Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2010г. Пресненский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Печениной Т.А., при секретаре Вороновой Э.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3962\10 по заявлению Миронова Сергея Николаевича о признании отказа Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в Северном административном округе от .... в предоставлении субсидии незаконным; обязании ДЖП и ЖФ г.Москвы не препятствовать ему в предоставлении субсидии,У С Т А Н О В И Л
Заявитель обратился в суд с вышеназванным заявлением, в обоснование своих требований указывает, что он, его ... ФИО12., ... – ФИО13. проживают и зарегистрированы в ... комнатах в ...-комнатной коммунальной квартире Адрес; семья состоит на учете по улучшению жилищных условий с ....
Заявитель обратился в УДЖП и ЖФ г.Москвы в САО с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения в виде отдельной квартиры, однако письмом УДЖП и ЖФ г.Москвы в САО от .... ему в удовлетворении его просьбы было отказано со ссылкой на п.7 ч.2 ст.10 Закона г.Москвы от 14 июня 2006г. № 29 «Об обеспечении права жителей г.Москвы на жилые помещения», т.к. расторжение брака ... заявителя – ФИО13. повлекло ... жилищных условий.
Миронов С.Н. указывает, что и до заключения брака, и в момент его заключения, и после его расторжения ФИО13. проживала в ...комнатах в ...комнатной коммунальной квартире Адрес; ее ... – ФИО16. никогда на эту жилую площадь не вселялся, на улучшение жилищных условий не претендовал и не претендует в настоящее время, также как и ... заявителя - не претендует на жилую площадь своего ...; никаких действий по искусственному ухудшению своих жилищных условий его, Миронова С.Н., семья не предпринимала; ни заявитель, ни члены его семьи гражданско- правовых сделок с жилыми помещениями в течение ... лет не совершали.
По мнению суда, отказ в предоставлении субсидии является незаконным, нарушает его права, в связи с чем Миронов С.Н. просит суд о признании отказа Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в Северном административном округе от .... в предоставлении ему субсидии незаконным; обязании ДЖП и ЖФ г.Москвы не препятствовать ему в предоставлении субсидии.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Миронов А.С. свои требования своего доверителя поддержал в полном объеме.
ДЖП и ЖФ г.Москвы в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит суд слушать дело в отсутствии своего представителя, возражает против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях на него.
Суд, с учетом мнения представителя заявителя, считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд находит требования Миронова С.Н. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.31 Закона г.Москвы от 14 июня 2006г. № 29 «Об обеспечении права жителей г.Москвы на жилые помещения», жители города Москвы, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, имеют право на основании собственного заявления на предоставление субсидии в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы ( ч.1)
Субсидия может быть использована жителями города Москвы:
1) на финансирование строительства жилого помещения в виде отдельной квартиры (жилого дома) высокой степени технической готовности (более 70 процентов) в целях приобретения его в собственность;
2) на приобретение жилого помещения в виде отдельной квартиры (жилого дома) на рынке недвижимости по их выбору как на территории города Москвы, так и за ее пределами на территории Российской Федерации ( ч.3)
При расчете размера субсидии учитывается размер площади жилого помещения (части жилого помещения), в отношении которого заявители и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные заявителями и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (частями жилых помещений) за период, установленный статьей 10 настоящего Закона ( ч.6).
Согласно ст.10 этого же Закона г.Москвы жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы.
К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относится, в т.ч. изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака.
Как усматривается из материалов дела, первоначально в ...комнатах в ...-комнатной коммунальной квартире Адрес проживали и были зарегистрированы ... человек – заявитель, его ... ФИО17., ... – ФИО18, ... года рождения, ... –ФИО12., ... ФИО20.
С .... семья стоит на учете по улучшению жилищных условий по категории «...».
Распоряжением и.о. Префекта САО г.Москвы от 13 апреля 2009г. № ... ... и ... заявителя - ФИО18 была предоставлена по договору купли-продажи с рассрочкой платежа сроком на ... лет ...-комнатная квартира по адресу – Адрес со снятием ФИО18. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента государственной регистрации договора купли-продажи с рассрочкой платежа.
Остальные члены семьи заявителя и он сам остались проживать в указанных комнатах и до настоящего времени являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
.... ... заявителя Миронова Н.С. заключила брак с ФИО16 а .... этот брак был расторгнут.
Заявитель обратился в УДЖП и ЖФ г.Москвы с заявлением о предоставлении субсидии для приобретения отдельной квартиры, однако письмом УДЖП и ЖФ г.Москвы в САО от 19 апреля 2010г. ему в удовлетворении его просьбы было отказано со ссылкой на п.7 ч.2 ст.10 Закона г.Москвы от 14 июня 2006г. № 29 «Об обеспечении права жителей г.Москвы на жилые помещения», т.к. расторжение брака его ... ФИО25. повлекло ухудшение жилищных условий. В этом же письме было указано, что субсидия может быть предоставлена при предоставлении заявителем всех необходимых документов на бывшего ..., подтверждающих отсутствие у него излишков жилой площади, либо по истечении пяти лет с момента расторжения брака.
По мнению суда, названым письмом заявителю фактически отказано в предоставлении субсидии и этот отказ является незаконным по следующим основаниям.
Как уже отмечалось выше, в соответствии с ч.6 ст. 31 указанного выше Закона г.Москвы при расчете размера субсидии учитывается размер площади жилого помещения (части жилого помещения), в отношении которого заявители и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные заявителями и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (частями жилых помещений) за период, установленный статьей 10 настоящего Закона.
