Дело № 2-316/2010
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 августа 2010 года посёлок Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Пряжинского района Хациевой Н.Н.,
представителя ответчика - главы Ведлозерского сельского поселения Ефремова В.В.,
представителя третьего лица - Администрации Пряжинского национального муниципального района Полищука П.В.,
при секретаре Пажлаковой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пряжинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ведлозерского сельского поселения о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд по тем основаниям, что по результатам проведенной проверки установлено, что на территории ... свалки бытовых отходов расположена биотермическая яма, которая эксплуатируется Администрацией Ведлозерского сельского поселения без правоустанавливающих документов. Полагает, что в силу положений статьи 225 ГК РФ указанная биотермическая яма является бесхозяйной и должна быть поставлена на учёт органом местного самоуправления на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В судебном заседании и.о. прокурора Пряжинского района - старший помощник прокурора Пряжинского района Хациева Н.Н. исковые требования уточнила. Полагала, что право собственности на биотермическую яму у Администрации поселения возникло на основании приобретательской давности. Просит обязать Администрацию поселения поставить биотермическую яму на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Ранее в судебных заседаниях прокурор пояснял, что Администрацией поселения в 2005 и в 2008 году заключались договоры с юридическими лицами на использование указанной биотермической ямы.
Представитель ответчика - глава Ведлозерского сельского поселения Ефремов В.В. исковые требования не признал. Ранее в судебных заседаниях пояснял, что действительно заключал договоры на использование с юридическими лицами биотермической ямы. Однако заключение договоров было обусловлено нуждами поселения - ОАО «Совхоз «Ведлозерский» за возможность пользоваться ямой оказывало содействие по очистке дороги, форелеводческие хозяйства для открытия производства должны предоставить договор об утилизации отходов. Биотермическая яма на балансе поселения не находится.
Представитель третьего лица - Администрации Пряжинского национального муниципального района Полищук П.В. исковые требования не признал. Пояснил, что законодательством не предусмотрена возможность нахождения биотермических ям в собственности сельских поселений, указанная правовая позиция высказана Верховным Судом Российской Федерации.
Третье лицо - ОАО «Совхоз «Ведлозерский» представителя с надлежащим образом оформленной доверенностью в суд не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещён. Ранее в судебном заседании ХХ.ХХ.ХХ представитель третьего лица пояснил, что на балансе совхоза скотомогильник никогда не стоял, однако совхоз использует указанный скотомогильник в своей деятельности, производит его ремонт.
Допрошенная в качестве специалиста ... А. в судебных заседаниях пояснила, что биотермическая яма соответствует санитарным нормам и правилам, однако собственник у неё не установлен. Администрацией Ведлозерского сельского поселения указанная яма фактически не используется.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав пояснения специалиста, суд приходит к следующим выводам. При этом дело, в соответствии со статьёй 196 ГПК РФ, рассмотрено по заявленным створной истца требованиям.
Установлено, что на территории ... свалки бытовых отходов расположена биотермическая яма. В муниципальной собственности Ведлозерского сельского поселения указанная яма не состоит.
Биотермическая яма фактически используется в хозяйственной деятельности «ОАО «Совхоз «Ведлозерский», однако на балансе у указанного хозяйства также не состоит.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.
Таким образом, основания для возложения обязанности по принятию мер по постановке на учет на Администрацию Ведлозерского сельского поселения у суда не имеется.
На основании положения п. 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года №13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу пункта 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Судом установлено, что имеющееся на территории Ведлозерского сельского поселения место захоронения биологических отходов на балансе администрации поселения не состоит.
Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории Ведлозерского сельского поселения места захоронения биологических отходов.
Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника Ведлозерскому сельскому поселению Пряжинского национального муниципального Республики Карелия не передавались.
Довод прокурора о том, что биотермическая яма является собственностью поселения в силу приобретательской давности по настоящему делу значения не имеет, поскольку законом возможности нахождения биотермических ям в муниципальной собственности поселений не предусмотрено. То обстоятельство, что Администрацией Ведлозрского сельского поселения заключались договоры на использование биотермической ямы, к возникновению права собственности на указанную биотермическую яму само по себе не приводит.
В этой связи не имеется оснований для возложения на Администрацию Ведлозерского сельского поселения поставить на учёт скотомогильник (биотермическую яму) без передачи необходимых полномочий и денежных средств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
Мотивированное решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ составлено 30 августа 2010 года