Дело №2-360/2010
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
посёлок Пряжа 03 сентября 2010 года
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,
при секретаре Пажлаковой П.А.,
с участием истцов Овчинникова А.А., Овчинникова В.А., Овчинникова Ю.А.,
представителя ответчика Полищука П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинникова А.А., Овчинникова В.А., Овчинникова Ю.А. Овчинниковой Л.В. к Администрации Пряжинского национального муниципального района об урегулировании договорных разногласий и понуждении заключения договоров аренды земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд по тем основаниям, что решением Пряжинского районного суда от ХХ.ХХ.ХХ года, оставленным без изменения Кассационным определением Судебной коллегии Верховного Суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ года Администрация Пряжинского национального муниципального района (далее - Администрация) обязана предоставить им земельные участки для строительства. Во исполнение указанных судебных постановлений Администрацией каждому из истцов в срок до ХХ.ХХ.ХХ года предоставлен для дачного строительства земельный участок площадью ... кв.м. в деревне ... из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Каждому из истцов направлены проекты договоров аренды земельных участков. Между истцами и Администрацией возникли разногласия по вопросу размера арендной платы. Из предложенных Администрацией проектов договоров размер арендной платы определен на основании независимой оценки годовой арендной платы и составляет 32 100 рублей в год. Истцы полагают, что размер арендной платы должен определяться на основании Постановления Правительства Республики Карелия от 30 июня 2008 года №125-П «Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (далее - Постановление №125-П) и составлять 480 рублей в год. Просят обязать Администрацию заключить с ними договоры аренды земельных участков, содержащих указанное условие о размере арендной платы. Попытки урегулировать спор во внесудебном порядке ожидаемого результата не принесли, ответчик мотивирует свой отказ урегулировать возникшие разногласия тем обстоятельством, что указанным постановлением ставка для расчёта арендной платы для ведения дачного строительства не предусмотрена.
В судебном заседании истцы Овчинников А.А., Овчинников В.А., Овчинников Ю.А. по изложенным в исковом заявлении мотивам исковые требования поддержали. Истец Овчинникова Л.В. в судебное заседание не явилась, адресовала суду письменное заявление, в котором поддержала исковые требования и просила рассмотреть дело без её участия.
Представитель ответчика Полищук П.В. в судебном заседании исковые требования не признал. Полагал, что дачное строительство и ведение дачного хозяйства - это различные виды разрешенного использования земельных участков.
Третье лицо - Министерство природных ресурсов Республики Карелия, извещённое о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направило, просило о рассмотрении дела в его отсутствие. В направленном суду отзыве полагает, что применительно к рассматриваемому спору размер арендной платы должен определяться на основании Постановления №125-П и составлять 0,32 рубля за 1 кв.м. в год.
Допрошенный в судебном заседанииХХ.ХХ.ХХ в качестве свидетеля начальник отдела земельных отношений и архитектуры А. пояснил, что оценка земельных участков была необходима для исполнения решения суда, при этом не отрицал, что оценка была проведена до вынесения судебного решения.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, дела №Номер , отчёты об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы земельного участка, приходит к следующим выводам.
Решением Пряжинского районного суда от ХХ.ХХ.ХХ года, оставленным без изменения Кассационным определением Судебной коллегии Верховного Суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ года л.д. 13-19), признано незаконным бездействие Администрации по заявлениям Овчинникова Ю.А., Овчинникова А.А., Овчинникова В.А. и Овчинниковой Л.В. от ХХ.ХХ.ХХг., выразившееся в уклонении от принятия решения о предоставлении заявителям земельных участков для строительства, как несоответствующее требованиям, ч. 5 ст. 30, ч. 8 ст. 31, ч. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ.
Администрация обязана устранить препятствие к осуществлению гражданами своих прав и принять решение:
- о предоставлении Овчинникову Ю.А. в соответствии с заявлением от ХХ.ХХ.ХХг. Номер земельного участка кадастровый номер Номер для строительства;
- о предоставлении Овчинникову В.А. в соответствии с заявлением от ХХ.ХХ.ХХг. Номер земельного участка кадастровый номер Номер для строительства;
- о предоставлении Овчинникову А.А. в соответствии с заявлением от ХХ.ХХ.ХХг. Номер земельного участка кадастровый номер Номер для строительства;
- о предоставлении Овчинниковой Л.В. в соответствии с заявлением от ХХ.ХХ.ХХг. Номер земельного участка кадастровый номер Номер для строительства.
Во исполнение указанных судебных постановлений Администрацией приняты постановления от ХХ.ХХ.ХХ Номер , Номер и Номер л.д. 25-28) на основании которых указанные земельные участки площадью 1500 кв.м. предоставлены истцам в аренду сроком до ХХ.ХХ.ХХ года, разрешенное использование земельных участков - для дачного строительства.
На основании данных постановлений в адрес истцов направлены проекты договоров аренды земельных участков 0т ХХ.ХХ.ХХ года Номер и Номер л.д. 30-31, 34-35, 38-39, 42-43) на основании п. 2.2 которых размер арендной платы определён независимым оценщиком и составляет 32 100 рублей в год.
