Дело №2-271/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации посёлок Пряжа 21 июля 2011 года Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Прохорова А.Ю., при секретаре Арефьевой М.В., с участием прокурора - старшего помощника прокурора Пряжинского района Якунина С.И., представителя ответчика - главы Пряжинского городского поселения И. представителя третьих лиц - ООО «Вега-Союз» и ООО «ООКС» В. представителя третьего лица - ТСЖ «Свой дом» Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Пряжинского района к Администрации Пряжинского городского поселения о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок и организации сбора и вывоза бытовых отходов, УСТАНОВИЛ: И.о. прокурора Пряжинского района в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, выступая в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением по тем основаниям, что в ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления было установлено, что на территории <адрес> располагаются несанкционированных свалки, состоящие из бытовых отходов. Указанный земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, в аренду или в пользование не предоставлялся. Лица, причастные к размещению бытовых и строительных отходов на данной территории, не установлены. В связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством организация деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки лежит на Администрации Пряжинского городского поселения. В связи с чем прокурор просит обязать Администрацию Пряжинского городского поселения в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории <адрес>: в проулке между жилыми домами № и № по <адрес>, за магазином <данные изъяты> между домами № и № по <адрес>, а также между жилыми домами № и № по <адрес>, у домой № и № по <адрес>, у домов № и № по <адрес>. С исковыми требованиями глава Пряжинского городского поселения И. в представленном в суд отзыве согласилась частично. Указала, что свалка по <адрес> ликвидирована, свалка на <адрес> будет убрана в июле 2011 года. Иные свалки, указанные в исковом заявлении, относятся к территории ведения ТСЖ «Свой дом» и, по решению собственников жилья, должны убираться специализированной организацией ООО «ООКС». После возвращения автотранспорта из района данные свалки будут очищены. В судебном заседании прокуратуры Якунин С.И. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Уточнил, что прокурор просит обязать ответчика не принять меры по ликвидации свалок, а ликвидировать свалки. Также уточнил, что нет необходимости обязывать ответчика к ликвидации свалки по <адрес>, которая уже убрана. Представитель Администрации Пряжинского городского поселения - глава поселения И. исковые требования прокурора полагала обоснованными в части, касающейся свалки по <адрес>. Поддержала позицию, ранее изложенную в отзыве на исковое заявление. Представитель третьих лиц - ООО «Вега-Союз» и ООО «ООКС» В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал. Пояснил, что первое представляемое им юридическое лицо является агентом, занимается расчетом начислений и подписанием актов выполненных работ. Второе юридическое лицо является исполнителем и вывозит мусор. Указанная работа выполняется надлежащим образом. Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с требованиями ст. 3 названного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления». Статьей 4 указанного закона установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух. Согласно требованиям статьи 51 закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. При этом запрещается сброс отходов в поверхностные и поземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории <адрес> обнаружены несанкционированные свалки отходов. Сведения о предоставлении земельных участков, на котором расположены свалки, в аренду или в пользование отсутствуют. Ответчиком факт наличия свалок не оспаривается, доказательств принадлежности свалки каким-либо юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, либо иным лицам суду не предоставлено. В судебном заседании не нашел своего подтверждения довод представителя ответчика о том, что свалки, находящиеся на территории ведения ТСЖ «Свой дом» должны убираться иными юридическими лицами. Как следует из договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «ООКС», ТСЖ «Свой дом» и ООО «Вега-Союз», первое из указанных юридических лиц обязуется организовать вывоз ТБО согласно графику (п. 2.3.3, л.д. 37). Указанный график определен соглашением сторон и является приложением № к договору (л.д. 47). Обязанность по вывозу твердых бытовых отходов, возложенная договором на ООО «ООКС», не тождественна обязанности по уборке несанкционированных свалок. В обязанности ООО «Вега-Союз», определенным п. 2.5.1 договора (л.д. 37) входит только перечисление на счет ООО «ООКС» денежных средств за выполнение работ. Обязанности ТСЖ «Свой дом» определены статьёй 138 Жилищного кодекса Российской Федерации. В них, в частности, входит обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме. Перечень общего имущества определен п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491. В состав такого имущества не включена территория, расположенная между домами, входящими в товарищество собственников жилья. В соответствии со статьей 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 14 ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и организация благоустройства территории поселения. Аналогичное правовое установление содержит пункт 19 части 1 статьи 6 Устава Пряжинского городского поселения. Наличие на территории поселения несанкционированных свалок означает, что указанная обязанность органами местного самоуправления исполняется ненадлежащим образом. В соответствии с частью 1 статьи 37 местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Изложенное означает, что местная администрация является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Согласно подпунктам 1 и 4 пункта 7 Правил благоустройства и содержания территории Пряжинского городского поселения, утвержденного решением Совета поселения от 28 мая 2010 года №36 запрещается сорить и выгружать мусор в местах, специально для этих целей не отведенных (л.д. 22). В силу положений части 3 статьи 43 ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указанные требования обязательны для исполнения на территории поселения. Ответственность за нарушение указанных Правил установлена статьей 2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях». Нарушение населением требований Правил благоустройства означает отсутствие должного контроля за их исполнением. При таких обстоятельствах, принимая во внимание то, что обнаруженные несанкционированные свалки находятся в границах Пряжинского городского поселения, земельные участки, на которых обнаружены свалки, не предоставлены в пользование юридическим или физическим лицам, лица, виновные в размещении бытовых и строительных отходов на данной территории, не установлены, суд полагает требования прокурора о понуждении Администрации Пряжинского городского поселения к ликвидации несанкционированных свалок подлежащими удовлетворению. Наличие на территории <адрес> несанкционированных свалок является следствием ненадлежащего исполнения ответчиком установленного федеральным законодательством полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории, где указанные свалки расположены. В соответствии со статьёй 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Руководствуясь указанной нормой закона, суд соглашается с позицией прокурора и устанавливает срок, в течение которого решение суда подлежит исполнению - не позднее, чем до истечения одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу, находя указанный срок разумным и достаточным для исполнения решения. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ расходы по оплате государственной пошлины с ответчика (органа местного самоуправления) не взыскиваются. На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 55, 56, 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск удовлетворить. Обязать Администрацию Пряжинского городского поселения в срок не позднее, чем до истечения одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на территории <адрес>, а именно: между жилыми домами № и № по <адрес> в <адрес>; между домами № и № по <адрес> в <адрес>; между домами № и № по <адрес> в <адрес>; у домов № и № по <адрес> в <адрес>. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья А.Ю. Прохоров В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 26 июля 2011 года.