о взыскании необоснованно полученной субсидии



Дело № Номер

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 августа 2010 года поселок Пряжа

Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Кемпинен И.С.,

при секретаре Арефьевой М.В.,

с участием представителя истца - Администрации Пряжинского национального муниципального района Полищука П.В.,

представителя ответчика Фофановой Н.В. - Иванова К.Ю.,

представителя третьего лица - Министерства строительства Республики Карелия Зазовского А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Пряжинского национального муниципального района РК к Фофановой Н.В. о взыскании необоснованно полученной субсидии,

у с т а н о в и л:

Администрация Пряжинского национального муниципального района обратилась в суд с иском к Фофановой Н.В. о взыскании 400 008 рублей, указывая на то, что на основании заявления от ХХ.ХХ.ХХ года Фофанова Н.В. с дочерью А. ХХ.ХХ.ХХ г.р., была включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы". В рамках реализации указанной подпрограммы из бюджета Пряжинского муниципального района семье Фофановой Н.В. на основании свидетельства от ХХ.ХХ.ХХг. была перечислена субсидия на приобретение жилья в размере 400 008 рублей. В ходе проверки целевого использования денежных средств был установлен факт неправомерного предоставления субсидии семье Фофановой Н.В. Было установлено, что на момент включения в состав участников подпрограммы ее семья не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку уровень обеспеченности общей жилой площадью семьи Фофановой Н.В. превышал учетную норму площади жилого помещения на одного человека в размере 10 кв.м., установленную решением Совета Пряжинского муниципального района от 24.01.2007г. Считая, что ответчиком субсидия в размере 400 008 руб. получена в нарушение закона, Администрация района просит взыскать с Фофановой Н.В. данную сумму в бюджет Пряжинского национального муниципального района.

В судебном заседании представитель истца - Администрации Пряжинского национального района Полищук П.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик Фофанова Н.В. в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании 07.07.2010г. указала о своем несогласии с иском, пояснив, что в 2005 году сотрудник Администрации Пряжинского района Б. приходил ... и рассказывал о программах «Социальное развитие села», «Обеспечение жильем молодых семей», предлагал принять в них участие. Первоначально ею было подано заявление об участии в программе «Социальное развитие села», а потом перевели в другую программу. Фофанова Н.В. не оспаривала в суде, что писала заявление на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей», в рамках реализации которой ей и было выдано свидетельство на получение средств субсидии на сумму 400 008 рублей, подтвердила факт получения денежных средств в указанном размере. Со слов ответчика, она предоставила Б. все необходимые документы, в том числе не скрывала наличие жилья в ..., однако ввиду непригодности, по ее мнению, данного жилья для проживания, она полагала, что нуждается в улучшении жилищных условий.

Представитель Фофановой Н.В. - Иванов К.Ю., действующий на основании ордера Номер от ХХ.ХХ.ХХг., в судебном заседании указал о своем несогласии с исковым заявлением, пояснив, что ответчиком был собран полный пакет документов для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей», в обязанности администрации района входила проверка предоставленных участниками программы сведений. Поскольку надлежащая проверка документов не проводилась, ответственность должны нести соответствующие должностные лица органа местного самоуправления.

Представитель третьего лица - Министерства строительства Республики Карелия Зазовский А.Б., действующий на основании доверенности, в суде поддержал исковые требования Администрации Пряжинского национального муниципального района, просил суд взыскать с Фофановой Н.В. денежные средства в размере 400 008 рублей в бюджет Пряжинского муниципального района.

Представитель третьего лица - Администрации Эссойльского сельского поселения в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании 22.07.2010г. Глава Эссойльского сельского поселения Ореханов А.И. пояснил, что Фофанова Н.В. с 05.08.2005г. действительно состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. После перерегистрации в 2006 году Фофанова Н.В. также продолжала состоять в данной очереди. Со слов Ореханова А.И., сведениями о наличии у Фофановой Н.В. недвижимости в ..., Администрация поселения не обладала.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц - представители Министерства финансов РК, Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии, а также Комитета РК по физкультуре и спорту, Комитета РК по делам молодежи в суде не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.

В Отзыве И.о. Министра финансов РК В. указано, что в нарушение п. 17 Постановления Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285 «Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» семья Фофановой Н.В. неправомерно принята в состав участников указанной подпрограммы на 2007 год по Пряжинскоу району, и ей неправомерно оказана государственная помощь в виде субсидии в сумме 400 008 рублей. Министерство поддерживает заявленные истцом требования и считает иск подлежащим удовлетворению в полном объеме, просит о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя л.д. 68-69).

Согласно информации Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии РК, в списках граждан - получателей субсидий на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в 2004 и 2005 годах в рамках республиканкой целевой программы «Социальное развитие села Республики Карелия до 2010 года», а также в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» Фофанова Н.В. отсутствует. В списках участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, за 2006 и 2007 годы Фофанова Н.В. также не значится. Денежные средства получены ответчицей в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы». Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства л.д.73-74, 96).

