Решение об удовлетворении иска о взыскании стоимости имущественного пая



Дело № 2-222/2011

Решение

именем Российской Федерации

27 сентября 2011 года Приаргунский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Шурыгина В.Ю.,

при секретаре Сергеевой Г.А.,

с участием истца Пешковой В.А.,

представителя СПК «<данные изъяты>» по доверенности Космылина Р.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Приаргунск гражданское дело по иску Пешковой В.А. к сельскохозяйственному производственному кооперативу «<данные изъяты>» о взыскании стоимости имущественного пая,

установил:

Пешкова В.А. обратилась в суд с указанным иском, в обоснование своих требований указала, что является наследником по закону имущества умершего ДД.ММ.ГГГГ мужа, ФИО1, в виде имущественного пая мужа как члена СПК «<данные изъяты>», в размере 368358 рублей.

Она обратилась к ответчику с заявлением о выплате стоимости имущественного пая, однако решением правления СПК от 18 марта 2011 года ей было отказано. После обращения истицы в прокуратуру Приаргунского района, решением правления СПК № 6 от 18 июля 2011 года решено возвратить истице стоимость пая после погашения СПК «<данные изъяты>» кредитов.

С данным решением она не согласна, так как такое решение не предусмотрено законом и уставом СПК «<данные изъяты>»

Просит суд взыскать с ответчика в ее пользу стоимость имущественного пая в размере 368358 рублей.

В судебном заседании Пешкова В.А. поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснив суду, что у кооператива есть средства, чтобы выплатить ей стоимость имущественного пая.

Представитель СПК «<данные изъяты>» по доверенности Космылин Р.Ю., признает исковые требования, но полагает, что имущественный пай может быть выплачен Пешковой В.А. только после погашения полученных кредитов под залог основных средств кооператива, когда у кооператива будут свободные финансовые средства.

Выслушав стороны исследовав письменные материалы, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему.

Согласно справке председателя СПК «<данные изъяты>» ФИО2 № 559 от 28.07.2011 года, ФИО1 был членом колхоза <данные изъяты> с 16 апреля 1974 года и имеет имущественный пай в хозяйстве в размере 368358 рублей. Колхоз <данные изъяты> был реорганизован в СПК «<данные изъяты>» 23.08.2007 года (л.д.6).

Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, наследницей указанного в настоящем свидетельстве имущества – имущественного пая в СПК «<данные изъяты>» в сумме 368358 рублей гр. ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, является супруга Пешкова В.А. (л.д.4).

Ни обстоятельство того, что Пешкова В.А. как наследник вправе претендовать на стоимость имущественного пая умершего члена кооператива, ни размер этой стоимости, определенный самим ответчиком, сторонами не оспаривается.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (в редакции Федерального закона от 1.07.2011 года № 169-ФЗ), членство в сельскохозяйственном производственном кооперативе прекращается, в частности, в случае смерти члена кооператива. При этом его наследники могут быть приняты в члены сельскохозяйственного потребительского кооператива (статья 16 Закона). Наследникам умершего члена кооператива, не принятым в состав кооператива, выплачивается стоимость паевого взноса умершего члена кооператива ( пункт 9 статьи 18 Закона).

В соответствии с пунктом 11.7 Устава СПК «<данные изъяты>» наследники умершего члена кооператива могут быть либо принятыми в кооператив, либо получить паевой взнос и кооперативные выплаты умершего в порядке, установленном законодательством и общим собранием кооператива.

Доказательств того, что порядок получения паевого взноса установлен общим собранием кооператива, ответчиком в судебное заседание не представлено.

Представитель ответчика Космылин Р.Ю. пояснил, что порядок получения паевого взноса наследниками умершего члена кооператива общим собранием кооператива не устанавливался, поскольку ранее с указанными заявлениями никто из наследников не обращался.

Согласно п. 9 ст. 18 Федерального закона от 08.12.1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", наследникам умершего члена кооператива, не принятым в члены кооператива, выплачивается стоимость пая умершего члена кооператива.

Указанное положение предусмотрено также п. 12.9 Устава СПК «<данные изъяты>».

Поскольку Пешкова В.А. на момент смерти мужа уже являлась ассоциированным членом кооператива, то по ее требованию СПК «<данные изъяты>» обязан выплатить ей стоимость имущественного пая.

Поэтому с СПК «<данные изъяты>» в пользу Пешковой В.А. подлежит взысканию стоимость имущественного пая умершего члена кооператива ФИО1 в сумме 368358 рублей.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с СПК «<данные изъяты>», не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию в бюджет муниципального района «Приаргунский район» государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в сумме 6884 рубля.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Пешковой В.А. к сельскохозяйственному производственному кооперативу «<данные изъяты>» о взыскании и стоимости имущественного пая в сумме 368358 (триста шестьдесят восемь тысяч триста пятьдесят восемь) рублей удовлетворить.

Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива «<данные изъяты>» в пользу Пешковой В.А. стоимость имущественного пая умершего члена кооператива ФИО1 в сумме 368358 (триста шестьдесят восемь тысяч триста пятьдесят восемь) рублей.

Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива «<данные изъяты>» в бюджет муниципального района «Приаргунский район» государственную пошлину в сумме 6884 ( шесть тысяч восемьсот восемьдесят четыре) рубля.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Приаргунский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий: подпись

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель суда В.Ю. Шурыгин