Решение по иску прокурора о внеочередном предоставлении жилого помещения (по детям-сиротам)



2-123/11г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

«03» июня 2011 г. Приаргунский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Кустовой Н.И.,

при секретаре Пешковой В.Н.,

с участием заместителя прокурора Приаргунского района Забайкальского края Толстокулаковой Е.Ю.,

истца Огаркова А.П.,

представителя ответчика – Администрации сельского поселения «Новоцурухайтуйское» муниципального района «Приаргунский район» Судаковой И.Б.,

представителя соответчика – Администрации муниципального района «Приаргунский район» Кафаровой Т.А.,

представителя органа опеки и попечительства Комитета образования Администрации муниципального района «Приаргунский район» Фроловой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в поселке Приаргунск гражданское дело по исковому заявлению прокурора Приаргунского района в интересах Огаркова Алексея Павловича к Администрации сельского поселения «Новоцурухайтуйское», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Приаргунского района Забайкальского края обратился в суд с указанным иском в интересах Огаркова Алексея Павловича к Администрации сельского поселения «Новоцурухайтуйское» муниципального района «Приаргунский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края по тем основаниям, что Огарков А.П. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывался в детском интернатном учреждении «Теремок» (в последующем в связи с реорганизацией ГОУ «Новоцурухайтуйский детский дом»). Мать Огаркова А.П. – ФИО2 лишена родительских прав решением Приаргунского районного суда от 21 апреля 2000 года, отец – ФИО3 умер 25 мая 1995 года. Жилая площадь за ним не закреплялась. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в период нахождения несовершеннолетнего в детском государственном учреждении ГОУ «Новоцурухайтуйский детский дом», в дальнейшем обучения его в Читинском государственном профессиональном педагогическом колледже органом опеки и попечительства, а также администрацией сельского поселения «Новоцурухайтуйское» муниципального района «Приаргунский район», где он состоял в очереди на получение жилья с 2006 года не принято мер к обеспечению его жильем, жилое помещение Огаркову А.П. до сих пор не предоставлено, чем нарушены его жилищные права.

Просит суд обязать Администрацию сельского поселения «Новоцурухайтуйское» Приаргунского района Забайкальского края предоставить Огаркову А.П. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры (жилого дома), расположенной в селе Новоцурухайтуй Приаргунского района Забайкальского края, размером не менее 33 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям.

Судом к рассмотрению указанного гражданского дела привлечена в качестве соответчика Администрация муниципального района «Приаргунский район» Забайкальского края, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен орган опеки и попечительства Комитета образования Администрации муниципального района «Приаргунский район».

В судебном заседании заместитель прокурора Приаргунского района Толстокулакова Е.Ю. поддержала требования прокурора по изложенным в заявлении основаниям.

Огарков А.П. поддержал заявленные требования, настаивает на их удовлетворении.

Представитель ответчика Администрации сельского поселения «Новоцурухайтуйское» Судакова И.Б. (доверенность в деле) с иском согласна, при этом пояснила о том, что свободного муниципального жилья Администрация сельского поселения «Новоцурухайтуйское» не имеет, при выделении субвенций на приобретение жилья Огаркову А.П. в установленном законом порядке он будет обеспечен жильем.

Представитель Администрации муниципального района «Приаргунский район» Кафарова Т.А. (доверенность в деле) с иском согласна, пояснила о том, что в Администрацию муниципального района «Приаргунский район» должны выделяться из регионального бюджета субвенции на приобретение жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель Правительства Забайкальского края по доверенности Лхасаранов Б.Ц. в судебное заседание не явился, в письменном ответе на исковое заявление ссылается на то, что Правительство Забайкальского края в данном случае является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Принятие, учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного муниципального жилого фонда, последующее заключение договора социального найма в силу статей 49, 57 Жилищного кодекса РФ является обязанностью органов местного самоуправления.

Представитель Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г. в судебное заседание не явилась, исковые требования прокурора не признала, ссылаясь на то, что Министерство финансов Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком по делу в связи с тем, что не является уполномоченным органом на предоставление жилых помещений гражданам, нуждающимся в них. Просила суд в иске отказать.

Согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда, поэтому суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчиков – Министерства финансов Забайкальского края и Правительства Забайкальского края.

