Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июля 2010г. Пресненский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Печениной Т.А., при секретаре Вороновой Э.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1781\10 по иску Серых Вадима Анатольевича к Министерству обороны Российской Федерации об обязании признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий, т.к. он проживает в ... части комнаты ... ... квартиры, принадлежащей ему по ..., другая ... часть этой комнаты, принадлежащая ФИО3., занята ее вещами; обязании включить его в списки очередников на получения жилых помещений ( улучшение жилищных условий); обязании признать его право на внеочередное обеспечение жильем и его право на дополнительную жилую площадь с соответствующими санитарными нормами на одного жильца, как ..., долгое время работавшего с ... согласно справке, выданной ему в\ч ..., У С Т А Н О В И Л Истец обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование своих требований указывает, что он был ... Воспользовавшись его ..., ... без предоставления жилья, т.е. в нарушение действующего на тот момент законодательства. Судится с указанной воинской частью истец не стал, т.к. вскоре после его увольнения она ( часть) была расформирована, и правопреемника определено не было. До .... истец не пытался получить жилье, т.к. у него не было соответствующего комплекта документов, а по общей очереди никто никакого жилья не получал. В .... Правительство РФ создало программу «Жилише» на 2002-2010г. по обеспечению жильем, прежде всего, военнослужащих, уволенных без предоставления жилья. Для участия в этой программе истец получил справку «О сдаче жилья Министерству обороны РФ» нового образца и с .... .... просил у ..., издавшей приказ о его увольнении из рядов ВС РФ, ходатайство ... войсковой части, необходимое для обеспечения его жильем через местные органы самоуправления ..., избранного истцом в качестве места жительства после увольнения из рядов ВС РФ. В выдаче такого ходатайства истцу отказывали, судится с воинской частью ... он не мог, т.к. эта воинская часть не являлась правопреемником .... В связи с введением в действие нового ЖК РФ, по мнению истца, он утратил право на получения жилья от местных органов самоуправления, в связи с чем потребовал от Министерства обороны РФ назначить правопреемника в\ч .... Правопреемником была определена воинская часть .... Серых В.А. подал иск в Пресненский районный суд г.Москвы к в\ч ... о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании обеспечить жильем. Решением этого суда от ...., вступившим в законную силу, в удовлетворении указанного иска было отказано. При этом суд указал в своем решение, что обеспечение жилыми помещениями граждан, ..., вставших на учет в улучшении жилищных условий до ....в муниципальных образованиях осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учет. Тот факт, что истец не встал на указанный учет до ...., не влияет на права истца на получения жилья. Получив указанное решение, истец обратился в администрацию ... с просьбой поставить его в очередь ... с последующим обеспечением жильем за счет средств федерального бюджета, однако ему в удовлетворении этой просьбы было отказано. Отказ истец оспорил в ... городском суде ..., решением которого от .... в удовлетворении его иска к ... об обязании постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях как ... с обеспечением жильем за счет средств федерального бюджета с выдачей ... было отказано. При этом, в указанном решение отмечено, что надлежащим ответчиком по иску Серых В.А. является федеральный орган исполнительной власти – Министерство обороны РФ. Через приемную ... истец обратился с просьбой обязать МО РФ обеспечить его жильем в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. № 153; его документы были направлены в в\ч ..., из которой истец получил отказ в удовлетворении его просьбы. Это отказ Серых В.А. оспаривал в Московском гарнизонном суде, решением которого от ...., вступившим в законную силу, в удовлетворении заявления Серых В.А. об оспаривании действий командира в\ч ...,связанных с исключением заявителя из списков личного состава части и отказом в принятии документов заявителя на участие его в подпрограмме «Жилище» на ....г. было отказано, в том числе, в связи с пропуском Серых В.А. срока для обращения с таким иском в суд. Истец указывает, что жилье, в котором он проживал в период службы, он сдал Министерству обороны РФ, которое обязано обеспечить его жилой площадью в первую очередь,, в том числе, как ...», проработавшего с ... на протяжении более .... В настоящее время он, Серых В.А., ... квартиры, принадлежащей ..., другая 1\2 часть этой комнаты, принадлежащая его ... ФИО3., занята ее вещами. Истец просит суд об обязании ответчика признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий, т.к. он проживает в ... квартиры, принадлежащей ему ..., другая ..., принадлежащая ФИО3., занята ее вещами; обязании включить его в списки очередников на получения жилых помещений ( улучшение жилищных условий); обязании признать его право на внеочередное обеспечение жильем. В судебном заседании истец свои исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика по доверенности Тихненко А.А. возражал против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменных возражениях на него. