Решение по Липатниковой Т.Н. к администрации о понуждении принять меры по закрытию кладбища



Решение

Именем Российской Федерации

01 февраля 2011г.с. Турунтаево

Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Ринчино Ц.В.,

при секретаре Тимофееве Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Липатниковой Н.В., Буянтуева С.Л., Машкович А.Я., Яковлев П.Г. к администрации МО СП «<данные изъяты>», администрации <данные изъяты> о понуждении закрыть кладбище, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Липатникова Н.В., Буянтуев С.Л., Машкович А.Я., Яковлев П.Г. обратились в суд с вышеуказанным иском, просят обязать администрацию МО СП «<данные изъяты>»:

- огородить кладбище по его фактическому расположению; по периметру кладбища высадить полосу зеленых насаждений шириной не менее 20 м.; запретить захоронения на кладбище расположенном на въезде в <адрес> РБ.

Кроме того, просят обязать администрацию <данные изъяты> выделить территорию для нового кладбища, в порядке компенсации морального вреда предоставить истцам земельные участки, расположенные в <адрес> Республики Бурятия и компенсацию на строительство жилых домов.

Исковые требования истцов мотивированы тем, что у администрации МО СП «<данные изъяты>» не имеется соответствующих документов (заключений, разрешений) на кладбище расположенное в вышеуказанной местности, которое располагается вблизи жилого массива <адрес>. По решению суда от ДД.ММ.ГГГГ администрацию МО СП «<данные изъяты>» обязали установить ограждения по всему периметру кладбища, вместо этого администрация, нарушая Федеральный закон № 52 -ФЗ «О санитарном -эпидемиологическом благополучии населения», огородило территорию кладбища на № га больше чем положено, создав невозможное проживание, поскольку захоронения находятся рядом с жилыми домами и огородами. Уклон горы, где расположено кладбище, направлен прямо в сторону земельных участков, где расположены жилые дома с огородами, колодцами и хозяйственными постройками, куда стекают подземные и сточные воды с кладбища, непосредственная близость захоронений создает экологическую угрозу, оказывает негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду в частности на <данные изъяты>, которое находится в 300 м. от кладбища, а также на реку <данные изъяты>.

В ходе судебного заседания истица Липатникова Н.В. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, просит удовлетворить исковые требования.

От истцов Машкович А.Я., Яковлева П.Г. поступили заявления о рассмотрении в их отсутствии.

Истец Буянтуев С.Л. извещенный о дне и месте судебного заседания в суд не явился, заявлений об отложении судебного заседания не поступало, ответчики настаивают на рассмотрении дела по существу. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца Буянтуева С.Л.

Ответчик глава администрации МО СП «<данные изъяты>» С.В.Л. с иском не согласен, суду пояснил, что кладбище в <адрес>, образовано с момента основания самого села. Истцы, приобретая земельные участки и жилые дома, знали и видели, что рядом расположено кладбище. Не отрицает, что разрешительных документов на действующее кладбище не имеется. По решению суда администрация МО СП «<данные изъяты>» огородило кладбище по старым столбам, которые сгнили, а также устранили другие санитарные нарушения предусмотренные решением суда. В настоящее время имеется генеральный план развития МО СП «<данные изъяты>» в котором предусмотрена организация кладбища в местности «<данные изъяты>», после утверждения генерального плана действующее кладбище будет закрыто. Просит отказать в исковых требованиях.

Представитель администрации <данные изъяты> по доверенности И.М.В. с иском не согласна, суду пояснила, что исковые требования истцов к администрации <данные изъяты> в части взыскания компенсации морального вреда не основаны на законе, просит отказать в иске.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд считает необходимым частично удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.

На основании п. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст. 17 ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Установлено, что при въезде в <адрес> РБ с правой стороны от автодороги «<данные изъяты>» расположено кладбище, которое находится в ведении МО СП «<данные изъяты>», что не отрицается главой администрации МО СП «<данные изъяты>».

Истцы Липатникова Н.В., Буянтуев С.Л. имеют право собственности на земельные участки, расположенные по адресу: РБ, <адрес>, что подтверждается свидетельствами о праве собственности на имя указанных лиц.