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с распоряжением Правительства Республики Карелия от 25 мая 2007 года № 181р-П из бюджета Республики Карелия бюджету Пряжинского муниципального района на финансирование целевой Программы «Жилище» на 2004-2010 годы в части расходов на обеспечение жильем молодых семьей в 2007 году была выделена субсидия в сумме 2 399,72 тыс. рублей.

В соответствии с п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В силу п. 6 применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно п.п.2, 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Свидетель Б. в суде показал, что, будучи <данные изъяты>, в 2005-2006 г.г. приходил в ..., где рассказывал о правилах предоставления молодым семьям социальных выплат в рамках реализации подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей» и «Социальное развитие села». В дальнейшем Фофанова Н.В. подала заявление на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей», представила пакет необходимых документов. Сведения о наличии в собственности жилья Фофанова Н.В. не предоставляла, сам он у нее таких сведений не спрашивал, достоверность информации, содержащейся в указанных документах, не проверял.

Допрошенная по делу в качестве свидетеля <данные изъяты> Г. в суде показала, что с ХХ.ХХ.ХХг. ведет личные дела граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий <данные изъяты>. ХХ.ХХ.ХХ. Фофанова Н.В. подала заявление на улучшение жилищных условий. В дальнейшем в ходе перерегистрации граждан в 2006 году Фофанова Н.В. по решению жилищной комиссии была оставлена в очереди нуждающихся на улучшение жилищных условий до погашения обязательств по кредитному договору на ремонт квартиры по адресу: ... в отношении которой у нее имелось свидетельство о праве долевой собственности.

Согласно материалам дела, ХХ.ХХ.ХХ Фофанова Н.В. подала заявление в Администрацию Пряжинского района о включении ее семьи в составе малолетней дочери в список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".

Размер предоставленных средств за счет субсидии составил 400 008 рублей, которые были получены из бюджета района на основании свидетельства от ХХ.ХХ.ХХ года.

На основании решения жилищной комиссии <данные изъяты> сельской администрации (протокол Номер от ХХ.ХХ.ХХг.) на основании заявления от ХХ.ХХ.ХХ. Фофанова Н.В. была «поставлена в очередь на расширение жилищных условий» по адресу: ...

В порядке проведения перерегистрации решением жилищной комиссии <данные изъяты> сельской администрации (протокол Номер от ХХ.ХХ.ХХг.) установлено, что Фофанова Н.В. имеет право пройти перерегистрацию очередников на улучшение жилищных условий.

Между тем, согласно Свидетельству о государственной регистрации права от ХХ.ХХ.ХХг. на основании договора купли - продажи доли земельного участка с долей жилого дома от ХХ.ХХ.ХХ г. Фофанова Н.В. является собственником общей долевой собственности, доля в праве 61/125, жилого дома общей площадью 161, 6 кв.м. по адресу: ...

Таким образом, семья Фофановой Н.В. не являлась нуждавшейся в улучшении жилищных условий, следовательно, не могла претендовать на получение государственной помощи в виде субсидии, поскольку уровень обеспеченности жилой площадью у молодой семьи составил 39, 43 кв.м. на одного человека ((161, 6/125х61)/2=39, 43), что превышало учетную норму площади на 1 человека, установленную Решениями Пряжинского районного Совета от 24.05.2005г. и 24.01.2007г. в размере 12 кв.м. и 10 кв.м. соответственно.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования, предъявленные к Фофановой Н.В., подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы ответчика о приобретении жилого помещения по адресу: ... в рамках реализации целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» суд находит несостоятельными и не принимает во внимание, поскольку материалами дела достоверно установлено, что в списках граждан - получателей субсидий на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в 2004 и 2005 годах в рамках республиканкой целевой программы «Социальное развитие села Республики Карелия до 2010 года», а также в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» Фофанова Н.В. отсутствует. В списках участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, за 2006 и 2007 годы Фофанова Н.В. также не значится.

Доводы ответчика о проживании в жилом помещении по адресу: ..., не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, также не основаны на законе и материалах дела. Согласно информации <данные изъяты>, жилой дом Фофановой Н.В. по адресу: ... аварийным жильем не признавался.

Учитывая, что при подаче искового заявления Администрации Пряжинского национального муниципального района была освобождена от уплаты государственной пошлины, суд в силу ст. 103 ГПК РФ считает необходимым взыскать государственную пошлину с ответчика, не освобожденной от уплаты государственной пошлины, в доход соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Администрации Пряжинского национального муниципального района РК - удовлетворить.

Взыскать с Фофановой Н.В. в бюджет Пряжинского национального муниципального района РК незаконно полученную субсидию на улучшение жилищных условий в размере 400 008 рублей 00 копеек.

Взыскать с Фофановой Н.В. государственную пошлину в бюджет Пряжинского национального муниципального района РК в размере 7 200 рублей 08 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме

Судья И.С. Кемпинен

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 06 августа 2010 года.