Представитель органа опеки и попечительства Комитета образования Администрации муниципального района «Приаргунский район» Фролова В.В. (доверенность в деле) полагает, что в данном случае нарушены права Огаркова А.П. на получение жилья вне очереди по договору социального найма.

Заслушав заместителя прокурора, истца Огаркова А.П., представителя Администрации сельского поселения «Новоцурухайтуйское» Судакову И.Б., представителя Администрации муниципального района «Приаргунский район» Кафарову Т.А., представителя органа опеки и попечительства Комитета образования Администрации муниципального района «Приаргунский район» Фролову В.В., изучив имеющиеся материалы дела и дав им юридическую оценку, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 Гражданского кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случаях, если по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам они не могут сами обратиться в суд.

В настоящее время Огарков А.П. самостоятельно обратиться за квалифицированной юридической помощью не имеет материальных средств, что суд расценивает как уважительные причины, в силу которых он сам не мог обратиться в суд, обратился в прокуратуру Приаргунского района, просил помочь в решении вопроса по выделению ему квартиры.

Огарков А.П. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей (мать ФИО2 лишена родительских прав решением Приаргунского районного суда от 21 апреля 2000 года, отец – ФИО3 умер 25 мая 1995 года). Постановлением главы администрации Приаргунского района № 157 от 25 мая 2000 года Огарков А.П. направлен в муниципальное малое интернатное учреждение «Теремок» (позднее ГОУ «Новоцурухайтуйский детский дом»), расположенное по адресу с. Новоцурухайтуй Приаргунского района, улица Лазо, 6, как нуждающийся в социальной защите. Жилое помещение за Огарковым А.П. не закреплялось.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу статьи 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством субъекта РФ.

В соответствии со ст. 1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 вышеуказанного закона при осуществлении государственного полномочия органы местного самоуправления обязаны обеспечивать осуществление государственных полномочий.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 Жилищного кодекса РФ).

Судом установлено, что Огарков А.П., 03 июля 1988 года рождения, в период своего несовершеннолетнего возраста остался без попечения родителей, в связи с чем на основании постановления главы Администрации Приаргунского района № 157 от 25 мая 2000 года находился в государственном детском учреждении. В настоящее время Огарков А.П. проживает в селе Новоцурухайтуй, временно занимает со своей семьей чужую квартиру, своего жилья не имеет. Жилого помещения после лишения ФИО2 родительских прав за ним не закреплялось. Огарков А.П. имеет регистрацию по адресу село Новоцурухайтуй, улица Лазо, 6 (детский дом).

Предоставление Огаркову А.П. благоустроенного жилого помещения должно осуществляться в общем порядке как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Огарков А.П. с 2006 года состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, номер льготной очереди на получение жилого помещения по договору социального найма 3. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки на учет в качестве нуждающегося.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является Администрация сельского поселения «Новоцурухайтуйское».

Согласно пункта 2 постановления главы сельского поселения «Новоцурухайтуйское» муниципального района «Приаргунский район» Сапожниковой Т.В. «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в сельском поселении «Новоцурухайтуйское» от 30 декабря 2008 года № 24 установлена учетная норма площади жилого помещения на одного проживающего человека 33 кв.м.

Постановлением главы администрации сельского поселения «Новоцурухайтуйское» от 09 августа 2010 года в вышеуказанное постановление были внесены изменения в пункт 1, касающийся размера учетной площади при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, постановление главы сельского поселения «Новоцурухайтуйское» муниципального района «Приаргунский район» Сапожниковой Т.В. «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в сельском поселении «Новоцурухайтуйское» от 30 декабря 2008 года № 24, согласно которому площадь предоставляемого Огаркову А.П. жилья не должна быть менее 33 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенное применительно к селу Новоцурухайтуй, изолированным, находиться в черте села Новоцурухайтуй, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Приаргунского района Забайкальского края удовлетворить.

Обязать Администрацию сельского поселения «Новоцурухайтуйское» муниципального района «Приаргунский район» Забайкальского края предоставить Огаркову Алексею Павловичу благоустроенное применительно к селу Новоцурухайтуй жилое помещение в виде отдельной квартиры или жилого дома в черте сельского поселения «Новоцурухайтуйское», общей площадью не менее 33 кв.м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи кассационной жалобы в Приаргунский районный суд в течение десяти дней со дня ознакомления с мотивированным решением.

Председательствующий –