дело №2-38/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Октябрьское 13 января 2011 года
Пригородный районный суд Республики Северная Осетия - Алания в составе:
председательствующего - судьи Таймазова В.Н.,
при секретаре Остаевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владикавказского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации местного самоуправления Михайловского сельского поселения о признании незаконным бездействия, выразившееся в неисполнении обязательств в сфере обращения с отходами производства и потребления и непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок, и обязании ликвидировать несанкционированные свалки,
УСТАНОВИЛ:
Владикавказский транспортный прокурор обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование иска указал, что 17 ноября 2010 года Владикавказской транспортной прокуратурой с привлечением заместителя начальника Прохладненской дистанции пути - структурного подразделения Минераловодского отделения - филиала ОАО «РЖД» Абаева А.Т., заместителя начальника Северо-Кавказского территориального управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Чернобай Л.А., проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об охране окружающей среды в полосе отвода железной дороги, пролегающей на территории Республики Северная Осетия-Алания, включенной в зону ответственности Владикавказской транспортной прокуратуры. Поверкой выявлены нарушения требований Федеральных законов от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.п.1.2, 3.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест. СанПиН 42-128-4690-88, утвержденными Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88, Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 №16 «О введении в действие санитарных правил вместе с «Гигиеническими требованиями к устройству содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». СП 2.1.7.1038-01. В частности, в полосе отвода железной дороги на расстоянии 5-10 метров от железнодорожного полотна пролегающего по территории Михайловского сельского поселения Пригородного района РСО-Алания, <адрес>, обнаружены очаговые несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и мусора. Полоса отвода железной дороги <адрес> со стороны несанкционированной свалки составляет 27,7 метра от крайнего рельса. Полоса отвода железной дороги 14км. <адрес>, со стороны несанкционированной свалки составляет 87,5 метра, от крайнего рельса. Полоса отвода железной дороги <адрес>, составляет со стороны несанкционированной свалки 23,5 метра от крайнего рельса.
Состав мусора несанкционированных свалок, обнаруженных в полосе отвода железной дороги, пролегающей по территории Пригородного района РСО-Алания, а именно по территории администрации местного самоуправления Михайловского сельского поселения, свидетельствует о том, что происхождение указанных отходов и мусора не связано деятельностью инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта, относится к категории бытовых отходов и потребления населения близрасположенных населенных пунктов.
Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработка бытовых и промышленных отходов.
Согласно Уставу муниципального образования,статус и границы Пригородного районаРеспублики Северная Осетия-Алания определены Законом Республики Северная Осетия-Алания от 05 марта 2005 года № 18-РЗ «Об установлении границ муниципального образования Пригородный район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований - городского и сельских поселений и установлении их границ».
Статей 3 Устава муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 4 Устава муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания, органы местного самоуправления Пригородного района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав Пригородного района, о передаче им для осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Пригородного района в бюджеты соответствующих поселений, в связи с чем, к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Нормами ч.2 ст.21, ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора,а в соответствии с ст.9 Закона РСО-Алания об охране окружающей природной среды от 22 октября 2007 года № 51-РЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Северная Осетия-Алания, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Кроме того, в соответствии со ст.12 и 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2010), а также п. 2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 №16 «О введении в действие санитарных правил вместе с «Гигиеническими требованиями к устройству содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». СП 2.1.7.1038-01, вывоз отходов производства и потребления допускается только на специализированные полигоны твердых бытовых отходов, вывоз указанных отходов на специализированные свалки не допускается. Несанкционированные свалки подлежат ликвидации. Органы местного самоуправления обязаны регулярно проводить очистку территории от мусора с вывозом его на санкционированные полигоны.
Федеральным законом «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера» (в ред. Федеральных законов от 28.10.2002 N 129-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.12.2006 N 206-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.10.2007 N 241-ФЗ) к числу техногенных чрезвычайных ситуаций отнесенонесанкционированное размещение отходов производства и потребления в окружающей природной среде, которые могут стать источниками событий чрезвычайного характера.
Следовательно, несанкционированные свалки представляют потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций.
Выявленные проверкой нарушения Федеральных законов и нормативных правовых актов являются следствием неисполнения администрацией местного самоуправления Михайловского сельского поселения требований законодательства об охране природы, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах производства и потребления при обращении с отходами производства и потребления, ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, создают опасность причинения вреда окружающей среде,нарушают конституционные права граждан на благоприятную среду.
В настоящее время эксплуатация несанкционированных свалок не прекращена. Администрацией местного самоуправления Михайловского сельского поселения меры по ликвидации несанкционированных свалок, образовавшихся в полосе отвода железной дороги, пролегающей по территории администрации местного самоуправления Михайловского сельского поселения не принимаются, что свидетельствует о неисполнении администрацией местного самоуправления Михайловского сельского поселения ст.4 Устава муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания, ст. ст. 14, 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в части организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Бездействием администрации местного самоуправления Михайловского сельского поселения по ликвидации несанкционированных свалок, нарушаются интересы не только жителей, проживающих вблизи железной дороги, но и граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, поскольку попадание твердых бытовых отходов на железнодорожные пути из несанкционированных свалок, расположенных в непосредственной близости от железнодорожного полотна, представляет серьезную угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта, здоровью и жизни граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, сохранности имущества и подвижного состава ОАО «РЖД».
