Приговор о признании виновной по делу о покушении на убийство



Дело № 1-124/2010 года.

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

п. Приаргунск 21 сентября 2010 года

Судья Приаргунского районного суда Забайкальского края Вишняков В.В.

с участием государственного обвинителя прокуратуры Приаргунского района Садовниковой Е.В.,

подсудимой Михеева О.С.,

защитника Лопатиной Ю.О., представившей удостоверение № 128 и ордер № 62604,

при секретаре Эповой Т.А.,

а также потерпевшей ФИО4,

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении

Михеева О.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, русской, гражданина Российской Федерации, образование 9 классов, неработающей, имеющей малолетнего ребенка, проживающей в <адрес> края, <адрес>, судимой Приаргунским районным судом Читинской области 24 января 2007 года по ст.70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения неотбытого наказания по приговору от 24 января 2007 года к 3 годам лишения свободы,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.1 ст.105 УК РФ,

УС Т А Н О В И Л :

Михеева О.С. совершила покушение на убийство, то есть умышленные действия, непосредственно направленные на причинение смерти другому человеку, при этом преступление не было доведено до конца по независящим от нее обстоятельствам.

Преступление совершено при следующих обстоятельствах.

19 апреля 2010 года около 02 часов, Михеева О.С., находясь в квартире ФИО5, расположенной по адресу: <адрес>, в состоянии алкогольного опьянения, после совместного распития спиртных напитков с ФИО4, ФИО7, ФИО5, имея умысел на убийство ФИО4 из-за возникших к ней в ходе ссоры личных неприязненных отношений, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления смерти ФИО4B., и желая ее наступления, села на живот сверху ФИО4, лежащей на полу, ограничив ее возможности оказывать активное сопротивление, схватив ее за волосы, взяла в правую руку банку, стоявшую на тумбочке, после чего, с целью убийства ФИО4, разбила указанную банку для получения из осколков стекла банки орудия совершения убийства, высказала вслух угрозу убийством ФИО4, сказав ей: «Я тебе сейчас перережу горло». Продолжая свои преступные действия, Михеева О.С., осознавая общественную опасность своих действий и предвидя неизбежность наступления смерти ФИО4 и желая ее наступления, с целью убийства, целенаправленно нанесла острыми краями осколка стекла банки, не менее двух ударов в область жизненно-важных органов – в шею ФИО4 Однако, довести свой преступный умысел, направленный на причинение смерти ФИО4 Михеева О.С. не смогла по независящим от нее обстоятельствам, так как ФИО4, испугавшись за свою жизнь, восприняв угрозу убийством реально, оказала сопротивление и стала вырываться от Михеева О.С., закрываться руками от наносимых ей осколком стекла банки ударов. Действия Михеева О.С. были пресечены находящимся в квартире ФИО5, который оттолкнул с ФИО4 Михеева О.С.и выбил орудие преступления – осколок стекла банки из рук Михеева О.С., что позволило ФИО4 покинуть место происшествия – квартиру ФИО5.

В результате умышленных действий Михеева О.С. ФИО4 причинены телесные повреждения в виде резаных ран спинки носа, левой щеки, 4 пальца правой кисти. Резаная рана 4 пальца правой кисти повлекла кратковременное расстройство здоровья на срок не более 3 недель и поэтому квалифицируется как легкий вред здоровью; резаные раны спинки носа, левой щеки не повлекли расстройства здоровья и поэтому не квалифицируются как вред здоровью.

Подсудимая Михеева О.С. частично признала себя виновной в предъявленном обвинении, так как умысла на убийство у нее не было. В судебном заседании Михеева О.С. показала, что после употребления спиртного она прилегла на кровать. ФИО4 стала оскорблять ее нецензурной бранью. Она встала, сказала ей, что она должна знать, где и что можно говорить, села на нее сверху, взяла с тумбочки банку, разбила ее и решила припугнуть ФИО4, чтобы она знала, что можно говорить. За волосы потерпевшую не держала, угрозы убийством не высказывала. ФИО4 стала отмахиваться и задела об осколок стекла рукой и лицом. ФИО5 оттащил ее от ФИО4 Осколок стекла она бросила сама. Также пояснила, что ФИО4 после случившегося подавала дознавателю ФИО9 заявление о примирении, но оно к делу не было приобщено.

