Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 августа 2010 года пос. Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кемпинен И.С.,
при секретаре Арефьевой М.В.,
с участием представителя истца - Администрации Пряжинского национального муниципального района Полищука П.В.,
ответчиков Черняковой В.В., Чернякова Д.Ю. и их представителя - Варфоломеева И.А.,
представителя третьего лица - Министерства строительства Республики Карелия Зазовского А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Пряжинского национального муниципального района РК к Черняковой В.В., Чернякову Д.Ю. о взыскании необоснованно полученной субсидии,
у с т а н о в и л:
Администрация Пряжинского национального муниципального района обратилась в суд с иском к Черняковой В.В., Чернякову Д.Ю. о взыскании 436 320 рублей, указывая на то, что на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Чернякова В.В. с семьей в составе: супруга Чернякова Д.Ю. дочери А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., была включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы". В рамках реализации указанной подпрограммы из бюджета Пряжинского муниципального района семье Черняковой В.В. на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ была перечислена субсидия на приобретение жилья в размере 436 320 рублей. В ходе проверки целевого использования денежных средств был установлен факт неправомерного предоставления субсидии семье Черняковой В.В. Было установлено, что на момент включения в состав участников подпрограммы ее семья не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку уровень обеспеченности общей жилой площадью семьи Черняковой В.В. превышал учетную норму площади жилого помещения на одного человека в размере 10 кв.м., установленную решением Совета Пряжинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Чернякова В.В. с ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, а А. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником 1/3 доли жилого помещения по адресу: <адрес>. Считая, что ответчиком субсидия в размере 436 320 руб. получена в нарушение закона, Администрация района просит взыскать с Черняковой В.В. и Чернякова Д.Ю. данную сумму в бюджет Пряжинского национального муниципального района.
В судебном заседании представитель истца - Администрации Пряжинского национального района Полищук П.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Ответчики Чернякова В.В., Черняков Д.Ю. и их представитель - Варфоломеев И.А. в судебном заседании указали о своем несогласии с иском. При этом Чернякова В.В. пояснила, что дважды подавала в Администрацию Пряжинского района заявление на участие в социальной программе по улучшению молодыми семьями жилищных условий, одно заявление на бланке, а второе - на простом листе бумаги. Первый пакет документов представила в Администрацию района в феврале ДД.ММ.ГГГГ года, к этому пакету документов ею были приложены копия свидетельства на квартиру в <адрес>, справки с РГЦ «Недвижимость» о наличии имущества. В ДД.ММ.ГГГГ году им пришло письмо о том, что они являются претендентами на получение субсидии.
Представитель ответчиков Чернякова Д.Ю. и Черняковой В.В. - Варфоломеев И.А. в суде указал, что согласно Постановлению Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285 «Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» проверку предоставляемых гражданами для участия в указанной программе документов должен проводить орган местного самоуправления, в данном случае - Администрация Пряжинского района, и при наличии оснований, принять решение об отказе в выдаче субсидии. Ответчиками в Администрацию района представлен полный пакет документов, в том числе сведения о наличии недвижимого имущества, отказа в выдаче денежных средств не последовало, следовательно, субсидия была выдана правомерно, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица - Министерства строительства Республики Карелия Зазовский А.Б., действующий на основании доверенности, в суде поддержал исковые требования Администрации Пряжинского национального муниципального района, просил суд взыскать с Черняковой В.В. и Чернякова Д.Ю. денежные средства в размере 436 320 рублей в бюджет Пряжинского муниципального района.
Представитель третьего лица - Администрации Пряжинского городского поселения в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Ильюткина Л.В. исковые требовании Администрации района к Черняковым поддержала, пояснив, что в декабре 1998 года в Пряжинскую поселковую администрацию обратился Черняков Д.Ю. с просьбой о постановке его в очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Согласно представленным им документам, основания для признания его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на тот момент были. В дальнейшем Администрация не была извещена о наличии у семьи в собственности квартиры в <адрес>, такие сведения семьей в администрацию не представлялись, в с вязи с чем справка о том, что семья состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по Пряжинской администрации и была выдана ответчикам.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц - представители Министерства финансов РК, Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии, Комитета РК по физкультуре и спорту, Комитета РК по делам молодежи, Администрации Чалнинского сельского поселения в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
В Отзыве <данные изъяты> Ж. указано, что в нарушение п. 17 Постановления Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285 «Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» семья Черняковых неправомерно принята в состав участников указанной подпрограммы на 2007 год по Пряжинскоу району, и им неправомерно оказана государственная помощь в виде субсидии в сумме 436 320 рублей. Министерство поддерживает заявленные истцом требования и считает иск подлежащим удовлетворению в полном объеме, просит о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д. №).
