2-295/12 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации «13» августа 2012 г. Приаргунский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Кустовой Н.И., при секретаре Кафаровой Т.А., с участием заместителя прокурора Приаргунского района Забайкальского края Толстокулаковой Е.Ю., истца Русакова А.А., представителя ответчика – администрации муниципального района «Приаргунский район» Суходолина С.В., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в поселке Приаргунск гражданское дело по исковому заявлению прокурора Приаргунского района в защиту интересов Русакова А.А. к администрации муниципального района «Приаргунский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Приаргунского района Забайкальского края обратился в суд с указанным иском в интересах Русакова А.А., 23 февраля 1993 года рождения, к администрации сельского поселения «Новоцурухайтуйское» муниципального района «Приаргунский район», администрации муниципального района «Приаргунский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края по тем основаниям, что Русаков А.А. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Мать – ФИО1, отец – ФИО2 лишены родительских прав по решению Приаргунского районного суда от 30 марта 2004 года. Постановлением главы администрации Приаргунского района № 640 от 07 декабря 2004 года, в связи с отсутствием родительского попечения, заключением органа опеки и попечительства Русаков А.А. помещен в детское интернатное учреждение «Теремок» (в последующем в связи с реорганизацией ГОУ «Новоцурухайтуйский детский дом»). В 2006 году был переведен в Хохотуйскую специальную (коррекционную) школу интернат. Жилое помещение за Русаковым А.А. не закреплялось. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в период нахождения несовершеннолетнего в детском государственном учреждении ГОУ «Новоцурухайтуйский детский дом», в Хохотуйской специальной (коррекционной) школе-интернате, в дальнейшем обучения его в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 13» г. Читы органом опеки и попечительства, а также администрацией сельского поселения «Новоцурухайтуйское» муниципального района «Приаргунский район», где он состоял в очереди на получение жилья с января 2011 года, не принято мер к обеспечению его жильем, жилое помещение Русакову А.А. до сих пор не предоставлено, чем нарушены его жилищные права. Просит суд обязать администрацию сельского поселения «Новоцурухайтуйское» Приаргунского района Забайкальского края и администрацию муниципального района «Приаргунский район» предоставить Русакову А.А. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной применительно к данному населенному пункту квартиры (жилого дома), расположенной в селе Новоцурухайтуй Приаргунского района Забайкальского края, размером не менее 33 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям. При подготовке дела к судебному разбирательству с согласия сторон ненадлежащий ответчик – администрация сельского поселения «Новоцурухайтуйское» муниципального района «Приаргунский район» заменен на надлежащего – администрацию муниципального района «Приаргунский район». В судебном заседании заместитель прокурора Приаргунского района Толстокулакова Е.Ю. поддержала требования прокурора по изложенным в заявлении основаниям. Русаков А.А. поддержал заявленные требования, настаивает на их удовлетворении. Представитель ответчика администрации муниципального района «Приаргунский район» Суходолин С.В. с иском согласен, при этом пояснил о том, что субвенции на приобретение жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяются из регионального бюджета. Представитель Правительства Забайкальского края по доверенности Зотов Д.А. в судебное заседание не явился, в письменном возражении на исковое заявление просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, ссылается на то, что Правительство Забайкальского края в данном случае является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с Законом Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм передана органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края. Указывает, что надлежащим ответчиком по данному делу является администрация муниципального района «Приаргунский район». Представитель Министерства финансов Забайкальского края по доверенности Бондаренко И.А. в судебное заседание не явилась, исковые требования прокурора не признала, ссылаясь на то, что согласно утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от 23 декабря 2009 года № 474-а Порядку предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью» предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год, на указанные цели. Указывает, что Законом Забайкальского края № 450-ЗЗК от 23 декабря 2010 года «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью, бюджету муниципального района «Приаргунский район» предусмотрены субвенции в размере 499600 рублей, указанные средства перечислены в 2011 году в полном объеме. Законом Забайкальского края от 15 декабря 2010 года № 450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в редакции Закона Забайкальского края № 547-ЗЗК от 09 сентября 2011 года муниципальному району «Приаргунский район» дополнительно к уже перечисленным субвенциям из краевого бюджета в начале текущего года, предусмотрены субсидии из федерального бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере 1000000 рублей, указанные средства перечислены Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края 16 сентября 2011 года. Указывает, что средства, предусмотренные Законом о краевом бюджете на 2011 год направлены в бюджет муниципального района «Приаргунский район» в полном объеме, следовательно, расходные обязательства Забайкальского края этой категории исполнены надлежащим образом. Просит суд в удовлетворении исковых требований прокурора к Министерству финансов Забайкальского края отказать. Согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда, поэтому суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчиков – Министерства финансов Забайкальского края и Правительства Забайкальского края. Заслушав заместителя прокурора Толстокулакову Е.