Виновность подсудимой Михеева О.С. подтверждается следующими доказательствами.

Потерпевшая ФИО4 в судебном заседании показала, что 19 апреля 2010 года ночью после совместного распития спиртного она легла спать на пол, а Михеева О.С. легла на кровать, где спал ФИО5 Михеева О.С. что-то пробормотала. Она спросила, что она сказала. Михеева О.С. опять что-то пробормотала. Она вновь спросила, что она говорит. Михеева О.С. выразилась в ее адрес нецензурной бранью. Она ей сказала, что она «сама такая». Минут десять они оскорбляли друг друга разными словами. Затем Михеева О.С. соскочила с кровати, подбежала к ней, села ей на живот, схватила ее за волосы одной рукой. С тумбочки, возле которой она лежала, Михеева О.С. схватила банку, разбила об тумбочку, сказала ей: «Я сейчас тебе горло перережу!» При этом она стекло от банки держала в правой руке, а левой рукой удерживала ее за волосы. Михеева О.С. вела себя агрессивно. Она стеклом, находящимся в руке, нанесла два удара, пыталась ударить ее по шее. Она отталкивала ее руку. Первый раз она стеклом попала в щеку, второй раз попала по переносице и пальцу руки. Из пальца сильно побежала кровь. Она кричала, боялась, что Михеева О.С. ее убьет. Проснулся ФИО5, подбежал, столкнул с нее Михеева О.С. Она убежала домой к матери, с которой пошли в отделение скорой помощи, где ей оказали помощь. Она по просьбе Михеева О.С. написала заявление о том, чтобы ее не привлекали к ответственности, которое хотела передать дознавателю ФИО9, но передумала, поэтому это заявление к делу не приобщено.

Свидетель ФИО5 показал, что после употребления спиртного он лег спать на кровать. Проснулся от крика Михеева О.С. и ФИО4 Увидел, что на спине лежит ФИО4, на ней сидела Михеева О.С. Михеева О.С. взяла с тумбочки стеклянную банку, разбила ее, крикнула, что перережет горло ФИО4 После этого Михеева О.С. подняла правую руку, в которой была разбитая банка и быстро опустила эту разбитую банку в область шеи или головы ФИО4 Он понял, что Михеева О.С. пытается убить осколком банки ФИО4, так как она била в такие органы, от ударов в которые человек может умереть. Сразу же после первого удара Михеева О.С. снова подняла правую руку и снова опустила ее в то же место. Он быстро встал, подбежал к Михеева О.С. с левой стороны. Она в это время снова подняла разбитую банку и хотела ударить ФИО4 Тогда он резко толкнул Михеева О.С. в левый бок. Михеева О.С. упала на пол. Он подбежал к ней и выбил рукой у нее обломок банки. ФИО4 встала и выбежала из квартиры. Днем 19 апреля 2010 года ФИО4 пришла. Он увидел, что у нее были порезаны лицо, палец руки. С ее слов Михеева О.С. хотела ее ударить в область шеи, а ФИО4 отбивалась от нее. Считает, что Михеева О.С. хотела убить ФИО4

Свидетель ФИО6 показала, что после употребления спиртного она легла спать на диван, ночью она проснулась от ругани. Михеева О.С. и ФИО4 оскорбляли друг друга нецензурными словами. Михеева О.С. встала с кровати, прыгнула сверху на ФИО4, которая лежала на полу на спине. Михеева О.С. взяла с тумбочки банку стеклянную, разбила ее. После этого она подняла руку и ударила куда-то ФИО4 Затем она ударила ее еще раз. При этом Михеева О.С. кричала, что убьет ФИО4, говорила: «Я тебе горло перережу!» Затем проснулся и поднялся ФИО5 Он подбежал к Михеева О.С., толкнул ее, она упала на пол. После этого ФИО5 ударил ее по руке своей рукой и выбил у нее из рук обломок банки. В это время ФИО4 встала и убежала.

