи с этим, он неоднократно с заявлением обращался в Центр пенсионного обслуживания при МВД 7 РСО - Алания. Однако, согласно сообщениям Центра пенсионного обслуживания при МВД РСО - Алания от ДД.ММ.ГГГГ, расчет выслуги лет на капитана Курбанова из войсковых частей 3754 и 3748 в Центра пенсионного обслуживания МВД РСО - Алания не поступал. Таким образом, право ее доверителя на своевременное получение пенсионных денежных выплат было нарушено, чем ему был причинен ущерб.

Представитель ответчика - войсковой части 3754 внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал в связи с их необоснованностью, при этом пояснил, что истец являлся военнослужащим, в ДД.ММ.ГГГГ году был исключен из списков личного состава, выслуга лет была исчислена в приказе об исключении из списка. В ДД.ММ.ГГГГ года был размер выслуги лет был пересчитан, в связи с чем в ДД.ММ.ГГГГ года были внесены изменения в приказ, и сформирован пенсионный материал, в котором содержался расчет выслуги лет. Данный расчет давал ему право на получение пенсии и признан вступившим в законную силу судебным актом, однако истец не подал заявление о назначении пенсии по выслуге лет, а по своему выбору стал получать гражданскую пенсию по инвалидности, размер которой был выше пенсии по выслуге лет. Кроме того, истцом был пропущен срок исковой давности, начавший течь не позже вынесения решения Военного суда, из которого он должен был узнать о пересчете выслуги лет, дающего ему право на получение пенсии по выслуге лет. Военная травма Курбанову была установлена после того как была назначена пенсия по выслуге лет. Экспертизой установлено, что он получил военную травму во время военной службы, но материалы в ВВК не направлялись. Приказ, изданный в ДД.ММ.ГГГГ командиром ВЧ 3748, отличается от изданного в последующем командиром войсковой части 3754 в связи с тем, что в личном деле Курбанова Н.Н. отсутствовали необходимые подтверждающие выслугу лет документы. Воинской частью были направлены запросы по соответствующим организациям, затем получены ответы, произведен перерасчет в сентябре ДД.ММ.ГГГГ и установлена выслуга лет. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в полном объеме по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

В соответствии с п. "а" ст. 53 указанного Закона, пенсии в соответствии с настоящим Законом назначаются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, - со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.

В соответствии с п. 11 ст. 38 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Судом установлено, что приказом командира войсковой части 3748 ВВ МВД Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.8) капитан Курбанов Н.Н. уволен с действительной военной службы с должности заместителя командира роты оперативного назначения в запас по подпункту «а» п.1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» и подпункту «а» п.3 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе).

Приказом командира войсковой части 3754 от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.9) капитан Курбанов Н.Н. исключен из списков части и всех видов довольствия.

В соответствии со ст. 54 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пенсия назначается со дня подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами.

Исходя из смысла приведенной нормы, назначение пенсии носит заявительный характер, для ее назначения необходима подача письменного заявления.

Как следует из материалов дела, истец обратился к начальнику ЦПО (Центра пенсионного обеспечения) МВД РСО-Алания с заявлением о назначении пенсии в связи с увольнением со службы ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.46). Факт обращения истца с таким заявлением в 2006 году, после увольнения, подтверждения не нашел.

Таким образом, вследствие отсутствия сведений об обращении истца с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет до ДД.ММ.ГГГГ, права на назначение ему пенсии с ДД.ММ.ГГГГ истец не приобрел.

В соответствии со ст.1069 ГК Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Между тем, не нашли своего подтверждения доводы истца о наличии виновного поведения ответчика в несвоевременном назначении ему пенсии по выслуге лет и причинении убытков, выразившиеся в неправильном расчете выслуги лет, невыдаче документов, необходимых для назначения пенсии, и не направлении на военно-врачебную комиссию, что препятствовало ему в обращении с заявлением о назначении пенсии.

Указанные выводы основаны на обстоятельствах, установленных вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу по заявлению истца об оспаривании действий командира войсковой части 3754, связанных с его увольнением, исключением из списков войсковой части, расчетом выслуги лет для назначения пенсии, невыплатой компенсации взамен вещевого имущества, не направлением на военно-врачебную комиссию путем подачи заявления в суд. Решением Владикавказского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу после рассмотрения дела в суде кассационной инстанции по кассационной жалобе Курбанова, в удовлетворении указанного заявления было отказано, ввиду отсутствия нарушений при расчете выслуги лет Курбанова и не направлении его на военно-врачебную комиссию (т.1 л.д. 58-66, 67-71).

Согласно п.11 Инструкции «По организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД РФ», утвержденной Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой документы для назначения пенсии лицам, уволенным с военной службы, оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы и предоставляются в пенсионные органы не позднее 10 дней со дня увольнения с военной службы военнослужащего.

Пунктом 12 указанной Инструкции предусмотрено, что для назначения пенсии кадровыми подразделениями представляются следующие документы:

12.1. Пенсии за выслугу лет и по инвалидности:

а) заявление о назначении пенсии (приложение N 1);

б) расчет выслуги лет (приложение N 2);

в) денежный аттестат;

г) свидетельство о болезни лиц, освидетельствованных ВВК;

д) справка МСЭК о группе инвалидности (инвалиду и иждивенцам-инвалидам);

е) справка соответствующего органа, в компетенцию которого входит выдача документов, подтверждающих состав семьи и степень родства (при назначении надбавки на иждивенцев);

ж) справка из органов социальной защиты населения, ПФ России о неполучении пенсии по линии этих органов, либо прекращении ее выплаты (при необходимости);

з) копии удостоверений, на основании которых осуществляется реализация прав и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В письме командира войсковой части 3754 от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.53) Курбанову Н.Н. сообщалось о направлении в Центральный пенсионный отдел МВД РСО-Алания пенсионного материала для назначения ему социального пособия по выслуге лет, однако к производству принят не был ввиду отсутствия заявления о назначении социального пособия, денежного аттестата и фотографий.

