о взыскании необоснованно полученной субсидии



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 августа 2010 года пос. Пряжа

Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Кемпинен И.С.,

при секретаре Арефьевой М.В.,

с участием представителя истца Администрации Пряжинского национального муниципального района РК - Полищука П.В.,

ответчика Левиной А.О. и ее представителя - Варфоломеева И.А,

представителя третьего лица - Министерства строительства Республики Карелия Зазовского А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Пряжинского национального муниципального района к Левиной А.О. и Левину А.Н. о взыскании необоснованно полученной субсидии,

ус т а н о в и л:

Администрация Пряжинского национального муниципального района (далее по тексту Администрация района) обратилась в суд с иском к Левиной А.О., Левину А.Н. о взыскании 436 320 рублей, указывая на то, что на основании заявления от 17 мая 2006 года Левина А.О. в составе семьи - супруга Левина А.Н. и дочери А. - была включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы". В рамках реализации указанной подпрограммы из бюджета Пряжинского муниципального района семье Левиной А.О. была перечислена субсидия на приобретение жилья в размере 436 320 рублей. В ходе проверки целевого использования денежных средств был установлен факт неправомерного предоставления субсидии семье Левиной А.О. Было установлено, что на момент включения в состав участников подпрограммы ее семья не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку Левина А.О. являлась собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> общей площадью 59 кв.м., право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Считая, что ответчиками субсидия в размере 436 320 руб. получена в нарушение закона, Администрация района просит взыскать с них данную сумму в бюджет Пряжинского национального муниципального района.

В судебном заседании представитель истца - Администрации Пряжинского национального района Полищук П.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Левина А.О. и ее представитель - Варфоломеев И.А. в судебном заседании иск не признали. При этом, Левина А.О. пояснила, что первоначально ее семья подавала документы на участие в программе «Социальное развитие села до 2010 года», в соответствии с условиями которой им необходимо было приобрести жилье, а потом им должны были предоставить субсидию. В 2006 году действие указанной программы приостановили. Однако, квартира <адрес> уже была приобретена. Им предложили участвовать в программе «Обеспечение жильем молодых семьей», они собрали пакет документов и обратились в Администрацию района. Впоследствии было принято решение о предоставлении им субсидии. Левина А.О. указала, что квартира по адресу: <адрес> была приобретена ими за 150 000 рублей, в настоящее время они с мужем и дочерью там зарегистрированы и постоянно проживают.

Ответчик Левин А.Н. в судебное заседание, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, не явился. Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ указал, что с иском не согласен, полагая, что субсидия предоставлена им на законных основаниях.

Представитель ответчика Левиной А.О. - Варфоломеев И.А. в суде указал, что согласно Постановлению Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285 «Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» проверку предоставляемых гражданами для участия в указанной программе документов должен проводить орган местного самоуправления, в данном случае - Администрация Пряжинского района, и при наличии оснований, принять решение об отказе в выдаче субсидии. Ответчиками в Администрацию района представлен полный пакет документов, в том числе сведения о наличии недвижимого имущества, отказа в выдаче денежных средств не последовало, следовательно, субсидия была выдана правомерно, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица - Министерства строительства Республики Карелия Зазовский А.Б., действующий на основании доверенности, в суде поддержал исковые требования Администрации района, просил суд взыскать с Левиных денежные средства в размере 436 320 руб. в бюджет Пряжинского национального муниципального района.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц - представители Министерства финансов РК, Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии, Комитета РК по физкультуре и спорту, Комитета РК по делам молодежи, Администрации Пряжинского городского поселения в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, отзывов по делу не представили.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии РК - Б. указала, что ответчиков Левиных нет списках, представленных за 2005 и 2006 годы в рамках как республиканской, так и федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 г.».

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> поддержала исковые требования Администрации района к Левиным, пояснив, что выдаче справке о нуждаемости семьи Левиных в улучшении жилищных условий предшествовал разговор о необходимости ответчиков представить документы для формирования учетного дела и подтверждения нуждаемости. Такие документы Левиными не были представлены. В случае наличия в Администрации таких документов, семья Левиных не была бы признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Согласно информации Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии РК, в списках граждан - получателей субсидий на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в 2004 и 2005 годах в рамках республиканкой целевой программы «Социальное развитие села Республики Карелия до 2010 года», а также в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» в 2005 году Левина А.О. и Левин А.Н. не значатся. Из имеющихся в Министерстве документов нельзя сделать вывод о том, что семья Левиной А.О. и Левина А.Н. являлись кандидатами на участие в программе «Социальное развитие села до 2010 года» с 2001 по 2006 г.г. (л.д.№).