По результатам санитарно- эпидемиологического обследования вышеуказанного

кладбища от ДД.ММ.ГГГГ составлена справка Прибайкальским отделением филиала

ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Республики Бурятия в Баргузинском районе» из

которой видно, что устройством кладбища не предусмотрена санитарно-защитная зона №. в соответствии с п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 - 03 «Санитарно-защитные зоны и унитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», рельеф местности на которой расположено кладбище, имеет уклон в сторону населенного пункта в нарушение 2.4 СанПиН 2.1.1279 - 03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и удержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», установленное место для сбора и временного хранения ТБО не имеет твердого покрытия и

ограждения, что являетсянарушениемп.7.10СанПиН2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения», необходимо произвести замену мусоросборногоконтейнерадеревянного исполнениянаметаллический.

Администрацией поселения не выполняются противоклещевые и дератизационные мероприятия на территории кладбища, что является нарушением ст. 29 Федерального закона № - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 7.7 МУ ДД.ММ.ГГГГ - 03 «Организация эпидемиологического надзора за клещевым риккетсиозом». Отсутствует ограждение по периметру кладбища.

Каких либо других нарушений положений СанПиН в ходе обследования кладбища, представителем ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Республики Бурятия в Баргузинском районе» не обнаружено.

Решением Прибайкальского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ постановлено обязать МО СП «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил на территории вышеназванного кладбища, а именно принять меры по замене мусоросборного контейнера деревянного исполнения на металлический; провести противоклещевые и дератизационные мероприятия; установить ограждения по всему периметру кладбища.

Из ответа Минрегион России от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проект схемы территориального планирования Прибайкальского района получил ряд положительных заключений от контролирующих органов, кроме Минздравсоцразвития России, Минкультуры России, Минсельхоза России, Минтранса России, МЧС России, Росрыболовства.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ "О погребении и похоронном деле" Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Частью 4 вышеназванного закона установлено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.3 СанПин «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения 2.1.1279-03», санитарные правила предназначены для организаций, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Требования настоящих санитарных правил обязательны для исполнения организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на занятие данными видами деятельности.

Как установлено п. 3.2. СанПин 2.1.1279-03, ввод кладбища в эксплуатацию осуществляется в установленном порядке, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Пунктом 2.9. СанПин 2.1.1279-03 предусмотрено, что устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом.

В силу подп. 2 п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается, в частности, размещение кладбищ. Ширина водоохраной зоны моря, согласно п. 8 указанной статьи, составляет 500 метров.

Принимая во внимание, что санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03" утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ только ДД.ММ.ГГГГ, а <адрес> основано до 1928 г., т.е. до образования <данные изъяты>, расположенного в указанном населенном пункте, следовательно, кладбище открыто до введения в действие СанПиН 2.1.1279-03 и Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном

деле» соответственно санитарные и экологические требования и правила содержания мест погребения на момент основания кладбища не действовали.

Из представленных фотографий видно, что кладбище находится на уклоне в сторону жилого массива <адрес> и в сторону <адрес>, что является нарушением п.п. 2.11, 2.2, 2.4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.1279-03, ст. 65 п.15 пп. 2 Водного кодекса.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать ответчика закрыть кладбище после утверждения Минрегионразвитием проекта схемы территориального планирования Прибайкальского района Республики Бурятия, которым предусмотрен земельный участок для погребения в местности «<данные изъяты>». Других территорий для погребения в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации, а также в соответствии с требованиями проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации у МО СП «<данные изъяты>» не имеется.

В силу положений части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Указанный основополагающий принцип осуществления гражданских прав закреплен также и положениями статьи 10 ГК Российской Федерации, в силу которых не допускается злоупотребление правом.

Учитывая, что действующее кладбище в <адрес> образовано со дня основания села, а земельные участки истцами Липатниковой Н.В. и Буянтуевым С.Л. приобретены только в 2007 г., суд приходит к выводу, что истцы достоверно знали о расположении кладбища, находящегося вблизи земельных участков, следовательно, оснований для возмещения компенсации морального вреда не имеется. Остальные истцы не представили правоустанавливающих документов на земельные участки (жилые дома), расположенные вблизи кладбища.

Доводы истцов огородить кладбище по фактическому расположению кладбища также не подлежат удовлетворению, поскольку администрация МО СП «<данные изъяты>» исполнило решение суда от ДД.ММ.ГГГГ в части ограждения кладбища по его периметру.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать МО СП «<данные изъяты>», после утверждения схемы территориального планирования Прибайкальского района Республики Бурятия, закрыть кладбище, расположенное при въезде в <адрес> с правой стороны от автодороги «<данные изъяты>», в остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи кассационной жалобы через Прибайкальский районный суд РБ в течение 10 дней.

Копия верна:

Судья:Ц.В. Ринчино

Секретарь:Д-М. Тимофеев