Свидетель ФИО7 показала, что после употребления спиртного легла спать. Ночью спала крепко, ничего не слышала. Утром 19 апреля 2010 года увидела, что на полу лежали осколки стекла. Сын ФИО5 рассказал, что ночью он проснулся и обнаружил, что ФИО4 кричала, лежала на полу, а на ней сверху сидела Михеева О.С., которая пыталась ударить ее осколком банки в шею, кричала, что убьет ФИО4 ФИО5 подбежал к Михеева О.С. и столкнул ее с ФИО4 на пол. Она видела, что у ФИО4 раны на лице, на пальце правой руки. ФИО4 также ей рассказала о случившемся.

Из показаний свидетеля ФИО10 следует, что ее дочь ФИО4 сожительствует с ФИО5. проживает по соседству с ней. 19 апреля 2010 года около 2-х часов ночи ФИО4 пришла к ней, все лицо у нее было в крови. Она сказала, что ее порезала стеклом Михеева О.С. Говорила, что Михеева О.С. угрожала ей убийством и если бы не ФИО5, который оттолкнул Михеева О.С. от нее и выбил из руки Михеева О.С. стекло, которым она его порезала, то неизвестно, чем бы все закончилось. ФИО4, когда пришла к ней, была сильно напугана, ее всю трясло. С ее слов она, воспользовавшись тем, что Михеева О.С. от нее оттолкнул ФИО5, убежала к ней. Она увела ФИО4 в отделение скорой помощи (л.д.43-44).

Из показаний свидетеля ФИО8 следует, что работает фельдшером в отделении скорой медицинской помощи. В 2 часа 30 минут 19 апреля 2010 года к ним обратилась ФИО4 с телесными повреждениями: резаной раной в области спинки носа, области левой щеки, резаной раны четвертого пальца правой кисти. Она пояснила, что у нее произошла ссора с какой-то женщиной из-за мужчины и она ее порезала. Судя по расположению ран на лице, нанесены они были чем-то стеклянным, может быть обломком стакана, банки или бутылки (л.д.47-48).

Допрошенная в судебном заседании дознаватель ФИО9 показала, что ФИО4 приносила какое-то заявление до возбуждения уголовного дела, но передумала его приобщать к делу.

Кроме этого, вина Михеева О.С. в совершении преступления также подтверждается: телефонограммой фельдшера об обращении за медицинской помощью ФИО4 (л.д.3), рапортом дежурного помощника начальника ОВД об обнаружении признаков преступления (л.д.4), заявлением ФИО4 о привлечении к ответственности Михеева О.С. (л.д.5), протоколом осмотра места происшествия, в ходе которого обнаружены и изъяты осколок стеклянной банки, другие осколки стекла, наволочка с пятнами бурого цвета, похожими на кровь, с пола - вещество бурого цвета, похожее на кровь (л.д.11-18), заключением судебно-медицинского эксперта № 153, из которого следует, что у ФИО4 были обнаружены телесные повреждения - резаные раны спинки носа, левой щеки, 4–го пальца правой кисти, которые причинены в результате воздействия острого режущего предмета в указанные области. Резаная рана 4 пальца правой кисти повлекла кратковременное расстройство здоровья на срок не более 3 недель и поэтому квалифицируется как легкий вред здоровью, резаные раны спинки носа, левой щеки не повлекли кратковременного расстройства здоровья и поэтому не квалифицируются как вред здоровью (л.д.38)., протоколом осмотра осколка стеклянной банки, который представляет из себя горлышко сломанной стеклянной банки 0,5 литра, которое имеет неровные зазубренные края различных форм и размеров (л.д.49-50).