Исследовав материалы гражданского дела, материалы учетного дела, материал об отказе в возбуждении уголовного дела №, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей Г., В., Е., Д., суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Распоряжением Правительства Республики Карелия от 25 мая 2007 года № 181р-П из бюджета Республики Карелия бюджету Пряжинского муниципального района на финансирование целевой Программы «Жилище» на 2004-2010 годы в части расходов на обеспечение жильем молодых семьей в 2007 году была выделена субсидия в сумме 2 399,72 тыс. рублей.

В соответствии с п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В силу п. 6 применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно п.п.2, 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с положениями статьи 6 Закона Республики Карелия от 06.02.2006 № 958-ЗРК «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Республике Карелия» в случае, если у гражданина произошли изменения в ранее предоставленных сведениях, он обязан предоставить документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае орган, осуществляющий принятие на учет, рассматривает вопрос о сохранении за гражданином права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с учетом предоставленных документов.

Свидетель Г. в суде пояснил, что, будучи <данные изъяты>», в период ДД.ММ.ГГГГ г.г. по поручению директора занимался вопросами информирования и сбора от граждан документов на участие в программе «Социальное развитие села», реализацию которой осуществляло Министерство сельского хозяйства РК. По условиям программы необходимо было купить либо построить жилье. Его деятельность закончилась на составлении списков кандидатов на участие в этой программе, в число которых вошла и семья Левиных. От граждан - участников программы он знает, что в дальнейшем те ездили в Министерство сельского хозяйства РК и на основании свидетельств получали денежные средства. В отношении Левиных свидетель указал, что впоследствии ответчики перешли в программу «Обеспечение жилье молодых семей».

Свидетель В. в суде пояснила, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.г. работала <данные изъяты>. В связи с отсутствием своего жилья феврале 2003 года Левина А.О. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Со слов Левиной А.О., ей известно, что их семья не попала в программу «Социальное развитие села», после чего они перешли в «молодежную» программу. Также свидетель указала, что сбором и хранением документов по социальным жилищным программам занималась Администрация Пряжинского района.

Свидетель Е. в суде пояснил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. работал <данные изъяты> <адрес>. В период его деятельности на территории района шла реализация республиканской и федеральной программ «Социальное развитие села до 2010г.», которыми занимался специалист отдела экономики Д., проверявший документы и составлявший списки по данным программам.

Свидетель Д. в суде показал, что, <данные изъяты>, принимал документы в соответствии с правилами участия в программах «Развитие села» и молодежной программы. На момент подачи заявления Левиными он от нее договор купли - продажи квартиры в <адрес> не принимал, достоверность представленных Левиными сведений не проверял.

Судом установлено, что Левина А.О. состояла на учете в Администрации Пряжинского городского поселения в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Левина А.О. на основании договора купли - продажи за 150 000 рублей приобрела в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>-а, <адрес>, общей площадью 59 квадратных метров. В настоящее время Левина А.О. с мужем и дочерью зарегистрированы в указанной квартире и постоянно проживают.

ДД.ММ.ГГГГ семье Левиных в составе: супруга Левина А.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., супруги Левиной А.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочери А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., было выдано свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья, действительное до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 1 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285, настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям субсидий, в том числе на приобретение жилья.

С учетом изложенного, суд признает установленным, что на момент приобретения квартиры по адресу: <адрес>-а, <адрес> Левина А.О. состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем в соответствии с требованиями п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"могла претендовать на получение государственной поддержки на приобретение жилья. Факт приобретения ответчиками ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения по адресу: <адрес> был судом установлен и подтвержден.

Однако, с учетом приобретения ответчиками квартиры стоимостью 150 000 рублей, суд приходит к выводу о том, что субсидия в размере 286 320 рублей, превышающем на 150 000 рублей стоимость приобретенного ими жилья, была выделена семье Левиных необоснованно.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

То обстоятельство, что ответчики не знали о необходимости сообщать об изменении жилищных условий и представлять соответствующие документы, а представители уполномоченных органов не довели до них указанную информацию, не имеет правового значения, поскольку в силу пункта 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации значение имеет сам факт неосновательного обогащения, независимо от того, в результате чьих действий и воли оно возникло.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования, предъявленные к Левиной А.О. и Левину А.Н., подлежат удовлетворению частично.

Учитывая, что при подаче искового заявления Администрации Пряжинского национального муниципального района была освобождена от уплаты государственной пошлины, суд в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ считает необходимым взыскать государственную пошлину с ответчиков в доход соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Администрации Пряжинского национального муниципального района РК - удовлетворить частично.

Взыскать солидарно с Левиной А.О. и Левина А.Н. в бюджет Пряжинского национального муниципального района РК необоснованно полученную субсидию на улучшение жилищных условий в размере 286 320 рублей 00 копеек.

Взыскать с Левиной А.О., Левина А.Н. государственную пошлину в бюджет Пряжинского национального муниципального района РК по 3 031 рублю 60 копеек с каждого.

В остальной части в удовлетворении иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме.

Судья И.С. Кемпинен

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 10 августа 2010 года.