2-4820/2010 ~ М-3892/2010: решение суда



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2010 года Пресненский районный суд города Москвы в составе председательствующего федерального судьи Максимкина С.В., с участием прокурора – помощника Пресненского межрайонного прокурора г.Москвы Гурулева Д.А., при секретаре Сараевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4820/2010 по заявлению Федерального учреждения культуры Государственному Академическому Большому симфоническому оркестру им.П.И.Чайковского об оспаривании действий Пресненской межрайонной прокуратуры Центрального административного округа г.Москвы, связанных с вынесением протестов, представлений, предостережений,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель - ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им.П.И.Чайковского» обратился с вышеуказанным иском в суд, в обоснование которого указал, что ... первым заместителем прокурора Пресненской межрайонной прокуратуры были вынесены протест, представление и предостережение, в соответствии с которыми ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского» был обязан отменить приказ ... от ... «Об утверждении Положения об аттестации работников ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского».

Из выше указанных протеста, представления и предостережения Пресненской межрайонной прокуратуры усматривается, что, по мнению первого заместителя прокурора, ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им.П.И.Чайковского» были нарушены требования трудового законодательства, а локальный нормативный акт был издан без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Заявитель с позицией прокурора не согласен и считает, что три протеста и представление прокурора от ... об отмене приказов являются незаконными, необоснованными и подлежащими отмене.

На основании вышеизложенного, ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им.П.И.Чайковского» просит суд признать необоснованными действия прокурора ФИО3 и первого заместителя прокурора ФИО4 Пресненской межрайонной прокуратуры ЦАО г. Москвы по вынесению ниже указанных протестов, представлений, предостережения; а также ставит вопрос об отмене следующих документов:

протест от ..., вынесенный первым заместителем прокурора Пресненской межрайонной прокуратуры ЦАО г. Москвы ФИО4, в соответствии с которым ФГУК Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского» обязан отменить приказ ... от ... «Об утверждении Положения об аттестации работников ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им. Г. 11. Чайковского»;

представление от ..., вынесенное первым заместителем прокурора Пресненской межрайонной прокуратуры ЦАО г. Москвы, в соответствии с которым ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского» обязан принять меры к отмене приказа ... от ... «Об утверждении Положения об аттестации работников ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского»;

предостережение от ..., вынесенное первым заместителем прокурора Пресненской межрайонной прокуратуры ЦАО г. Москвы, в соответствии с которым ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского» предостерегается о недопустимости нарушений требований законодательства в части принятия приказа ... от ... «Об утверждении Положения об аттестации работников ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского»;

протест от ..., вынесенный прокурором Пресненской межрайонной прокуратуры ЦАО г.Москвы ФИО3, в соответствии с которым ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского» обязан отменить приказ ... от ... «Об утверждении Положения о сдаче партий»;

протест от ..., вынесенный прокурором Пресненской межрайонной прокуратуры ЦАО г.Москвы ФИО3, в соответствии с которым ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского» обязан отменить приказ ... от ... «Об утверждении Положения об использовании ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского» гранта, учрежденного Указом Президента РФ от ... ... «О мерах государственной поддержки музыкального искусства»;

протест от ..., вынесенный прокурором Пресненской межрайонной прокуратуры ЦАО г.Москвы ФИО3, в соответствии с которым ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского» обязан отменить приказ ... от ... «Об учреждении Правил внутреннего трудового распорядка ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского»;

представление от ..., вынесенное прокурором Пресненской межрайонной прокуратуры ЦАО г. Москвы ФИО3, в части, в соответствии с которой ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского» обязан принять меры к отмене приказа ... от ... «Об утверждении Положения о сдаче партий», приказа ... от ... «Об утверждении Положения об использовании ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского» гранта, учрежденного Указом Президента РФ от ... ... «О мерах государственной поддержки музыкального искусства», приказа ... от ... «Об учреждении Правил внутреннего трудового распорядка ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского».

Представитель заявителя по доверенности ФИО9 в судебном заседании требования поддержала, просила об их удовлетворении в полном объеме.

Представитель Пресненской межрайонной прокуратуры ЦАО г.Москвы - помощник прокурора Гурулев Д.А. требования не признал, просил отказать в удовлетворении по основаниям, указанным в отзыве на заявление, пояснив в частности, что к моменту принятия ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им.П.И.Чайковского» приказов, в отношении которых вынесены представления и протесты в ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского» был образован единый представительный орган. Соответственно, при принятии указанных локальных нормативных актов истец обязан был учитывать мнение представительного органа работников.

Суд, изучив материалы настоящего дела, материалы дела ..., ... (решения Пресненского районного суда г.Москвы от ... и от ...), исследовав доказательства, представленные сторонами, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

В соответствии со ст.29 ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Согласно ст.30 ТК РФ первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.