Согласно информации Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии РК, в списках граждан - получателей субсидий на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в 2004 и 2005 годах в рамках республиканкой целевой программы «Социальное развитие села Республики Карелия до 2010 года», а также в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» в 2005 году Черняков Д.Ю. и Чернякова В.В. не значатся. Денежные средства получены ответчиками в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства (л.д.№).
В Отзыве Глава <данные изъяты> указал, что Чернякова В.В. с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в <адрес>, вместе с ней со дня рождения ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована ее дочь А., которая в 2004 году вступила в приватизацию квартиры по адресу: <адрес>1 и имеет 1/3 доли в праве указанной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации (л.д.№).
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Карелия от 25 мая 2007 года № 181р-П из бюджета Республики Карелия бюджету Пряжинского муниципального района на финансирование целевой Программы «Жилище» на 2004-2010 годы в части расходов на обеспечение жильем молодых семьей в 2007 году была выделена субсидия в сумме 2 399,72 тыс. рублей.
В соответствии с п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В силу п. 6 применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно п.п.2, 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с положениями статьи 6 Закона Республики Карелия от 06.02.2006 № 958-ЗРК «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Республике Карелия» в случае, если у гражданина произошли изменения в ранее предоставленных сведениях, он обязан предоставить документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае орган, осуществляющий принятие на учет, рассматривает вопрос о сохранении за гражданином права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с учетом предоставленных документов.
Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ Чернякова В.В. подала заявление в Администрацию Пряжинского района о включении ее семьи в составе: супруга Чернякова Д.Ю. и малолетней дочери в список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Размер предоставленных средств за счет субсидии составил 436 320 рублей, которые были получены из бюджета района на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли - продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Чернякова В.В. являлась собственником квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой - <данные изъяты> кв.м., по адресу: РК, <адрес> (л.д. №). На основании договора купли - продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира была продана Черняковой В.В. в равную долевую собственность по 1/5 доле каждому Б., Е., Д., Г., В. (л.д.№). Право собственности Черняковой В.В. на указанный объект недвижимости прекращено (л.д. №).
Свидетель З.. в суде указал, что, <данные изъяты>, осуществлял сбор документов по участию молодыми семьями района в реализации целевых подпрограмм по обеспечению жильем. В случае, если действовавшими на тот момент Правилами документ о наличии у кандидатов в собственности жилья требовался, то он такой документ требовал, если нет, граждане такой информации не представляли. В отношении Черняковых, свидетель не смог пояснить, предоставляла ли Чернякова В.В. ему информацию о наличии у нее в собственности квартиры в <адрес>.
С учетом установленных в суде обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что семья Черняковой В.В. не являлась нуждавшейся в улучшении жилищных условий, следовательно, не могла претендовать на получение государственной помощи в виде субсидии, поскольку уровень обеспеченности жилой площадью у молодой семьи составил 24, 5 кв.м. на одного человека ((72,4/3)+49,4)/3=24,5), что превышало учетную норму площади на 1 человека, установленную Решениями Пряжинского районного Совета от 24.05.2005г. и 24.01.2007г. в размере 12 кв.м. и 10 кв.м. соответственно.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования, предъявленные к Черняковой В.В., Чернякову Д.Ю., подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчиков о проживании в жилом помещении по адресу: <адрес>, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, также не основаны на законе и материалах дела. Согласно информации Администрации Пряжинского городского поселения, квартира по указанному адресу аварийным жильем не признавалась.
Учитывая, что при подаче искового заявления Администрации Пряжинского национального муниципального района была освобождена от уплаты государственной пошлины, суд в силу ст. 103 ГПК РФ считает необходимым взыскать государственную пошлину с ответчика, не освобожденной от уплаты государственной пошлины, в доход соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Администрации Пряжинского национального муниципального района РК - удовлетворить.
Взыскать с Черняковой В.В., Чернякова Д.Ю. в бюджет Пряжинского национального муниципального района РК незаконно полученную субсидию на улучшение жилищных условий в размере 436 320 рублей 00 копеек.
Взыскать с Черняковой В.В., Чернякова Д.Ю. государственную пошлину в бюджет Пряжинского национального муниципального района РК по 3 781 рублю 60 копеек с каждого.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме.
Судья И.С. Кемпинен
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 06 августа 2010 года.