С указанным условием не согласны истцы, направили в адрес главы Администрации протоколы разногласий л.д. 32, 36, 40 и 44), согласно которым предлагается изложить пункты 2.2 договоров в редакции, согласно которым размер арендной платы определяется на основании Постановления №125-П и составляет 480 рублей в год.
С таким определением размера арендной платы глава Администрации не согласился по тем основаниям, что Постановление №125-П не содержит ставки для расчёта арендной платы для дачного строительства, о чём письменно известил каждого из истцов л.д. 48-50 и 66). Указывает, что на основании решения суда Администрацией была произведена независимая оценка годовой арендной платы земельных участков.
Такая позиция не основана на действующем законодательстве и опровергается исследованными в судебном заседании доказательствами. Решение суда, обязывающее предоставить истцам земельные участки, принято ХХ.ХХ.ХХ года, вступило в законную силу ХХ.ХХ.ХХ года. Вопреки утверждению Администрации решение суда не содержит обязания произвести рыночную оценку земельных участков. Кроме того, оценка рыночной стоимости арендной платы земельных участков проведена ХХ.ХХ.ХХ года, т.е. не только не была основана на решении суда, но и ему предшествовала.
Как следует из подпункта «в» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года №808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» орган местного самоуправления определяет на основании отчета независимого оценщика начальный размер арендной платы при проведении торгов в форме аукциона.
Из материалов дела следует, что истцам земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов с предварительным согласованием места размещения объектов. Указанное обстоятельство никем не оспаривается.
В соответствии с абзацем пятым пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Статьёй 1 Закона Республики Карелия от 03 декабря 2007 года №1135-ЗРК «Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» указанное полномочие передано Правительству Республики Карелия.
На основании изложенных норм законодательства Правительством Республики Карелия принято Постановление №125-П, которым утверждено Положение об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 2 Приложения №2 к указанному Положению, размер базовой ставки годовой арендной платы за земельные участки, предоставленные гражданам для индивидуального жилищного строительства и ведения дачного хозяйства, расположенные в границах сельских населённых пунктов Пряжинского района составляет 0,32 рубля за кв.м.
Суд полагает указанный порядка определения размера арендной платы полностью применимым к рассматриваемому спору. При этом довод представителя ответчика о том, что дачное строительство и ведение дачного хозяйства являются разными видами разрешенного использования земельного участка опровергается положениями федерального законодательства.
Федеральный закон от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», согласно его части 1 статьи 2, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Абзацем четвертым статьи 1 указанного Федерального закона дачный земельный участок определен как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
Изложенные нормы закона свидетельствуют о возможности строительства на земельном участке, предоставленном для дачного хозяйства (дачном земельном участке), и означают, что дачное строительство и ведение дачного хозяйства являются одним и тем же разрешенным использованием земельного участка.
На основании части 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Согласно абзацу третьему части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
С учётом того обстоятельства, что соглашение о размере арендной платы между истцами и ответчиком не достигнуто, договоры аренды земельных участков Номер и Номер от ХХ.ХХ.ХХ года заключёнными считать нельзя.
Как следует из частей 2 и 4 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Исходя из изложенных норм федерального законодательства суд считает необходимым обязать Администрацию заключить с истцами договоры аренды земельных участков, определив их существенное условие - размер арендной платы, в соответствии с действующим законодательством - а именно - на основании Постановления №125-П. Поскольку площадь земельных участков с кадастровыми номерами 10:21:03 05 04:016, 10:21:03 05 04:017, 10:21:03 05 04:018 и 10:21:03 05 04:019 составляет 1500 кв.м. каждый л.д. 51, 53, 55 и 57), то размер годовой арендной платы за них составит 1500 кв.м.*0,32 руб. за кв.м. = 480 рублей.
В удовлетворении требования истцов об обращении решения к немедленному исполнению суд считает необходимым отказать. Как указал Верховный Суд Российской Федерации в п. 11 Постановления Пленума от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении» обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения. Указанных особых обстоятельств в судебном заседании не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района заключить с Овчинниковым А.А. договор аренды земельного участка с кадастровым номером Номер , площадью ... кв.м., согласно условиям которого размер арендной платы определяется на основании постановления Правительства Республики Карелия от 30.06.2008 №125-П «Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» и составляет 480 рублей в год.
Обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района заключить с Овчинниковым Ю.А. договор аренды земельного участка с кадастровым номером Номер , площадью ... кв.м., согласно условиям которого размер арендной платы определяется на основании постановления Правительства Республики Карелия от 30.06.2008 №125-П «Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» и составляет 480 рублей в год.
Обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района заключить с Овчинниковым В.А. договор аренды земельного участка с кадастровым номером Номер , площадью ... кв.м., согласно условиям которого размер арендной платы определяется на основании постановления Правительства Республики Карелия от 30.06.2008 №125-П «Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» и составляет 480 рублей в год.
Обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района заключить с Овчинниковой Л.В. договор аренды земельного участка с кадастровым номером Номер , площадью ... кв.м., согласно условиям которого размер арендной платы определяется на основании постановления Правительства Республики Карелия от 30.06.2008 №125-П «Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» и составляет 480 рублей в год.
В удовлетворении исковых требований в части обращения решения к немедленному исполнению отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
Мотивированное решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ составлено 08 сентября 2010 года