При осмотре указанного осколка стекла в судебном заседании потерпевшая ФИО4 пояснила, что именно этим осколком стекла Михеева О.С. наносила ей удары. Михеева О.С. признала, что держала этот осколок стекла в руке.

Таким образом, вина Михеева О.С. доказана совокупностью приведенных доказательств. Сама Михеева О.С. частично признала свою вину, пояснив, что умысла на убийство ФИО4 у нее не было. Она лишь хотела припугнуть потерпевшую осколком стекла и та, отбиваясь от нее, сама порезалась об осколок стекла. За волосы потерпевшую не держала. ФИО5 ее не отталкивал, а оттащил от ФИО4 Осколок стекла бросила сама.

Ее показания в этой части опровергаются показаниями потерпевшей ФИО4, свидетелей ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО10, которые непротиворечивы, соответствуют друг другу. Указанные лица как при производстве предварительного следствия, так и в судебном заседании давали стабильные показания. Оснований для оговора Михеева О.С. у них не имеется.

Из показаний потерпевшей ФИО4, свидетелей ФИО5, ФИО6, являющихся очевидцами преступления, следует, что в ходе ссоры Михеева О.С. села на потерпевшую, разбила банку, осколком стекла стала наносить удары в область шеи и головы потерпевшей. При этом высказывала угрозу убийством, говорила, что перережет горло ФИО4, нанесла не менее двух ударов. ФИО5 оттолкнул Михеева О.С. с ФИО4

Потерпевшая ФИО4 также дополнила, что Михеева О.С., нанося ей удары, другой рукой удерживала ее за волосы.

Свидетели ФИО6 и ФИО5 также показали, что ФИО5 после того, как оттолкнул Михеева О.С. выбил у нее осколок стекла из руки.

Потерпевшая ФИО4 могла этого не видеть, так как она сразу же выбежала из квартиры.

Свидетели ФИО7 и ФИО10 знают о происшедшем со слов ФИО4 и ФИО5

Показания потерпевшей, свидетелей соотносятся с выводами судебно-медицинского эксперта о наличии телесных повреждений у потерпевшей, механизме их образования, с осмотром осколка стекла банки, которым наносились удары потерпевшей, из которого следует, что осколок имеет острые зазубренные края различных форм и размеров.

Отрицание Михеева О.С. умысла на убийство ФИО4 суд оценивает как способ ее защиты от предъявленного ей обвинения с целью умаления своей ответственности за содеянное.

Доводы Михеева О.С. о том, что дознаватель ФИО9 необоснованно не приобщила заявление потерпевшей о примирении, являются несостоятельными, поскольку сама потерпевшая пояснила, что раздумала его приобщать к делу.

Действия Михеева О.С. суд квалифицирует по ч.3 ст.30, ч.1 ст.105 УК РФ, как покушение на убийство, то есть умышленные действия лица, непосредственно направленные на умышленное причинение смерти другому человеку, при этом преступление не было доведено до конца по независящим от него обстоятельствам.

Она на почве личных неприязненных отношений, возникших в ходе ссоры с ФИО4, села на живот потерпевшей, ограничив возможность оказывать активное сопротивление, схватила ее за волосы, взяла в правую руку банку, стоявшую рядом на тумбочке, разбила ее и, получив острый осколок стекла как орудие преступления, с целью убийства стала наносить потерпевшей удары в область жизненно важных органов – шею, нанеся не менее двух ударов, угрожая при этом потерпевшей словами: «Я тебе сейчас перережу горло».

Однако, свой преступный умысел, направленный на причинение смерти ФИО4, Михеева О.С. довести не смогла по независящим от нее обстоятельствам - ФИО4 стала оказывать ей сопротивление – стала вырываться и закрываться руками от наносимых ей осколком стекла банки ударов, а затем ФИО5, проснувшись, оттолкнул с ФИО4 Михеева О.С. и выбил осколок банки из рук Михеева О.С., что позволило ФИО4 покинуть квартиру.

