2-937/2010 ~ М-7674/2009: решение суда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Москва 10 августа 2010 года

Пресненский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Беседина Э.А., при секретаре Кузнецовой М.В., с участием прокурора Стрекаловой О.Ю., представителей ООО «Да Джакомо»- Семушкиной О.Л., Семеновой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-937/2010 года по иску Пресненского межрайонного прокурора г. Москвы к ООО «Да Джакомо» о выполнении предписания Госпожнадзора,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ООО «Да Джакомо» о выполнении предписания Госпожнадзора, в обоснование своих требований в исковом заявлении указав следующее. 30 марта 2009 года государственным инспектором 2-го регионального отдела Госпожнадзора Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве генеральному директору ООО «Да Джакомо» выдано предписание «Об устранении нарушений требований пожарной безопасности» номер в котором были отражены нарушения правил пожарной безопасности, которые до настоящего времени вопреки установленному инспектором сроку 28 сентября 2010 года руководством ООО «Да Джакомо» не устранены. В связи с изложенным истец просил суд обязать ООО «Да Джакомо»:

- помещения ресторана, рассчитанные на 70 посадочных мест, обеспечить вторым эвакуационным выходом, отделенным от помещений жилой части здания противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проемов в соответствии с требованиями пунктов 6.9*, 6.12, 6.13СНиП 21-01-97* (п.3,51 ППБ 01-03; п. 7.1.12 СНиП 31-01-2003).

- предусмотреть выход из подвального этажа, где размещена кухня, непосредственно наружу (п.6.9 СНиП 21-01-97* п.3 ППБ 01-03);

- предусмотреть конструктивные и объемно-планировочные решения по ограничению распространения пожара между первым и вторым этажом (п.3 ППБ 01-03; п.5.18*, табл. 4, п. 7.1 СНиП 21-01-97*);

- обеспечить помещения второго этажа эвакуационным выходом в соответствии с п.6.9, 6.24, 6.34 СНиП 21-01-97*; п.3 ППБ 01-03;

- не допускать применение горючих материалов отделки стен и потолков, а также ступеней на путях эвакуации (п.53 ППБ 01-03),

- выполнить несущие конструкции лестничных маршей, ведущих из помещений подвального этажа в помещение первого этажа с пределом огнестойкости менее R45 (п.3 ППБ п. 5.18* табл.4*),

- провести своевременную очистку воздуховодов в помещениях кухни от горючих отходов производства (п.78 ППБ 01-03),

- установить в помещениях таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (п.13 ППБ 01-03),

- расчистить загромождение эвакуационных путей и выхода различными материалами, изделиями, оборудованием (п.53 ППБ 01-03).

В судебном заседании прокурор оставила требования без изменения и просила их удовлетворить в полном размере по основаниям, указанным в заявлении, указав на их обоснованность и соответствие действующему законодательству.

Представители ответчика в судебном заседании иск признала частично и, указав на то, ч о большая часть указанных в упомянутом предписании Госпожнадзора нарушений правил пожарной безопасности руководством ООО «Да Джакомо» устранена.

Заслушав объяснения сторон и исследовав доказательства, суд исходит из следующего.

Материалами дела установлено, что 30 марта 2009 года государственным инспектором 2-го регионального отдела Госпожнадзора Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве генеральному директору ООО «Да Джакомо» выдано предписание «Об устранении нарушений требований пожарной безопасности» номер, в котором были отражены нарушения правил пожарной безопасности, которые подлежали устранению руководством ООО «Да Джакомо» в помещении ресторана «Да Джакомо», находящемся по адрес В частности, данным предписанием инспектор Госпожнадзора обязал ООО «Да Джакомо»:

- помещения ресторана, рассчитанные на 70 посадочных мест, обеспечить вторым эвакуационным выходом, отделенным от помещений жилой части здания противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проемов в соответствии с требованиями пунктов 6.9*, 6.12, 6.13СНиП 21-01-97* (п.3,51 ППБ 01-03; п. 7.1.12 СНиП 31-01-2003).

- предусмотреть выход из подвального этажа, где размещена кухня, непосредственно наружу (п.6.9 СНиП 21-01-97* п.3 ППБ 01-03);

- предусмотреть конструктивные и объемно-планировочные решения по ограничению распространения пожара между первым и вторым этажом (п.3 ППБ 01-03; п.5.18*, табл. 4, п. 7.1 СНиП 21-01-97*);

- обеспечить помещения второго этажа эвакуационным выходом в соответствии с п.6.9, 6.24, 6.34 СНиП 21-01-97*; п.3 ППБ 01-03;

- не допускать применение горючих материалов отделки стен и потолков, а также ступеней на путях эвакуации (п.53 ППБ 01-03),

- выполнить несущие конструкции лестничных маршей, ведущих из помещений подвального этажа в помещение первого этажа с пределом огнестойкости менее R45 (п.3 ППБ п. 5.18* табл.4*),

- провести своевременную очистку воздуховодов в помещениях кухни от горючих отходов производства (п.78 ППБ 01-03),

- установить в помещениях таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (п.13 ППБ 01-03),

- расчистить загромождение эвакуационных путей и выхода различными материалами, изделиями, оборудованием (п.53 ППБ 01-03).

