решение от 01.102010г.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Федеральный судья Прибайкальского районного суда <адрес> Ваганова Е.С. единолично, при секретаре Никитиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к МДОУ «<адрес>» об обязании получения лицензии на медицинскую деятельность,

УСТАНОВИЛ:

<адрес>, обращаясь в суд в иском, просил обязать <адрес>ную администрацию, Муниципальное учреждение «Управление образования <адрес>», МДОУ «<адрес>» получить лицензию на медицинскую деятельность.

Определением суда производство по делу в части обязания получить лицензию <адрес>ную администрацию, Муниципальное учреждение «Управление образования <адрес>» прекращено.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> РБ Тесленко Ю.В. исковые требования в части обязания МДОУ «Турунтаевский <адрес>» лицензию на медицинскую деятельность поддержала, указав, что в ходе проведенной проверки установлено, что в МДОУ имеется медицинский кабинет, в штате предусмотрена ставка медицинской сестры, при этом лицензия на осуществление медицинской деятельности отсутствует. Согласно п. 1.9, 1.10 Устава МДОУ, образовательное учреждение реализует общеобразовательные программы дошкольного образования; обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 3-х до 6,5 лет. Установлено, что медицинское обслуживание в Учреждении осуществляет штатная медицинская сестра, которая совместно с администрацией Учреждения отвечает за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса (п. 1.11 Устава). В соответствии со ст. 51 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании», главой 2 Устава учреждения образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников; организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения; ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Согласно п.2.16 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03 медицинские работники ДОУ проводят: медицинские осмотры детей при поступлении в учреждения с целью выявления больных, в т.ч. на педикулез; систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья; работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок; распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием; информирование руководителей учреждения, воспитателей, методист физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья; ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи (при необходимости), выявление заболевших детей, своевременную их изоляцию; оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев; сообщение в территориальные учреждения здравоохранения и центры Госсанэпиднадзора о случае инфекционных и паразитарных заболеваний среди воспитанников и персонала учреждения в течение 2 часов после установления диагноза в установленном порядке; систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом; организацию и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий; работу по формированию здорового образа жизни с персоналом и детьми, организацию "дней здоровья", игр, викторин на медицинскую тему; медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья; контроль за пищеблоком и питанием детей; ведение медицинской документации.

Как следует из информации начальника Муниципального учреждения «Управление образования <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Ляхова А.И. медицинские работники МДОУ осуществляют следующие мероприятия: медицинский осмотр детей (утро) при необходимости, выявление заболевших детей, оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев; распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием; систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом; организация и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий; медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре; контроль за пищеблоком и питанием детей; ведение медицинской документации.

Кроме того, из должностных обязанностей медицинской сестры МДОУ следует, что фактически медицинская деятельность, осуществляемая ею относится к доврачебной и связана с выполнением работ по диетологии (ведение бракеражного журнала, составление и раскладывание ежедневного меню, контроль за качеством продукции, качеством приготовления пищи, расчет химического состава и калорийности пищевого рациона и т.д.), а также медицинскими осмотрами.

Поскольку право Учреждения осуществлять деятельность, на которую в соответствии с действующим законодательством требуется специальное разрешение, возникает у Учреждения с момента его получения или в указанный в нем срок, считает, что функционирование учреждения без соответствующей лицензии, является грубым нарушением действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и лицензировании, создает потенциальную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, ущемляет права неопределенного круга лиц на получение медицинских услуг надлежащего качества и уровня, подтвержденного лицензией и санитарно-эпидемиологическим заключением.

Представитель ответчика МДОУ «<адрес>» Елюбанова А.А., действующая на основании доверенности, с исковым требованием прокурора не согласилась, указав, что в соответствии с п.4 ст.51 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании», п.25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения, а образовательное учреждение обязано предоставить помещение для работы медицинского персонала. Кроме того, в соответствии с п. 5 Типового положения основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,. Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Ведение медицинской деятельности данным перечнем задач не предусмотрено, а также не закреплено в Уставе МДОУ. В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» лицензирование медицинской деятельности осуществляется соответствующими государственными органами субъектов РФ и только лишь для организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, к которым МДОУ не относится. Ссылку прокурора на приложение к Положению, определяющему перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, также считают необоснованной, так как МДОУ данные работы не осуществляет. Распределение детей на группы для занятий физической культурой, медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре, медицинский осмотр детей при необходимости, выявление заболевших детей в данный перечень не включены, а также данные работы отсутствуют в приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждающем порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи. Кроме того, в соответствии с указанным Положением для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности требуется наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, а также обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам); наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности. Выполнение вышеперечисленных требований по объективным обстоятельствам для МДОУ невозможно. Считает, исковые требования прокурора <адрес> об обязании получить лицензию на медицинскую деятельность незаконными и необоснованными, просила суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч.1 ст. 51 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников; организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения; ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. В соответствии с п.4.4 Устава МДОУ ребенку гарантируется охрана жизни и здоровья.

