2-33/11г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
«17» марта 2011 г. Приаргунский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Кустовой Н.И.,
при секретаре Пешковой В.Н.,
с участием заместителя прокурора Приаргунского района Забайкальского края Толстокулаковой Е.Ю.,
представителя ответчика – Администрации городского поселения «Приаргунское» муниципального района «Приаргунский район» Федурина А.О.,
представителей соответчика – Администрации муниципального района «Приаргунский район» Забайкальского края Суходолина С.В., Подображных Т.А.,
представителя органа опеки и попечительства Комитета образования Администрации муниципального района «Приаргунский район» Миромановой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в поселке Приаргунск гражданское дело по исковому заявлению прокурора Приаргунского района в интересах Демина Дениса Владимировича к Администрации городского поселения «Приаргунское» муниципального района «Приаргунский район» о внеочередном предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приаргунского района Забайкальского края обратился в суд с указанным иском в интересах Демина Дениса Владимировича к Администрации городского поселения «Приаргунское» муниципального района «Приаргунский район» по тем основаниям, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывался в детском интернатном учреждении «Теремок» (в последующем в связи с реорганизацией ГОУ «Новоцурухайтуйский детский дом»), затем обучался в ГОУ среднего профессионального образования Петровск-Забайкальский педагогический колледж, проходил службу в рядах Вооруженных сил, жилая площадь за ним не закреплялась. Демин Д.В. с 2004 года состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения в Администрации городского поселения «Приаргунское» под учетным номером 2, однако до сих пор жилье Демину Д.В. не предоставлено, он с семьей вынужден проживать у родственников жены.
Просит суд обязать Администрацию городского поселения «Приаргунское» предоставить Демину Д.В. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры (жилого дома), расположенной в черте городского поселения «Приаргунское» Приаргунского района Забайкальского края, размером не менее 33 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям.
Судом к рассмотрению указанного гражданского дела привлечены в качестве соответчиков Администрация муниципального района «Приаргунский район» Забайкальского края, Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен орган опеки и попечительства Комитета образования Администрации муниципального района «Приаргунский район».
В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Приаргунского района Толстокулакова Е.Ю. поддержала требования прокурора по изложенным в заявлении основаниям, при этом уточнила требования по размеру площади – не менее 17 кв.м.
Демин Д.В. в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был оповещен о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Представитель ответчика Администрации городского поселения «Приаргунское» Федурин А.О. с иском согласен, при этом пояснил о том, что свободного муниципального жилья Администрация городского поселения «Приаргунское» не имеет, при выделении субвенций на приобретение жилья Демину Д.В. в установленном законом порядке он будет обеспечен жильем.
Представители Администрации муниципального района «Приаргунский район» Суходолин С.В. и Подображных Т.А. (доверенности в деле) с иском согласны, Суходолин С.В. пояснил о том, что в Администрации муниципального района «Приаргунский район» должны поступать из регионального бюджета субвенции на приобретение жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель Правительства Забайкальского края Серебрякова А.Ю. в судебное заседание не явилась, в письменном ответе на исковое заявление ссылается на то, что Правительство Забайкальского края в данном случае является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Принятие, учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного муниципального жилого фонда, последующее заключение договора социального найма в силу статей 49, 57 Жилищного кодекса РФ является обязанностью органов местного самоуправления.
Представитель Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г. в судебное заседание не явилась, исковые требования прокурора не признала, ссылаясь на то, что Министерство финансов Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком по делу в связи с тем, что не является уполномоченным органом на предоставление жилых помещений гражданам, нуждающимся в них. Просила суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать.
Согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда, поэтому суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчиков – Министерства финансов Забайкальского края и Правительства Забайкальского края.
Представитель органа опеки и попечительства Комитета образования Администрации муниципального района «Приаргунский район» Мироманова И.С. (доверенность в деле) полагает, что в данном случае нарушены права Демина Д.В. на получение жилья вне очереди по договору социального найма.
