Решение об удовлетворении иска о внеочередном предоставлении жилого помещения



Дело № 2-19/2012г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2012 года Приаргунский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Шурыгина В.Ю.,

при секретаре Сергеевой Г.А.,

с участием: прокурора Юрьева В.В.,

истца Огаркова А.П.,

представителя ответчика – Администрации муниципального района «Приаргунский район» - Суходолина С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в поселке Приаргунск гражданское дело по иску прокурора Приаргунского района в интересах Огаркова С.П. к администрации муниципального района «Приаргунский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Приаргунского района обратился в суд с указанным иском в интересах Огаркова С.П. к администрации сельского поселения <данные изъяты> муниципального района «Приаргунский район» по тем основаниям, что Огарков С.П. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывался в детском интернатном учреждении <данные изъяты> (в последующем в связи с реорганизацией - ГОУ <данные изъяты>). Жилая площадь за ним не закреплялась.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в период нахождения несовершеннолетнего в детском государственном учреждении ГОУ <данные изъяты>, в дальнейшем обучении его в ФГОУ СПО <данные изъяты>, ГОУ НПО <данные изъяты> органом опеки и попечительства, а также администрацией сельского поселения <данные изъяты> муниципального района «Приаргунский район», где он состоял в очереди на получение жилья с 2006 года, не принято мер к обеспечению его жильем, жилое помещение Огаркову С.П. до сих пор не предоставлено, чем нарушены его жилищные права.

Просит суд обязать администрацию сельского поселения <данные изъяты> муниципального района «Приаргунский район» предоставить Огаркову С.П. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры (жилого дома), расположенной в <адрес>, размером не менее 33 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству прокурора ненадлежащий ответчик - администрация сельского поселения <данные изъяты> муниципального района «Приаргунский район» заменены на надлежащих - администрацию муниципального района «Приаргунский район», Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Юрьев В.В. поддержал требования прокурора по изложенным в заявлении основаниям, просит обязать Администрацию муниципального района «Приаргунский район» предоставить Огаркову С.П. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры (жилого дома), расположенной в <адрес>, размером не менее 33 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям.

Также просит обязать Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского осуществить финансовое обеспечение предоставления Огаркову С.П. жилого помещения.

Огарков С.П. поддержал заявленные прокурором требования, настаивает на их удовлетворении.

Представитель администрации муниципального района «Приаргунский район» по доверенности Суходолин С.В. исковые требования признал и пояснил что субвенции на приобретение жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяются из регионального бюджета.

Представитель Правительства Забайкальского края по доверенности Зотов Д.А. в судебное заседание не явился, в письменном ответе на исковое заявление ссылается на то, что Правительство Забайкальского края в данном случае является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с Законом Забайкальского края от 18.12.2009 года № 304-ЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» указанные полномочия переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края. Согласно ст.57 ЖК РФ жилые помещения из муниципального жилого фонда по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Просит суд в иске к Правительству Забайкальского края отказать, дело рассмотреть без участия представителя Правительства.

Представитель Министерства финансов Забайкальского края по доверенности Мельников С.В. в судебное заседание не явился, исковые требования прокурора не признал, ссылаясь на то, что Конституция РФ обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40).

Истец не представил суду документы, подтверждающие, что Огарков С.П. в настоящее время является малоимущим.

Кроме того, Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом на предоставление жилых помещений гражданам, нуждающимся в них. Просит суд в иске отказать, дело рассмотреть без участия представителя Министерства.

Суд, в соответствии ч. 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков – Министерства финансов Забайкальского края и Правительства Забайкальского края.

Заслушав прокурора Юрьева В.В., истца Огаркова С.П., представителя администрации муниципального района «Приаргунский район» Суходолина С.В., изучив имеющиеся материалы дела и дав им юридическую оценку, суд приходит к следующему.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу статьи 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством субъекта РФ.

В соответствии со ст. 1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 вышеуказанного закона при осуществлении государственного полномочия органы местного самоуправления обязаны обеспечивать осуществление государственных полномочий.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 Жилищного кодекса РФ).

Как установлено, Огарков С.П. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей. Мать - ФИО1 - решением Приаргунского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец – ФИО2 - умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации Приаргунского района от ДД.ММ.ГГГГ Огарков С.П. направлен в муниципальное малое интернатное учреждение <данные изъяты> (позднее ГОУ <данные изъяты>), расположенное по адресу <адрес>, как нуждающийся в социальной защите. Жилое помещение за Огарковым С.П. не закреплялось.

Огарков С.П. имеет регистрацию по адресу: <адрес> (детский дом).

Предоставление Огаркову С.П. благоустроенного жилого помещения должно осуществляться как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Огарков С.П. с 17.02.2006 года состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, номер льготной очереди на получение жилого помещения по договору социального найма - 4.

По состоянию на 01.01.2011 года Огарков С.П. стоит в списке остронуждающихся в обеспечении жильем по Приаргунскому району для выделения субвенций на приобретение жилых помещений из федерального и регионального бюджета.

То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени Огаркову С.П. не предоставлено, как и обоснованность постановки его на учет в качестве нуждающегося, в суде не оспаривалась.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает положения п.п. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, постановления главы сельского поселения <данные изъяты> муниципального района «Приаргунский район» ФИО3 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в сельском поселении <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому площадь предоставляемого Огаркову С.П. жилья не должна быть менее 33 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенное применительно к <адрес>, изолированным, находиться в черте <адрес> и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Приаргунского района Забайкальского края удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района «Приаргунский район» предоставить Огаркову С.П. благоустроенное применительно к <адрес> жилое помещение в виде отдельной квартиры (жилого дома) в черте сельского поселения <данные изъяты> муниципального района «Приаргунский район», общей площадью не менее 33 кв.м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов администрации муниципального района «Приаргунский район» на предоставление Огаркову С.П. жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Приаргунский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель суда В.Ю. Шурыгин