Ю., истца Русакова А.А., представителя администрации муниципального района «Приаргунский район» Суходолина С.В., изучив имеющиеся материалы дела и дав им юридическую оценку, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 45 Гражданского кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случаях, если по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам они не могут сами обратиться в суд. В настоящее время Русаков А.А. самостоятельно обратиться за квалифицированной юридической помощью не имеет материальных средств, что суд расценивает как уважительные причины, в силу которых он сам не мог обратиться в суд, обратился в прокуратуру Приаргунского района, просил помочь в решении вопроса по выделению ему квартиры. В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу статьи 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством субъекта РФ. В соответствии со ст. 1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 вышеуказанного закона при осуществлении государственного полномочия органы местного самоуправления обязаны обеспечивать осуществление государственных полномочий. Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 Жилищного кодекса РФ). Установлено, что Русаков А.А. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей (мать – ФИО1, отец – ФИО2 лишены родительских прав по решению Приаргунского районного суда от 30 марта 2004 года). Постановлением главы администрации Приаргунского района № 640 от 07 декабря 2004 года Русаков А.А. направлен в муниципальное малое интернатное учреждение «Теремок» (позднее ГОУ «Новоцурухайтуйский детский дом»), расположенное по адресу с. Новоцурухайтуй Приаргунского района, улица Лазо, 6, как нуждающийся в социальной защите. В 2006 году был переведен в Хохотуйскую специальную (коррекционную) школу интернат. Жилое помещение за Русаковым А.А. не закреплялось, что подтверждается справкой главы сельского поселения «Новоцурухайтуйское» № 271 от 04 апреля 2006 года. Русаков А.А. имел временную регистрацию с 05 октября 2010 года по 30 июня 2012 года по месту пребывания по адресу: Забайкальский край, город Чита, ул. Строителей, д. 7, кв. 12 (на период обучения в профессиональном училище), в настоящее время регистрации не имеет. Предоставление Русакову А.А. благоустроенного жилого помещения должно осуществляться как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Русаков А.А. с января 2011 года состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, номер льготной очереди на получение жилого помещения по договору социального найма – 8. С января 2011 года Русаков А.А. стоит в списке остронуждающихся в обеспечении жильем по Приаргунскому району для выделения субвенций на приобретение жилых помещений из федерального и регионального бюджета. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени Русакову А.А. не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки на учет в качестве нуждающегося. Согласно пункта 2 постановления главы сельского поселения «Новоцурухайтуйское» муниципального района «Приаргунский район» Сапожниковой Т.В. «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в сельском поселении «Новоцурухайтуйское» от 30 декабря 2008 года № 24 установлена учетная норма площади жилого помещения на одного проживающего человека 33 кв.м. Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, постановление главы сельского поселения «Новоцурухайтуйское» муниципального района «Приаргунский район» Сапожниковой Т.В. «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в сельском поселении «Новоцурухайтуйское» от 30 декабря 2008 года № 24, согласно которому площадь предоставляемого Русакову А.А. жилья не должна быть менее 33 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенное применительно к селу Новоцурухайтуй, изолированным, находиться в черте села Новоцурухайтуй и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Приаргунского района Забайкальского края удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «Приаргунский район» Забайкальского края предоставить Русакову А.А. благоустроенное применительно к селу Новоцурухайтуй Приаргунского района Забайкальского края жилое помещение в виде отдельной квартиры или жилого дома в черте сельского поселения «Новоцурухайтуйское» муниципального района «Приаргунский район», общей площадью не менее 33 кв.м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов администрации муниципального района «Приаргунский район» на предоставление Русакову А.А. жилого помещения. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Приаргунский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий – подпись Согласовано: документ подписан судья Н.И. Кустова