Из буквального прочтения данной нормы Закона усматривается, что гражданско-правовые сделки, совершенные заявителями и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (частями жилых помещений) за период, установленный статьей 10 настоящего Закона не являются основанием для отказа в предоставлении субсидии, а лишь учитываются при определении размера субсидии.
Этот вывод суда подтверждается содержанием п.9 Общих правил расчета субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, утвержденных распоряжением ДЖП и ЖФ г.Москвы от 19 сентября 2008г. № 2433, в соответствии с которым действия, указанные в части 2 статьи 10 Закона города Москвы от 14 июня 2006года N29 ( в том числе и расторжение брака), совершенные в течение установленного срока, учитываются при расчете субсидии, если в результате их совершения размер субсидии, подлежащей предоставлению гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках одного учетного дела, увеличился. В случае, если размер субсидии не изменился или уменьшился, указанные действия не учитываются.
Таким образом, по мнению суда, предложение УДЖП и ЖФ г.Москвы в САО в адрес заявителя обратится за субсидией через пять лет после расторжения брака его ... является незаконным.
Также незаконно и предложение структурного подразделения ДЖП ЖФ г.Москвы - УДЖП и ЖФ г.Москвы в САО в адрес заявителя предоставить все необходимых документов на ... ..., подтверждающих отсутствие у него излишков жилой площади.
В соответствии с разделом 2 Регламента подготовки Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы свидетельства о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 22 мая 2007г. № 400-ПП Управления Департамента в административных округах организуют и ведут обособленный учет очередников, изъявивших желание улучшить жилищные условия получением из бюджета города Москвы Субсидии для приобретения или строительства жилых помещений.
Прием заявлений (приложение 1 к Регламенту) при представлении полного комплекта документов осуществляют специалисты, назначенные в Управлениях Департамента в административных округах для работы с Очередниками по вопросу предоставления Субсидий (далее - специалисты в Управлениях Департамента в административных округах).
Перечень документов, представляемых заявителем:
- заявление Очередника;
- копии паспорта гражданина Российской Федерации всех членов семьи, свидетельств о рождении членов семьи до 14 лет, свидетельств о браке или расторжении брака;
- копию свидетельства о присвоении ИНН Очереднику (при наличии).
Согласно разделу 3 этого же Регламента специалисты в Управлениях Департамента в административных округах в течение 7 рабочих дней с момента подачи Очередником заявления комплектуют пакет документов для рассмотрения вопроса о предоставлении Субсидии.
Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении Субсидии:
- заявление Очередника о предоставлении Субсидии;
- распорядительный документ о постановке Очередника на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- единый жилищный документ Очередника (выписка из домовой книги, финансовый лицевой счет, справка о проверке жилищных условий)
- выписка из карточки постановки на учет (КПУ);
- экспликация БТИ занимаемого Очередником жилого помещения;
- справки о наличии или отсутствии в собственности жилых помещений всех членов семьи Очередника (в том числе членов семьи, зарегистрированных по другому адресу);
- единый жилищный документ членов семьи Очередника, зарегистрированных по другому адресу (выписка из домовой книги, финансовый лицевой счет, справка о проверке жилищных условий);
- копия свидетельства о присвоении ИНН Очереднику (при наличии);
- копии паспорта гражданина Российской Федерации всех членов семьи, свидетельств о рождении членов семьи до 14 лет, свидетельств о браке или расторжении брака.
Таким образом, указанным Регламентом не заявителя не возложена обязанность предоставлять документы на жилую площадь ... ; обязанность истребовать такие документы указанным Регламентом возложена на специалистов УДЖП и ЖФ г.Москвы ( в данном случае - на специалистов УДЖП и ЖФ г.Москвы в САО).
Из документов, полученных по запросу суда, усматривается, что ...-комнатная квартира Адрес, общей площадью ... кв.м., где по месту жительства зарегистрирован ФИО16., принадлежит г.Москве ( т.е. занята жильцами по договору социального найма).
Оценивая изложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что требования заявителя законы и обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Принимая указанное решение, суд также учитывает, что в соответствии с указанным выше Регламентом заявление Миронова С.Н. ( после укомплектования всего пакета документов и проведения иных процедур, указанных в Регламента) должно было быть рассмотрено на заседании общественной жилищной комиссии Северного административного округа города Москвы, и только после такого рассмотрения ( в случае отказа в предоставлении субсидии), ДЖП и ЖФ г.Москвы в лице своего структурного подразделения мог сообщить об этом заявителю по форме, предусмотренной приложением № 4 к названному Регламенту.
В рассматриваемом же споре, заявление Миронова С.Н. комиссией не рассматривалось, УДЖП и ЖФ г.Москвы в САО даже не выносило вопрос о предоставлении заявителю субсидии на рассмотрение в такую комиссию.
По мнению суда, действия структурного подразделения ДЖП и ЖФ г.Москвы в лице его Управления в Северном административном округе по отказу от сбора необходимых документов для решения вопроса о предоставлении заявителю субсидии, по не направлению этих документов в общественную жилищную комиссию Северного административного округа города Москвы препятствуют заявителю в предоставлении ему субсидии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-98, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Признать незаконным отказ Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в Северном административном округе от .... в предоставлении субсидии Миронову Серею Николаевичу.
Обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы не препятствовать Миронову Сергею Николаевичу в предоставлении ему субсидии.
Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение 10 дней.
Судья