о взыскании необосновано полученной субсидии



Дело № 2-258/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 августа 2010 года пос. Пряжа

Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Кемпинен И.С.,

при секретаре Арефьевой М.В.,

с участием представителя истца - Администрации Пряжинского национального муниципального района РК Полищука П.В.,

ответчика Рогалевой О.В. и ее представителя - Вознесенского С.М.,

представителей третьих лиц - Министерства строительства Республики Карелия - Зазовского А.Б., Администрации Святозерского сельского поселения - Гладилиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Пряжинского национального муниципального района РК к Рогалевой О.В. и Рогалеву А.В. о взыскании необоснованно полученной субсидии,

ус т а н о в и л:

Администрация Пряжинского национального муниципального района (далее по тексту Администрация района) обратилась в суд с иском к Рогалеву А.В. и Рогалевой О.В. о взыскании 685 728 рублей, указывая на то, что на основании заявления от ХХ.ХХ.ХХ года Рогалев А.В. в составе семьи - супруги Рогалевой О.В., дочери Д.., сына Е. - была включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы". В рамках реализации указанной подпрограммы из бюджета Пряжинского муниципального района семье Рогалева А.В. была перечислена субсидия на приобретение жилья в размере 685 728 рублей. В ходе проверки целевого использования денежных средств был установлен факт неправомерного предоставления субсидии семье Рогалева А.В. Было установлено, что на момент включения в состав участников подпрограммы его семья не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку уровень обеспеченности общей жилой площадью молодой семьи превышал учетную норму площади жилого помещения на одного человека, установленную решением Совета Пряжинского муниципального района в размере 10 кв.м., и составлял 14,75 кв.м. на каждого члена семьи ответчиков.

Считая, что ответчиками субсидия в размере 685 728 рублей получена в нарушение закона, Администрация района просит взыскать с них данную сумму в бюджет Пряжинского национального муниципального района.

В судебном заседании представитель истца - Администрации Пряжинского национального района Полищук П.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Рогалева О.В., представитель ответчиков Вознесенский М.С., действующий на основании ордера, в судебном заседании иск не признали. При этом ранее Рогалева О.В. поясняла, что на момент подачи заявления о включении семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2002-2010 годы» Рогалев А.В. являлся собственником 1/4 доли жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., ..., .... Для постоянно проживания указанный дом был не пригоден. За остальными членами семьи право собственности на недвижимое имущество зарегистрировано не было. Хотя регистрационный учет членов семьи был осуществлен по различным адресам, фактически они проживали одной семьей не по месту регистрации, а в арендуемых помещениях.

Ответчик Рогалев А.В. в судебное заседание, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения заявления, не явился. Ранее в судебных заседаниях указывал, что с иском не согласен, полагая, что субсидия предоставлена на законных основаниях.

Представитель третьего лица - Министерства строительства Республики Карелия Зазовский А.Б., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования Администрации района, просил суд взыскать с ответчиков денежные средства в размере 685 728 рублей в бюджет Пряжинского национального муниципального района.

Представитель Святозерского сельского поселения Гладилина Н.Н. в судебном заседании пояснила, что семья Роголевых является многодетной, дом, 1/4 доля которого была в собственности у Рогалева А.В., действительно находится в состоянии, непригодном для проживания. В настоящее время Рогалевыми в Администрацию поселения подано заявление о постановке их в очередь в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В связи с тем, что заявителями подан не полный пакет документов, решения жилищной комиссии поселения по данному вопросу пока не имеется.

Министерство финансов РК, Министерство сельского, рыбного хозяйства и экологии РК, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, явку своих представителей в суд не обеспечили, мотивированного письменного отзыва не представили.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей Г., А. суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В силу п. 6 применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Судом установлено, что распоряжением Главы ... сельского поселения от ХХ.ХХ.ХХ года Номер Рогалев А.В. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

ХХ.ХХ.ХХ года семья Рогалева А.В. была принята в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2002-2010 годы». На основании свидетельства от ХХ.ХХ.ХХ года из бюджета Пряжинского национального муниципального района семьей Рогалевых были перечислены средства государственной поддержки на приобретение жилья в сумме 685 728 рублей.

На момент подачи заявления о включении семьи в состав участников подпрограммы Рогалева О.В., дети Д. и Е. были зарегистрированы в квартире Номер по адресу: ..., ..., ..., общей площадью 40 кв.м. В указанной квартире также были зарегистрированы Г. и В.

Рогалев А.В. был зарегистрирован в квартире Номер по адресу: ..., ..., ..., общей площадью 44,2 кв.м., в которой также была зарегистрирована его мать ФИО Указанная квартира впоследствии была приобретена семьей Рогалевых за счет предоставленных средств государственной поддержки в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2002-2010 годы».

В соответствии с п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании на основании показаний свидетелей Г., ФИО, пояснений представителя Администрации Святозерского сельского поселения, ответчиков, представленных договоров аренды жилых помещений, семья Рогалевых до получения субсидии по адресам регистрации постоянно не проживала, они вынуждены были снимать жилье, чтобы проживать со своей семьей отдельно.

Квартира, в которой был зарегистрирован Рогалев А.В., до заключения договора купли-продажи принадлежала его матери ФИО на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации от ХХ.ХХ.ХХ года. Квартира, в которой были зарегистрированы Рогалева О.В. с детьми, находится в пользовании ее родителей Г. на основании договора социального найма.

, расположеннистрации Пряжинского национального муниципального района

При таких обстоятельствах, учитывая, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными нормами субъектов РФ, суд приходит к выводу, что фактически Рогалеву А.В. принадлежала на праве собственности только 1/4 доля дома, расположенного по адресу: ..., ..., ..., общей площадью 51,6 кв.м. Иных жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности, у членов семьи Рогалевых не имелось. В настоящее время 1/4 доля вышеуказанного дома Роглаевым А.В. продана.

Таким образом, на момент возникновения права на получение средств государственной поддержки уровень обеспеченности семьи Рогалевых жилой площадью составлял 12,9 кв.м.

Суд приходит к выводу о том, что семья Рогалевых на момент получения свидетельства о выплате средств государственной поддержки от ХХ.ХХ.ХХ года в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку уровень обеспеченности в жилой площади у молодой семьи составил 12,9 кв.м. (3,2 кв.м. на каждого), что не превышало учетную норму площади на 1 человека, установленную решением Совета Пряжинского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ года в размере 10 кв.м.

В ходе обследования жилищно-бытовых условий, проведенного ведущим специалистом отдела образования Администрации Пряжинского национального муниципального района, установлено, что семья Рогалева А.В. в составе членов семьи - супруги Рогалевой О.В., детей Д. Е.., Б. (5 человек) фактически проживает в квартире общей площадью 44, 2 кв.м., расположенной по адресу: ..., ..., ..., ....

При таких обстоятельствах, оценивая собранные по делу доказательства, учитывая, что на момент рассмотрения дела иного жилого помещения у семьи Рогалевых, кроме приобретенного за счет средств субсидии, не имеется, в целях соблюдения конституционных прав ответчиков и их малолетних детей на жилище, суд приходит к выводу о том, что исковые требования, предъявленные к Рогалеву А.В. и Рогалевой О.В. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Администрации Пряжинского национального муниципального района РК - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме.

Судья И.С. Кемпинен

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 06 августа 2010 года.