Согласно п.4 ст.51 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании», п.25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения, а образовательное учреждение обязано предоставить помещение для работы медицинского персонала.

В силу ст.ст.4, 5 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ год. «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. В целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ Правительства РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.

Порядок лицензирования медицинской деятельности определен в Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п.2 Положения лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохра­нения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной меди­цинской помощи), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохра­нения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой органи­зациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохра­нения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (далее - лицен­зирующие органы).

Согласно п. 4 Положения медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Утвержден порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи, а также определен Перечень работ и услуг.

По смыслу вышеуказанных положений лицензирование медицинской деятельности возможно при наличии следующих составляющих - отнесение Лицензиата к системе здравоохранения, а также факт осуществления им медицинской деятельности.

При этом судом установлено, что МДОУ «<адрес>» <адрес> РБ – является дошкольным образовательным учреждением и в соответствии с направленностью деятельности имеет вид – детский сад, реализует общеобразовательные программы дошкольного образования, обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 3 до 6,5 лет. (п.1.1 Устава МДОУ).

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об Утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» Детский сад не относится к системе здравоохранения, не относятся к ней и медицинские кабинеты Детских садов.

Не нашло своего подтверждения в судебном заседании и то обстоятельство, что работы, выполняемые медицинской сестрой МДОУ могут быть отнесены к медицинской деятельности. Так, в обоснование заявленных требований прокурор указывает, что фактически медицинская деятельность, осуществляемая медсестрой относится к доврачебной и связана с выполнением работ по диетологии (ведение бракеражного журнала, составление и раскладывание ежедневного меню, контроль за качеством продукции, качеством приготовления пищи, расчет химического состава и калорийности пищевого рациона и т.д.), а также медицинскими осмотрами.

Суд считает данный довод ошибочным. При этом суд учитывает, что диетология это наука о питании больных, изучающая и обосновывающая принципы питания при различных заболеваниях (Большая медицинская Энциклопедия), в связи с чем функции, выполняемые медсестрой МДОУ не могут быть отнесены к виду работ при осуществлении доврачебной медицинской помощи по диетологии. Медицинские осмотры также не относятся к доврачебной медицинской помощи (ч.1 Перечня). Опрошенная в судебном заседании зам.начальника Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по РБ ТО Управления Роспотребнадзора по РБ в <адрес> Смирнова Е.Л. пояснила, что функции, указанные в должностных обязанностях медицинской сестры МДОУ не относятся к медицинской деятельности, а работа в части составления меню, расчета химического состава и калорийности пищевого рациона и т.д. не относятся к работам по диетологии в доврачебной медицинской помощи, поскольку диетология в данном смысле применяется к лечению больных людей. Медицинские осмотры проводимые работником МДОУ также не относятся к медицинской деятельности, поскольку осмотр проводится визуально, без использования каких-либо специальных предметов. Опрошенная в качестве свидетеля медицинская сестра МДОУ Коренева О.В. пояснила, что она имеет средне-специальное медицинское образование. В МДОУ имеется медицинский кабинет, в котором имеются кушетка, ростомер, весы, тонометр, из препаратов имеются зеленка, йод, бинты, других лекарственных средств не имеется. Ежедневные осмотры детей ею проводятся визуально; в случае возникновения экстренных ситуаций она вызывает родителей или скорую медицинскую помощь. Кроме того указала, что за период работы в МДОУ она повышение квалификации не проходила.

Что касается доводов прокурора о том, что в МДОУ имеется медицинский кабинет в котором частично имеется медицинское оборудование, а также в штат включена должность медицинской сестры, то последние не могут являться достаточным основанием для получения лицензии на медицинскую деятельность.

Вместе с тем заслуживают внимания доводы представителя ответчика о том, что в Положении о лицензировании медицинской деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ, закреплено требование о наличии у руководителя Учреждения высшего или среднего медицинского образования, в связи с чем на практике применить данную норму невозможно, поскольку руководители детских садов не имеют медицинского образования, требуется наличие профессионального педагогического образования.

В силу вышеизложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что обязанность по получению лицензии на медицинскую деятельность не может быть возложена на МДОУ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> к МДОУ «<адрес>» об обязании получения лицензии на медицинскую деятельность, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней через Прибайкальский районный суд РБ.

Федеральный судья: верно: