о взыскании необоснованно полученной субсидии



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 августа 2010 года пос. Пряжа

Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Кемпинен И.С.,

при секретаре Арефьевой М.В.,

с участием представителя истца Администрации Пряжинского национального муниципального района РК - Полищука П.В.,

ответчиков Лебоевой А.В., Лебоева С.В. и их представителя - Салдаевой Е.С.,

представителей третьих лиц - Министерства строительства Республики Карелия Зазовского А.Б., Администрации Пряжинского городского поселения - Ильюткиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Пряжинского национального муниципального района к Лебоевой А.В., Лебоеву С.В. о взыскании необоснованно полученной субсидии,

ус т а н о в и л:

Администрация Пряжинского национального муниципального района (далее по тексту Администрация района) обратилась в суд с иском к Лебоевой А.В., Лебоеву С.В. о взыскании 436 320 рублей, указывая на то, что на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Лебоева А.В. в составе семьи: супруга Лебоева С.В. и сына Б. ДД.ММ.ГГГГ г.р., была включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы". В рамках реализации указанной подпрограммы из бюджета Пряжинского муниципального района семье Лебоевой А.В. на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ была перечислена субсидия на приобретение жилья в размере 436 320 рублей. В ходе проверки целевого использования денежных средств был установлен факт неправомерного предоставления субсидии семье Лебоевой А.В. Было установлено, что на момент включения в состав участников подпрограммы ее семья не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ Лебоева А.В. являлась собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Считая, что ответчиками субсидия в размере 436 320 руб. получена в нарушение закона, Администрация района просит взыскать с них данную сумму в бюджет Пряжинского национального муниципального района.

В судебном заседании представитель истца - Администрации Пряжинского национального района Полищук П.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчики Лебоева А.В., Лебоев С.В. и их представитель - Салдаева Е.С. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований Администрации Пряжинского района по основаниям, указанным в Отзыве (л.д. №).

При этом, Салдаева Е.С., основываясь на положениях п. 4 ст. 1109 ГК РФ, указала, что на момент обращения с заявлением о выдаче средств субсидии Лебоева А.В. не скрывала от Администрации района сведений о наличии у нее жилья, истец достоверно знал о том, что Лебоевы не имели возможности быть включенными в данную программу, однако были включены, в связи с чем неосновательное обогащение в данном случае возврату не подлежит. Кроме того, Салдаева Е.С. указала, что на момент получения субсидии Лебоева А.В. находилась в состоянии беременности, а потом родила ребенка, на момент предъявления к ней требований со стороны истца на каждого из четырех членов ее семьи приходится 9, 95 кв.м., то есть менее 10 кв.м.

Представитель третьего лица - Министерства строительства Республики Карелия Зазовский А.Б., действующий на основании доверенности, в суде поддержал исковые требования Администрации района, просил суд взыскать с Лебоевых денежные средства в размере 436 320 руб. в бюджет Пряжинского национального муниципального района.

Глава Пряжинского городского поселения Ильюткина Л.В. в суде поддержала исковые требования Администрации района к Лебоевым, пояснив, что распоряжением Пряжинской поселковой администрации № от ДД.ММ.ГГГГ Лебоев С.В. был включен в список на получение и улучшение жилищных условий. В дальнейшем ему действительно была выдана справка о том, что он один состоит в указанной очереди.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц - представители Министерства финансов РК, Комитета РК по делам молодежи, Комитета РК по физкультуре и спорту в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, отзывов по делу не представили.

В Отзыве Министра финансов РК указано, что в нарушение п. 17 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» семья Лебоевых неправомерно принята в состав участников указанной подпрограммы на 2007 год по <адрес>, и им неправомерно оказана государственная помощь в виде субсидии в сумме 436 320 рублей. Министерство поддерживает заявленные истцом требования и считает иск подлежащим удовлетворению в полном объеме, просит о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д. №).

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Распоряжением Правительства Республики Карелия от 25 мая 2007 года № 181р-П из бюджета Республики Карелия бюджету Пряжинского муниципального района на финансирование целевой Программы «Жилище» на 2004-2010 годы в части расходов на обеспечение жильем молодых семьей в 2007 году была выделена субсидия в сумме 2 399,72 тыс. рублей.

В соответствии с п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В силу п. 6 применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно п.п.2, 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с положениями статьи 6 Закона Республики Карелия от 06.02.2006 № 958-ЗРК «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Республике Карелия» в случае, если у гражданина произошли изменения в ранее предоставленных сведениях, он обязан предоставить документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае орган, осуществляющий принятие на учет, рассматривает вопрос о сохранении за гражданином права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с учетом предоставленных документов.

Судом установлено, что Лебоев С.В. состоял на учете в Администрации Пряжинского городского поселения в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).

ДД.ММ.ГГГГ Лебоева А.В. и Лебоев С.В. с <данные изъяты> (ОАО) оформили кредитный договор № о предоставлении кредитором созаемщикам кредита в сумме 112 000 рублей 00 копеек на приобретение квартиры в <адрес> под 18% годовых (л.д. №).

ДД.ММ.ГГГГ Лебоева А.В. на основании договора купли - продажи за 112 000 рублей приобрела в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 39, 8 кв.м. (л.д. №).

ДД.ММ.ГГГГ семье Лебоевых в составе: супруга Лебоева С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., супруги Лебоевой А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., сына Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р., было выдано свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья, действительное до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).

ДД.ММ.ГГГГ задолженность по денежным обязательствам по кредитному договору № в размере 112 000 рублей (основной долг) и проценты в размере 64 975 рублей 78 копеек А.В. и С.В. была погашена.

Согласно п. 1 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285, настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам.

С учетом изложенного, суд признает установленным, что на момент приобретения квартиры по адресу: <адрес> семья Лебоевых могла претендовать на получение государственной поддержки на приобретение жилья. Факт приобретения ответчиками ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения по адресу: <адрес> был судом установлен и подтвержден.

Однако, с учетом приобретения ответчиками квартиры стоимостью 112 000 рублей, а также оплаты процентов в размере 64 975 руб. 78 коп. по договору займа на приобретение указанной квартиры, суд приходит к выводу о том, что субсидия в размере 259 344 рубля 22 копейки, превышающем на 259 344 рубля 22 копейки размер займа на приобретение жилья и уплату процентов по указанному займу, была выделена семье Лебоевых необоснованно.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования, предъявленные к Лебоевой А.В., Лебоеву С.В., подлежат удовлетворению частично.

Доводы представителя ответчиков - Салдаевой Е.С. об отсутствии у ответчиков необходимости возврата неосновательного обогащения в силу требований ч. 4 ст. 1109 ГК РФ, суд находит несостоятельными, не основанными на законе и материалах дела, поскольку названная норма подлежит применению только в том случае, если передача денежных средств или иного имущества произведена добровольно и намеренно при отсутствии какой-либо обязанности со стороны передающего (дарение), либо с благотворительной целью. Поскольку ответчики не доказали наличия у Администрации Пряжинского района намерения перечислить денежные средства в сумме 436 320 рублей в пользу Лебоевых в качестве дара либо с целью благотворительности, оснований для применения этой нормы не имеется.

Неосновательной следует признать и ссылку Салдаевой Е.С. на факт беременности Лебоевой А.В. на момент получения субсидии, а с рождением ребенка от этой беременности и расчет нормы площади жилого площади, приходящейся на каждого члена семьи Лебоевых.

Так, согласно ст. 17 ГК РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Кроме того, согласно п. 52 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения. Перечисление указанных средств является основанием для исключения органом местного самоуправления молодой семьи - участницы подпрограммы из списков участников подпрограммы.

Согласно свидетельству о рождении А., он родился ДД.ММ.ГГГГ Как видно из материалов дела, денежные средства в сумме 436 320 рублей перечислены Лебоевой А.В. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№). Таким образом, социальная выплата Лебоевым была предоставлена ДД.ММ.ГГГГ и с этой даты семья ответчиков исключена из списков участников указанной подпрограммы.

Учитывая, что при подаче искового заявления Администрации Пряжинского национального муниципального района была освобождена от уплаты государственной пошлины, суд в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ считает необходимым взыскать государственную пошлину с ответчиков в доход соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Администрации Пряжинского национального муниципального района РК - удовлетворить частично.

Взыскать солидарно с Лебоевой А.В. и Лебоева С.В. в бюджет Пряжинского национального муниципального района РК необоснованно полученную субсидию на улучшение жилищных условий в размере 259 344 рубля 22 копейки.

Взыскать с Лебоевой А.В., Лебоева С.В. государственную пошлину в бюджет Пряжинского национального муниципального района РК по 2 896 рублей 72 копейки с каждого.

В остальной части в удовлетворении иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме.

Судья И.С. Кемпинен

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 10 августа 2010 года.