В соответствии со ст.31 ТК РФ в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

Согласно ст.371 ТК РФ работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.1 ст.372 ТК РФ работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Приказами ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им.П.И.Чайковского» ... от ... утверждено Положение «О сдаче партий», ... от ... «Об утверждении Положения об использовании ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского» гранта, утвержденного Указом Президента РФ от ... ... «О мерах государственной поддержки музыкального искусства», ... от ... «Об учреждении правил внутреннего трудового распорядка ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского».

... Пресненским межрайонным прокурором г.Москвы в адрес ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им.П.И.Чайковского» внесены три протеста и представление, содержащие в себе требования об отмене вышеуказанных приказов. Основанием внесения данных актов прокурорского реагирования, явилось издание администрацией работодателя локальных нормативных актов без учета мнения представительного органа работников.

Между тем, как установлено судом, ... состоялось общее собрание коллектива работников, под председательством заместителя руководителя – директора БСО ФИО7 В соответствии с протоколом данного собрания работниками коллектива организации и представителем администрации работодателя обсуждались вопросы о заключении трудового договора и избрании представителя органа работников, в связи, с чем среди работников БСО проводились выборы членов представительного органа работников из числа членов профсоюзной организации и работников, не являющимися таковыми.

Согласно данного протокола, в результате проведенного голосования был избран состав представительного органа БСО.

Вместе с тем, в ст. 31 ТК РФ указано, что в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

Как усматривается из протокола собрания от ..., избрание представительного органа происходило открытым голосованием, что противоречит вышеуказанным нормам трудового законодательства.

Так же, согласно материалам дела, на момент издания приказов ... от ..., ... от ... и ... от ... у истца работало ... человека. Таким образом, суд считает, что указанная профсоюзная организация была создана с нарушением трудового законодательства и соответственно её последующая деятельность является неправомерной, а следовательно истец не должен был направлять проект Положений в данную профсоюзную организацию для получения её мнения по данным документам.

Вместе с тем, суд указывает, что в БСО ... был создан единый представительный орган работников ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского». Его членами являются ... работников БСО, которые представляют интересы всех работников. Данный орган работников был выбран тайным голосованием и в соответствии с требованиями трудового законодательства, а следственно и легитимным.

Суд отмечает, что вышеуказанные доводы суда нашли также свое подтверждение в решениях Пресненского районного суда г. Москвы от ... и ..., вступивших в законную силу. Данные решения приобщены к материалам дела и учитываются судом при настоящем рассмотрении дела в порядке ч.2 ст. 61 ГПК РФ.

Удовлетворяя требования заявителя в части отмены протеста от ..., суд исходил из следующего.

Как усматривается из материалов дела, приказом истца ... от ... было утверждено Положение об аттестации работников ФГУК «Государственный академический большой симфонический оркестр им.П.И. Чайковского», в соответствии с п.3.2. которого конкретные сроки, время, место проведения аттестации, задания для аттестационных испытаний и состав аттестационной комиссии доводятся до сведения аттестуемых работников под роспись не менее чем за ... календарных дней до начала аттестации.

Согласно п.3.8. Положения на каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее, чем за ... календарных дней до начала ее проведения его непосредственным руководителем подготавливается представление.

В соответствии с п.3.9. Положения аттестуемый работник должен быть заранее, не позднее чем за ... календарных дней до аттестации, ознакомлен с представленными материалами и может направить в аттестационную комиссию любые замечания, уточнения и пояснения.

Администрация истца передала проект указанного Положения ... представительному органу для его рассмотрения и составления мотивированного мнения по нему согласно ст.327 ТК РФ.

Однако, ..., с нарушением срока, предусмотренного ст.372 ТК РФ, представительный орган передал администрации истца не мотивированное мнение по проекту Положения, а замечания к нему, в которых, как усматривается из текста этих замечаний ничего не говорится о замечаниях по п.п.3.8., 3.9.; по п.3.2. предложено при аттестации творческих работников увеличить срок их уведомления о предстоящей аттестации до ... месяцев.

... представительному органу был выдан доработанный администрацией истца проект указанного Положения.

... и ... прошли консультации с целью урегулирования разногласий между работодателем и представительным органом работников в отношении указанного Положения, в процессе которых все предложения представительного органа по увеличению сроков предупреждения о предстоящей аттестации и сроков подготовки документов для аттестации были представителями работодателя отвергнуты.