В результате ударов Михеева О.С. потерпевшей были причинены резаные раны 4 пальца правой кисти, которое повлекла кратковременное расстройство здоровья на срок не более 3 недель, и по этому признаку квалифицируется как легкий вред здоровью, а также резаные раны спинки носа, левой щеки, которые не повлекли кратковременное расстройство здоровья и поэтому не квалифицируются как вред здоровью.

Об умысле и цели Михеева О.С. на причинение смерти ФИО4 свидетельствует то, что удары она наносила в область жизненно-важных органов – шею потерпевшей опасным орудием преступления- осколком стекла банки, при этом подкрепляя свои действия высказыванием о том, что перережет горло потерпевшей, а также причинение потерпевшей, с учетом того, что она сопротивлялась, телесных повреждений указанным орудием преступления.

С учетом материалов, касающихся личности подсудимой, ее поведению в суде, суд считает ее вменяемой в отношении инкриминированного ей деяния.

При назначении вида и меры наказания подсудимой суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, личность виновной, смягчающие и отягчающее наказание обстоятельства, а также согласно ч.1 ст.66 УК РФ обстоятельства, в силу которых преступление не было доведено до конца.

Михеева О.С. была ранее судима за тяжкое преступление к реальному лишению свободы, вновь совершила особо тяжкое преступление, то есть согласно п. «а» ч.1 ст.63 УК РФ, является отягчающим наказание обстоятельством.

С учетом изложенного, личности Михеева О.С., которая склонна к совершению правонарушений, тяжести совершенного преступления, суд считает необходимым назначить ей наказание в виде реального лишения свободы, поскольку в данном случае иное наказание не сможет обеспечить его целей.

Согласно ч.2 ст. 68 УК РФ срок наказания ей не может быть менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

Смягчающими ее наказание обстоятельствами суд признает наличие у нее малолетнего ребенка, частичное признание вины.

Учитывая обстоятельства совершенного преступления, наличие смягчающих наказание обстоятельств, суд считает возможным дополнительное наказание в виде ограничения свободы к Михеева О.С. не применять.

Отбывание наказания Михеева О.С. согласно п. «б» ч.1 ст.58 УК РФ следует назначить в исправительной колонии общего режима.

Вещественные доказательства: ватный тампон с веществом бурого цвета, похожим на кровь, наволочку с пятнами бурого цвета, похожими на кровь, осколки стекла, горлышко – осколок стекла от стеклянной банки - подлежат уничтожению как не представляющие ценность.

Процессуальные издержки, связанные с оплатой труда адвоката в сумме 2028 рублей 98 копеек следует взыскать с Михеева О.С. в доход государства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать Михеева О.С. виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 30, п. «б» ч.2 ст. 18 УК РФ признать в ее действиях опасный рецидив преступлений, и назначить ей наказание в виде лишения свободы на срок 7 (семь) лет с отбыванием в исправительной колонии общего режима без ограничения свободы.

Избрать в отношении Михеева О.С. меру пресечения в виде заключения под стражу.

Срок отбывания наказания Михеева О.С. исчислять со дня провозглашения приговора.

Вещественные доказательства: ватный тампон с веществом бурого цвета, похожим на кровь, наволочку с пятнами бурого цвета, похожими на кровь, осколки стекла, горлышко – осколок стекла от стеклянной банки - уничтожить при вступлении приговора в законную силу.

Процессуальные издержки, связанные с оплатой труда адвоката в сумме 2028 (две тысячи двадцать восемь) рублей 98 копеек взыскать с Михеева О.С. в доход государства.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Забайкальский краевой суд через Приаргунский районный суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а Михеева О.С. - в тот же срок со дня вручения ей копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции в течение 10 суток со дня вручения копии приговора и в тот же срок – со дня вручения копии кассационного представления или кассационной жалобы, затрагивающих ее интересы.

Председательствующий – подпись

Копия верна: Судья В.В.Вишняков