Между тем, отсутствие денежного аттестата в направленном пенсионном материалене может быть признано обстоятельством, вызвавшим убытки истца, поскольку заявление о назначении пенсии Курбановым Н.Н. подано не было, что препятствовало назначению пенсии по выслуге лет.

При этом, и ранее Курбанову Н.Н. на его жалобу в ответе от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.10-14), содержащем разъяснение обоснованности расчета выслуги лет для назначения пенсии, командиром войсковой части 3748 сообщалось о необходимости подачи заявления о назначении пенсии начальнику ЦПО МВД РСО-Алания, после чего все необходимые документы будут переданы в Центральный пенсионный отдел МВД РСО-Алания.

В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из письма Управления Пенсионного фонда по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.117), Курбанов Н.Н. являлся получателем пенсии по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы.

Таким образом, Курбанов Н.Н., имея право на различные пенсии, в том числе, по выслуге лет, по собственному выбору реализовал право на получение трудовой пенсии по инвалидности.

При этом, доводы истца об учинении сотрудниками войсковой части 3754 ему препятствий в подаче заявления о назначении пенсии по выслуге лет до 2009 года несостоятельны, поскольку из представленной переписки между сторонами и Центральным пенсионным отделом МВД РСО-Алания (т.1 л.д.10-23, 26-28) следует, что у Курбанова Н.Н. имелись к ответчику претензии относительно определения его выслуги лет, однако в ней отсутствуют сведения о подаче им заявления о назначении пенсии по выслуге лет, которое в случае, указанном в доводе истца, могло им направлено по почте, также, как направлялись им в адрес войсковой части 3754 другие заявления.

Не могут быть приняты во вниманиеи доводы истца о том, что препятствием для подачи заявления о назначении пенсии по выслуге лет являлась ошибочно исчисленная календарная выслуга лет в приказе командира войсковой части 3754 от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.9) об исключении его из списков войсковой части, не дающего права на пенсию по выслуге лет, поскольку согласно расчету выслуги лет на пенсию от ДД.ММ.ГГГГ, составленного войсковой частью 3754, выслуга лет Курбанова Н.Н. была пересчитана и составила 20 лет, два месяца и 10 дней, что в силу статьи 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» давало ему право на получение пенсии по выслуге лет. Об этом пересчете выслуги лет Курбанов Н.Н. должен был узнать из решения Владикавказского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в котором имеются выводы суда о размере выслуги лет.

Самостоятельным основанием для отказа в иске является пропуск срока исковой давности, о чем заявлено ответчиком.

В соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (абзац 2 ч.2 ст.199 ГК Российской Федерации).

Согласно п.1 ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

Как было установлено судом, о наличии права на пенсию по выслуге лет Курбанов Н.Н. должен был узнать не позже ДД.ММ.ГГГГ года из решения Владикавказского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которое им было обжаловано. Таким образом, не позже указанного времени истцу должно было стать известным об убытках, связанных с неполучением пенсии по выслуге лет в период с ДД.ММ.ГГГГ до указанного времени, и возможности предъявления иска о признании нарушенным права на получение пенсии по выслуге лет и взыскании убытков.

При таких обстоятельствах, срок исковой давности по предъявленному иску истек не позже ДД.ММ.ГГГГ года. Истцом не приведены уважительные причины пропуска исковой давности.

В соответствии с ч.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Истцом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих наличие убытков в результате неполучения им пенсии по выслуге лет в период с ДД.ММ.ГГГГ по день назначения пенсии по инвалидности - ДД.ММ.ГГГГ, а также в период получения им пенсии по инвалидности до ДД.ММ.ГГГГ. В частности, истцом не представлены данные о превышении суммы неполученной пенсии по выслуге лет полученной суммы пенсии по инвалидности.

Расчеты истца, содержащиеся в исковом заявлении и заявлении об уменьшении размера иска, являются безосновательными в связи с использованием в них в качестве исходных данных размера предполагаемой пенсии по выслуге лет в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год размер пенсии - <данные изъяты> рубля, рассчитанный, согласно показателю расчета пенсии, на ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из материалов пенсионного дела (показатели расчета пенсии) размер пенсии по выслуге лет Курбанова Н.Н. за предыдущий период на ДД.ММ.ГГГГ составлял <данные изъяты> рублей и лишь в последствии начал увеличиваться, в том числе и в связи с установлением военной травмы заключением ЦВВК МВД России от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пояснениям старшего инспектора Центрального пенсионного отдела МВД РСО-Алания Ш., привлеченной к участию в деле в качестве специалиста в области начисления пенсий, и произведенных ею расчетов, предполагаемый размер пенсий по выслуге лет, исчисленный за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы, не превышал размер пенсии по инвалидности, получаемый истцом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.

При вышеизложенных обстоятельствах, не имеется оснований и для взыскания компенсации морального вреда, поскольку истцом не приведены доказательства, подтверждающие факт причинения истцу нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска Курбанова Науруза Нурахмедовича к войсковой части 3754 внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании нарушенным права на получение пенсии по выслуге лет и инвалидности, взыскании убытков в виде недополученной пенсии, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания через Пригородный районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий       В.Н.Таймазов