о перерасчете пенсии



                                                                                                                                           Дело                                                                                                                                                                      

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 июля 2011 года                                                                                посёлок Пряжа

Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,

с участием представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Пряжинском районе Патракеевой А.А.,

при секретаре Арефьевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шиманчик Ф.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пряжинском районе о перерасчёте пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Шиманчик Ф.А. обратилась в суд по тем основаниям, что является получателем трудовой пенсии по старости. В её трудовой стаж входит период работы в районах Крайнего Севера, а именно - работа в ДД.ММ.ГГГГ годах в <данные изъяты>, которая входила в состав <данные изъяты> и находилась на территории <адрес>. В январе 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 01 декабря 2007 года №312-ФЗ, предусматривающий перерасчет базовой части трудовой пенсии за работу в районах Крайнего Севера в беззаявительном порядке. Доверяя Управлению Пенсионного фонда в Пряжинском районе, полагала, что необходимые расчеты и выплаты ей произведены, однако, обратившись в Управление в апреле 2011 года узнала, что перерасчет базовой части трудовой пенсии в январе 2008 года ей произведен не был. Просит обязать ответчика произвести перерасчет пенсии за период с 01.01.2008 по 01.01.2011.

С исковыми требованиями ответчик не согласился. Из направленного в суд отзыва следует, что за перерасчетом пенсии истица обратилась в Управление 04.04.2011. После получения справки из Национального архива <адрес>, содержащей сведения о том, что <данные изъяты> была расположена на территории <адрес>, размер фиксированного базового размера трудовой пенсии Шиманчик Ф.А. был пересмотрен с 01.05.2011 - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете пенсии в сторону увеличения, как то предусмотрено пунктом 1 статьи 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Обращает внимание на то обстоятельство, что из записей в трудовой книжке истицы не следует, что <данные изъяты> была расположена в районах Крайнего Севера. Также ссылается на Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 05.12.2007 №ГБ-26/13620, согласно которому в случае обращения пенсионера до 01 апреля 2008 года с заявлением о желании предоставить дополнительные документы об обстоятельствах, имевших место до 01.01.2008 и влияющих на повышение размера его базовой части трудовой пенсии, перерасчет производится с 01.01.2008, при обращении пенсионера после 01.04.2008 - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия соответствующего заявления пенсионера. Управление проинформировало пенсионеров о проводимой работе через районную газету, специалисты разъясняли положения закона на встречах с населением, однако истица обратилась в Управление только 04.04.2011, и перерасчет ей был произведен с 01 мая 2011 года.

В судебное заседание истица не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, ранее в судебном заседании 04.07.2011 в полном объеме поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям. Пояснила, что не читает районную газету, в которой было опубликовано разъяснение Управления Пенсионного фонда и полагает, что ответчик должен был запросить в архиве сведения о местонахождении лесоперевалочной базы.

Представитель ответчика - Патракеева А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве. В судебном заседании 04.07.2011 представитель ответчика С. также поддержала изложенную в отзыве позицию, пояснив, что при назначении пенсии истице спорный период работы был учтен как период работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - до вступления в силу Федерального закона №312-ФЗ для определения размера пенсии истицы не имело значения, в районах Крайнего Севера или в местностях, к ним приравненных, работала истица.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела и пенсионного дела Шиманчик Ф.А., приходит к следующим выводам.

Федеральным законом от 01 декабря 2007 года №312-ФЗ в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым устанавливается повышенный размер базовой части трудовой пенсии по старости и инвалидности лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления размера базовой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Согласно материалам пенсионного дела, страховой стаж Шиманчик Ф.А. составляет 31 год, 10 месяцев и 7 дней (л. 62 пенсионного дела), что превышает минимально необходимый страховой стаж, установленный Федеральным законом №312-ФЗ (не менее 20 лет для женщин) Стаж работы Шиманчик Ф.А. в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 29 лет, 6 месяцев и 7 дней, что также превышает минимально установленный указанным Федеральным законом (15 лет необходимого стажа в районах Крайнего Севера равны 20 годам работы в местностях, к ним приравненных; 1 год за 9 месяцев). При наличии стажа работы в районах Крайнего Севера, Шиманчик Ф.А. имеет право на повышенную базовую часть трудовой пенсии с учетом положений Федерального закона №312-ФЗ.

Как следует из записей в трудовой книжке истицы, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала <данные изъяты> Согласно архивной справке Национального архива от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> находилась в <адрес>. Аналогичные сведения содержит архивная справка <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). <адрес> район Республики Карелия отнесен к районам Крайнего Севера Указом Президента Российской Федерации №2226 от 20 декабря 1993 года.

После принятия Федерального закона №312-ФЗ Пенсионным фондом Российской Федерации в нижестоящие подразделения направлено имеющееся в материалах дела Письмо от 05 декабря 2007 года №ГБ-25-26/13620 «Об организации работы в связи с перерасчетом базовых частей трудовых пенсий» (далее также Письмо). В указанном Письме, в частности, разъясняется, что при наличии в пенсионном деле необходимой информации, перерасчет базовых частей трудовых пенсий осуществляется с 01 января 2008 года без подачи пенсионером заявления.