Заслушав заместителя прокурора, представителя Администрации городского поселения «Приаргунское» Федурина А.О., представителей Администрации муниципального района «Приаргунский район» Суходолина С.В., Подображных Т.А., представителя органа опеки и попечительства Комитета образования Администрации муниципального района «Приаргунский район» Мироманову И.С., изучив имеющиеся материалы дела и дав им юридическую оценку, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 Гражданского кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случаях, если по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам они не могут сами обратиться в суд.
В настоящее время Демин Д.В. в связи с отсутствием работы и плохим материальным положением работает вахтовым методом за пределами Приаргунского района, обратиться за квалифицированной юридической помощью не имеет материальных средств, что суд расценивает как уважительные причины, в силу которых он сам не мог обратиться в суд.
Демин Д.В. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей (мать ФИО12 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО13 в актовой записи о рождении записан со слов матери). Постановлением главы администрации Приаргунского района № 68 от 09 февраля 1998 года Демин Д.В. направлен в муниципальное малое интернатное учреждение «Теремок», расположенное по адресу с. Новоцурухайтуй Приаргунского района, улица Лазо, 6, как нуждающийся в социальной защите. Жилое помещение за Деминым Д.В. не закреплялось.
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу статьи 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством субъекта РФ.
В соответствии со ст. 1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 вышеуказанного закона при осуществлении государственного полномочия органы местного самоуправления обязаны обеспечивать осуществление государственных полномочий.
Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 Жилищного кодекса РФ).
Судом установлено, что Демин Д.В., 06 августа 1987 года рождения, в период своего несовершеннолетнего возраста остался без попечения родителей, в связи с чем на основании постановления главы Администрации Приаргунского района № 68 от 09 февраля 1998 года находился в государственном детском учреждении. Жилого помещения после смерти матери Демина Д.В. за ним не закреплялось. В настоящее время Демин Д.В. временно проживает в жилом помещении родственников супруги, имеет регистрацию по адресу село Новоцурухайтуй, улица Лазо, 6 (детский дом).
Предоставление Демину Д.В. благоустроенного жилого помещения должно осуществляться в общем порядке как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Демин Д.В. с 2004 года состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки на учет в качестве нуждающегося.
Согласно сообщения и.о. главы Администрации городского поселения «Приаргунское» Демин Д.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 07 октября 2004 года в качестве «дети-сироты», номер очереди на получение жилого помещения по договору социального найма 134 (общая очередь), и номер 2 (номер льготной очереди) (л.д. 9).
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является Администрация городского поселения «Приаргунское».
Согласно решения Совета городского поселения «Приаргунское» муниципального района «Приаргунский район» «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городском поселении «Приаргунское» от 21 декабря 2006 года № 60 (л.д. 11) установлена учетная норма площади жилого помещения на одного проживающего человека 33 кв.м.
В соответствии с решением Совета городского поселения «Приаргунское» муниципального района «Приаргунский район» от 10 февраля 2011 года № 126 «О внесении изменения в решение Совета городского поселения «Приаргунское» от 21 декабря 2006 года «Об установлении нормы площади жилого помещения в городском поселении «Приаргунское» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма, из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения не менее 17 кв.м. для одиноко проживающего человека, 15 кв.м. – на одного человека для семьи, состоящей из двух и более человек.
Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Совета городского поселения «Приаргунское» от 10 февраля 2011 года № 126 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городском поселении «Приаргунское», согласно которому площадь предоставляемого Демину Д.В. жилья не должна быть менее 17 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенное применительно к поселку Приаргунск, изолированным, находиться в черте поселка Приаргунск, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Приаргунского района Забайкальского края удовлетворить.
Обязать Администрацию городского поселения «Приаргунское» муниципального района «Приаргунский район» Забайкальского края предоставить Демину Денису Владимировичу благоустроенное применительно к поселку Приаргунск жилое помещение в виде отдельной квартиры или жилого дома в черте городского поселения «Приаргунское», общей площадью не менее 17 кв.м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Забайкальский краевой суд путем подачи кассационной жалобы в Приаргунский районный суд в течение десяти дней со дня ознакомления с мотивированным решением.
Председательствующий –
Решение в окончательной форме изготовлено 21 марта 2011 года.