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, одним из способов защиты прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Поскольку определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются бездействием администрации местного самоуправления Михайловского сельского поселении не представляется возможным, на основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Просит признать бездействие администрации местного самоуправления Михайловского сельского поселения, выразившееся в неисполнении возложенных Федеральными законами и нормативными правовыми актами обязательств в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в полосе отвода железной дороги, пролегающей по территории администрации местного самоуправления Михайловского сельского поселения, образовавшихся в результате вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории неподалеку расположенных населенных пунктов, происхождение которых не связано с деятельностью инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта незаконным.
Обязать администрацию местного самоуправления Михайловского сельского поселения, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в полосе отвода железной дороги, пролегающей по территории администрации местного самоуправления Михайловского сельского поселения, а именно расположенные на <адрес>, образовавшиеся в результате вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории неподалеку расположенных населенных пунктов, происхождение которых не связано с деятельностью инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник Владикавказского транспортного прокурора Бетеев С.Г. поддержал исковые требования, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика глава Михайловского сельского поселения Пригородного района РСО-Алания Каркусов М.А. в судебном заседании признал исковые требования в полном объеме, пояснив, что несанкционированные, стихийные свалки образуются ввиду неправомерного поведения некоторых жителей поселения. Своевременной ликвидацией стихийных свалок Администрация не занимается ввиду отсутствия материальных средств. Образованные несанкционированные, стихийные свалки на территории сельского поселения будут ликвидированы в кратчайшие сроки путем вывоза на полигон для твердых бытовых отходов.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям:
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
проводилась проверка соблюдений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об охране окружающей среды в полосе отвода железной дороги пролегающей на территории РСО-Алания, включенную в зону ответственности Владикавказской транспортной прокуратуры.
Как следует из представленных доказательств, проверкой Владикавказской транспортной прокуратуры установлено, что в полосе отвода железной дороги на расстоянии 5-10 метров от железнодорожного полотна пролегающей по территории Пригородного района РСО-Алания <адрес> обнаружены очаговые несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и мусора в нарушении требований п.2 ст.21 Федерального Закона №32-ФЗ от 30.031999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также 1.2 3.2 Санитарных правил содержания населенных мест СанПиН 42-128-4690-88.
Состав мусора несанкционированных свалок обнаруженных на территориях упомянутых муниципальных образований показал, что он не относится к деятельности инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта. Попадание твердых бытовых отходов на железнодорожные пути из несанкционированных свалок, расположенных в непосредственной близости от железнодорожного полотна вызывают особое беспокойстве, так как представляют серьезную угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта, здоровью и жизни граждан пользующихся услугами железнодорожного транспорта, сохранности имущества и подвижного состава ОАО «РЖД». Наличие свалочных очагов бытового мусора в полосе отвода железной дороги, оказывает неблагоприятное воздействие на среду обитания, создает условия к загниванию и разложению отходов, размножению грызунов переносчиков инфекционных заболеваний и является фактором возникновения угрозы причинения вреда здоровью человека и окружающей среды.
Согласно п.18 ст.14 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения, помимо прочих, относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов мусора.
В соответствии со ст.3 п.10 Устава муниципального образования - Пригородный район РСО-Алания, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; п.13 организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; относятся к вопросам местного значения муниципального района.
В силу п.3 Приказа МПС РФ от 15.05.1999 года «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог» Содержание полосы отвода должно соответствовать градостроительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным требованиям, устанавливаемым нормативно правовым актам РФ, а также соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Статья 13 ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» говорится о требованиях к обращению с отходами на территориях муниципальных образований.
1.Территории муниципальных образований подлежат регулярной отчистке отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
2.Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляю органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п.2 Постановления Главного государственного врача РФ от 30.05.2001 года №16 «О введений в действие санитарных правил» (вместе с гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов СП 2.1.7.1038-01), вывоз отходов производства и потребления допускается только на специальные полигоны твердых бытовых отходов, вывоз указанных отходов на специализированные свалки не допускается. Несанкционированные подлежат ликвидации. Органы местного самоуправления обязаны регулярно проводить очистку территории от мусора с вывозом его на санкционированные полигоны.
При таких обстоятельствах бездействие Администрации местного самоуправления Михайловского сельского поселения Пригородного района РСО-Алания по ликвидации несанкционированных свалок и утилизации отходов может служить одной из причин загрязнения окружающей среды и вредного воздействия отходов на здоровье человека.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать бездействие Администрации местного самоуправления Михайловского сельского поселения Пригородного района РСО-Алания выразившееся в неисполнении возложенных Федеральными законами и нормативными правовыми актами обязательств в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в полосе отвода железной дороги, пролегающей по территории администрации местного самоуправления Михайловского сельского поселения, образовавшихся в результате вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории неподалеку расположенных населенных пунктов, происхождение которых не связано с деятельностью инфраструктуры.
Обязать Администрации местного самоуправления Михайловского сельского поселения Пригородного района РСО-Алания в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в полосе отвода железной дороги, пролегающей по территории администрации местного самоуправления Михайловского сельского поселения, а именно расположенные на <адрес>, образовавшиеся в результате вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории неподалеку расположенных населенных пунктов, происхождение которых не связано с деятельностью инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд РСО-Алания в течение 10 дней.
Председательствующий ___________________