Доводы стороны ответчика о том, что из записей в трудовой книжке не следует нахождение <данные изъяты> в районах Крайнего Севера, несостоятельны в силу следующего.

Действительно, местонахождение <данные изъяты> в <адрес> напрямую из записей в трудовой книжке не следует. Вместе с тем, наименование <данные изъяты>, в состав которого входила <данные изъяты> - свидетельствует о том, что указанный <данные изъяты> находился на севере Карелии.

Из наименования <данные изъяты> - следует местонахождение указанной <данные изъяты> в районе <адрес>. На основании Картографической схемы установления границ <адрес> муниципального района Приложения к Закону Республики Карелия от 01 декабря 2004 года №825-ЗРК «О муниципальных районах Республики Карелия (Собрание законодательства Республики Карелия, 2004, №12, ст. 1392, стр. 29) однозначно следует, что <данные изъяты> находится на территории <адрес> городского поселения <адрес> муниципального района Республики Карелия.

Нахождение самого <адрес> городского поселения в составе муниципального образования «<адрес> район» установлено пунктом 6 статьи 1.1 указанного Закона Республики Карелия. Указанное городское поселение, в силу положений пункта 8 статьи 1 Закона Республики Карелия от 1 ноября 2004 года №813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия», состоит из поселка городского типа <данные изъяты>.

В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона Республики Карелия от 29 апреля 2005 года №871-ЗРК «Об административно-территориальном устройстве Республики Карелия» перечень населенных пунктов, находящихся на территории административно-территориальных единиц, официально публикуется Правительством Республики Карелия не реже одного раза в пять лет в справочнике «Административно-территориальное устройство Республики Карелия». В опубликованном в 2007 году таком справочнике пгт. <данные изъяты> назван в числе населенных пунктов, расположенных на территории административно-территориальной единицы <адрес> район.

Таким образом, нахождение <данные изъяты>, <адрес> городского поселения и поселка городского типа <адрес> на территории <адрес> района однозначно определено законодательством Республики Карелия.

С учётом указанного обстоятельства суд приходит к выводу о том, что, разрешая вопрос о распространении льгот, установленных Федеральным законом №312-ФЗ, в отношении истицы, ответчик мог и должен был полагать, что у той имеется стаж работы в районах Крайнего Севера. При наличии сомнений в указанном обстоятельстве ответчик не лишен был возможности направить запрос в соответствующее архивное учреждение либо предложить Шиманчик Ф.А. представить подтверждающие документы. Такое право, в частности, предоставлено территориальному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации абзацами четвертым и девятым пункта 8 Правил выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Постановлением ПФ РФ п, Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Довод стороны ответчика о том, что при решении вопроса о перерасчете пенсии истицы необходимо руководствоваться пунктом 1 статьи 20 Федерального закона №173-ФЗ и потому выплачивать ей трудовую пенсию в повышенном размере с ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу значения не имеет в силу следующего.

Указанной нормой закона установлено, что перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения. В рассматриваемом случае право Шиманчик Ф.А на повышенный размер трудовой пенсии возникло не на основании направления ею заявления о перерасчете и не с ДД.ММ.ГГГГ, а в силу прямого указания Федерального закона №312-ФЗ и с ДД.ММ.ГГГГ. Обязанность произвести перерасчёт трудовой пенсии с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения, не тождественна запрету произвести перерасчет и выплаты за предыдущий период, в течение которого истице не по её вине не были произведены предусмотренные федеральным законодательством выплаты.

На необходимость произвести работу по перерасчету трудовых пенсий с учетом положений Федерального закона №312-ФЗ обратил внимание своих территориальных подразделений Пенсионный фонд Российской Федерации в Письме от ДД.ММ.ГГГГ №ГБ-25-26/13620. Как следует из совокупности исследованных в судебном заседании доказательств такая работа в части, касающихся пенсионных прав истицы, надлежащим образом проведена ответчиком не была.

Суд полагает, что истица в силу пожилого возраста и отсутствия юридических познаний, с учётом того обстоятельства, что с января 2008 года размер её пенсии возрос (<данные изъяты>) действительно добросовестно заблуждалась относительно того, что в январе 2008 года перерасчет её пенсии уже произведен с учётом стажа работы в районах Крайнего Севера, поэтому не о обратилась с соответствующим заявлением до 01 апреля 2008 года.

При этом положение Письма о том, что при обращении пенсионеров по данному вопросу после 1 апреля 2008 года, перерасчет осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера, в рассматриваемом случае значения не имеет, поскольку в полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации не входит определение порядка и сроков реализации положений федерального законодательства.

Изложенное приводит суд к выводу об обоснованности исковых требований Шиманчик Ф.А. и необходимости их удовлетворения.

На основании статьи 103 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Согласно статье 61.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, указанная сумма подлежит взысканию в доход муниципального района.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пряжинском районе произвести Шиманчик Ф.А. перерасчет базовой части трудовой пенсии (фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии) за период с 1 января 2008 года по 01 мая 2011 года с учетом стажа работы Шиманчик Ф.А. в районах Крайнего Севера в период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ и выплатить Шиманчик Ф.А. недополученную часть трудовой пенсии с учётом указанного перерасчёта.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в доход бюджета Пряжинского национального муниципального района государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                А.Ю. Прохоров

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 18 июля 2011 года.