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив его материалы, суд находит исковые требования Серых В.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с абз. 1 п. 6 ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 Г. № 4338-1, в редакции, действующей на момент увольнения истца с военной службы, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади. Как усматривается из материалов дела, истец учился в ... до ...; по окончании обучения был направлен для дальнейшего прохождении службы в в\ч .... Приказом командира в\ч ... от .... истец был ... с зачислением в запас по состоянию ... с направлением на учет в ...; на момент увольнения он прослужил в ВС РФ .... Как пояснил истец в своем иске и в судебном заседании, своим жилищным вопросом он не занимался до ....; все это время проживал в .... Решением ... городского суда ... от ...., вступившим в законную силу, установлено, что до .... Серых В.А. не подавал в ... заявлений о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. При рассмотрении дела в ... городском суде ... Серых В.А. участвовал в качестве истца, Министерство обороны – в качестве 3-го лица, в связи с чем, обстоятельства, установленные указанным решением не подлежат доказыванию вновь. Таким образом, по правилам, действующим до 01 марта 2005г., и установленным абз. 1 п. 6 ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 Г. № 4338-1, истец нуждающимся в улучшении жилищных условий в 2010г. признан быть не может. Согласно ч.2 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998г. №76 ФЗ «О статусе военнослужащих» жилищное строительство и приобретение жилых помещений для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Как уже указывалось выше, истец ...., на учет по улучшению жилищных условий в ... до .... не встал, в связи с чем он не может быть обеспечен жильем в порядке, предусмотренном ч.2 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998г. №76 ФЗ «О статусе военнослужащих». По этим же основаниям Серых В.А. не может быть участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 ( см. п.п. «г» п. 5 Постановления Правительства РФ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы»). Что касается обязании ответчика признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязать включить его в списки очередников на получения жилых помещений ( улучшение жилищных условий), то эти требования не могут быть удовлетворены. В настоящее время действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998г. № 1054, в соответствии с п.6 которых, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются, в т.ч., граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в т.ч., по состоянию здоровья. В соответствии с п.7 этих же Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является, в т.ч., наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с решением Совета депутатов города Серпухова Московской области «Об утверждении нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» от 26 октября 2005г. № 31\4, учетная норму общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 10 кв. м. на каждого члена семьи. Из материалов дела видно, что истец в настоящее время является собственником ... общая площадь этого жилого помещения ... кв.м.. Вторым собственником этой квартиры ( также в 1\2 доли) является ... истца – ФИО3. На данной площади по месту жительства ... только истец (л.д.43,57). Таким образом, истец не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, т.к. занимает на праве собственности жилое помещение, размер которого превышает указанную норму. Кроме того, по мнению суда, требования истца вообще не могут быть удовлетворены за счет Министерства обороны РФ, т.к. он в настоящее время военнослужащим не является, в связи с чем к нему не может быть применена процедура постановки на учет по улучшению жилищных условий, предусмотренная разделом III указанных выше Правил ( подача рапорта, направление ходатайства командира части и т.д.). Что касается требований истца об обязании ответчика признать его право на внеочередное обеспечение жильем и его право на дополнительную жилую площадь с соответствующими санитарными нормами на одного жильца, как ..., долгое время работавшего с ... согласно справке, выданной ему в\ч ...,, то эти требования также не могут быть удовлетворены. Во-первых, эти права истца никем не оспариваются и подтверждаются соответствующей справкой (л.д.18). Во-вторых, сами по себе эти права, в силу п.11 названных выше Правил, не являются основанием для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.На основании изложенного, руководствуясь ст.194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении иска Серых Вадима Анатольевича к Министерству обороны Российской Федерации об обязании признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий, т.к. он проживает в ... части комнаты ... квартиры, принадлежащей ему ..., другая ... часть этой комнаты, принадлежащая Бакун А.А., занята ее вещами; обязании включить его в списки очередников на получения жилых помещений ( улучшение жилищных условий); обязании признать его право на внеочередное обеспечение жильем и его право на дополнительную жилую площадь с соответствующими санитарными нормами на одного жильца, как ..., долгое время работавшего ... согласно справке, выданной ему в\ч ...– отказать.
Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение 10 дней.
Судья