... представительному органу был передан текст доработанного с учетом консультаций, но не утвержденного Положения об аттестации, в котором сроки оповещения о предстоящей аттестации и подготовки документов для нее были сокращены с ... до ... дней (п.3.2. Положения), с ... до ... (п. 3.8.Положения) с ... до ... дней (п.3.9.Положения)

Эти изменения были внесены в протокол неурегулированных разногласий № ..., который был готов к подписанию ... и подписан в этот же день членами представительного органа и заместителем руководителя истца.

По мнению суда, представительный орган работников истца изначально нарушил процедуру, предусмотренную ст.372 ТК РФ, не представил мотивированное мнение по проекту указанного Положения в письменной форме.

Дальнейшие попытки истца согласовать Положение об аттестации с представительным органом, сделанные вне процедуры, предусмотренной ст.372 ТК РФ, не привели к урегулированию всех разногласий и приказом истца от ... указанное Положение было утверждено.

По мнению суда, то обстоятельство, что протокол неурегулированных разногласий ... ... был подписан представительным органом и представителем работодателя позже даты издания этого приказа, не имеет правового значения для разрешения данного спора по существу, т.к., как уже отмечалось выше, вся переписка представительного органа и представителя ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им.П.И.Чайковского» после ... велась и по форме, и по времени вне рамок процедуры, предусмотренной ст.372 ТК РФ.

Вместе с тем, подписанный протокол разногласий от ... и утвержденное приказом от ... указанное выше Положение об аттестации, по мнению суда, дает право представительному органу, в соответствии со ст.372 ТК РФ, обжаловать это Положение в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд либо начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

С учетом вышеизложенного, никаких правовых оснований для отмены приказа ... от ... «Об утверждении Положения о сдаче партий», приказа ... от ... утверждении Положения об использовании ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского» гранта, учрежденного Указом Президента РФ от ... ... «О мерах государственной поддержки музыкального искусства», приказа ... от ... «Об учреждении Правил внутреннего трудового распорядка ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского» не имеется, а следовательно, три протеста и представление прокурора от ... об отмене приказов являются незаконными, необоснованными и подлежат отмене.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд:

РЕШИЛ:

Признать необоснованными действия Пресненского межрайонного прокурора г.Москвы ФИО3 и первого заместителя прокурора ФИО4, связанные вынесением ниже поименованных протестов, представлений, предостережений.

Отменить:

- протест от ..., вынесенный первым заместителем прокурора Пресненской межрайонной прокуратуры ЦАО г.Москвы ФИО4, в соответствии с которым ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им.П.И.Чайковского» обязан отменить приказ ... от ... «Об утверждении Положения об аттестации работников ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им.П.И.Чайковского»;

- представление от ..., вынесенное первым заместителем Пресненского межрайонного прокурора г.Москвы, в соответствии с которым ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им.П.И.Чайковского» обязан принять меры к отмене приказа ... от ... «Об утверждении Положения об аттестации работников ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им.П.И.Чайковского»;

- предостережение от ..., вынесенное первым заместителем прокурора Пресненской межрайонной прокуратуры ЦАО г.Москвы, в соответствии с которым ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им.П.И.Чайковского» предостерегается о недопустимости нарушений требований законодательства в части принятия приказа ... от ... «Об утверждении Положения об аттестации работников ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им.П.И.Чайковского»;

- протест от ..., вынесенный прокурором Пресненской межрайонной прокуратуры ЦАО г.Москвы ФИО3, в соответствии с которым ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им.П.И.Чайковского» обязан отменить приказ ... от ... «Об утверждении Положения о сдаче партий»;

- протест от ..., вынесенный прокурором Пресненской межрайонной прокуратуры ЦАО г.Москвы ФИО3, в соответствии с которым ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им.П.И.Чайковского» обязан отменить приказ ... от ... «Об утверждении Положения об использовании ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им.П.И.Чайковского» гранта, утвержденного Указом Президента РФ от ... ... «О мерах государственной поддержки музыкального искусства»;

- протест от ..., вынесенный прокурором Пресненской межрайонной прокуратуры ЦАО г.Москвы ФИО3, в соответствии с которым ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им.П.И.Чайковского» обязан отменить приказ ... от ... «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им.П.И.Чайковского»;

- представление от ..., вынесенное прокурором Пресненской межрайонной прокуратуры ЦАО г.Москвы ФИО3, в части, в соответствии с которой ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им.П.И.Чайковского» обязан принять меры к отмене приказа ... от ... «Об утверждении Положения о сдаче партий», приказа ... от ... «Об утверждении Положения об использовании ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им.П.И.Чайковского» гранта, утвержденного Указом Президента РФ от ... ... «О мерах государственной поддержки музыкального искусства», приказа ... от ... «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка ФГУК «Государственный академический Большой симфонический оркестр им.П.И.Чайковского».

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Пресненский районный суд города Москвы в течение 10 дней.

Федеральный судья

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...я