Как видно из Федерального закона от 21декабря1994года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», государственный пожарный надзор - осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки (ст.1).

Как видно из ст. 6 указанного закона, государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Органами государственного пожарного надзора являются:

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

- структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;

- структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;

- структурные подразделения специальных и воинских подразделений.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 198-ФЗ)

Руководители соответствующих органов государственного пожарного надзора по должности одновременно являются:

- главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;

- главными государственными инспекторами специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 198-ФЗ)

Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора определяется Правительством Российской Федерации.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора при осуществлении надзорных функций на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или организаций с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными настоящей статьей.

Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора.

Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право:

- организовывать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти разработку нормативных документов по пожарной безопасности, а также нормативных документов, регламентирующих порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;

(в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 247-ФЗ)

- осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

- вносить в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;

- проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

- входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;

- абзацы седьмой - девятый утратили силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ;

- давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

- абзац утратил силу. - Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

- производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

- вызывать в органы управления и в подразделения государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;

- налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.

Организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке.

Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти и подведомственными им государственными учреждениями, а на подземных объектах и при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях, ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения, - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области промышленной безопасности.

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 14.03.2009 N 32-ФЗ)

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

Анализ приведенного выше законодательства подтверждает правомочность выданного государственным пожарным инспектором руководству ООО «Да Джакомо» предписания, правомерность которого по состоянию на момент его выдачи не оспаривается сторонами.

Согласно ст. 34 приведенного выше граждане имеют право на:

- защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;

- возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;

- участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;

- получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;

- участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Граждане обязаны:

- соблюдать требования пожарной безопасности;

- иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

- при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

- до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

- выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

- предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Из ст. 37 данного закона видно, что

Руководители организации имеют право:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

- создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;

- (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

- вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

- проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;

- устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

- получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Руководители организации обязаны:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

- включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

- абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

- предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

- обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

- предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

- незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

- содействовать деятельности добровольных пожарных;

- обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

(абзац введен Федеральным законом от 25.10.2006 N 172-ФЗ)

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

(часть третья введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (Приложение к Приказу МЧС России от 18.06.2003 N 313) устанавливают, что:

3. Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

13. Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

51. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

53. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

- загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;

- устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;

- устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;

- применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости);

- фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;

- остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;

- заменять армированное стекло обычным в остеклениях дверей и фрамуг.

78. Вентиляционные камеры, циклоны, фильтры, воздуховоды должны очищаться от горючих отходов производства в сроки, определенные приказом по организации.

Для взрывопожароопасных и пожароопасных помещений должен быть установлен порядок очистки вентиляционных систем безопасными способами.

Анализируя доказательства в их совокупности, суд считает установленным, что представленными ответчиком в суд доказательствами, не оспариваемыми прокурором, с достоверностью установлено, что ответчиком к настоящему времени устранены указные в приведенном выше предписании нарушения правил пожарной безопасности, за исключением следующих:

- отделить помещение ресторана ООО «Да Джакомо» от помещений жилой части здания противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проемов в соответствии с требованиями пунктов 6.9*, 6.12,6.13, СНиП 21-01-97* (п.3,51 ППБ 01-03; п.7.1.12 СНиП 31-01-2003);

- предусмотреть выход из подвального этажа, где размещена кухня, непосредственно наружу (п.6.9 СНиП 21-01-97* п.3 ППБ 01-03);

- предусмотреть конструктивные и объемно-планировочные решения по ограничению распространения пожара между первым и вторым этажом (п.3 ППБ 01-03; п.5.18*, табл. 4, п. 7.1 СНиП 21-01-97*);

- обеспечить помещения второго этажа эвакуационным выходом в соответствии с п.6.9, 6.24, 6.34 СНиП 21-01-97*; п.3 ППБ 01-03,

в связи с чем требования прокурора, по мнению истца подлежат удовлетворению в данной части, а в остальной части удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Пресненского межрайонного прокурора г. Москвы к ООО «Да Джакомо» о выполнении предписания Госпожарнадзора удовлетворить частично.

Обязать ООО «Да Джакомо»:

- отделить помещение ресторана ООО «Да Джакомо» от помещений жилой части здания противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проемов в соответствии с требованиями пунктов 6.9*, 6.12,6.13, СНиП 21-01-97* (п.3,51 ППБ 01-03; п.7.1.12 СНиП 31-01-2003);

- предусмотреть выход из подвального этажа, где размещена кухня, непосредственно наружу (п.6.9 СНиП 21-01-97* п.3 ППБ 01-03);

- предусмотреть конструктивные и объемно-планировочные решения по ограничению распространения пожара между первым и вторым этажом (п.3 ППБ 01-03; п.5.18*, табл. 4, п. 7.1 СНиП 21-01-97*);

- обеспечить помещения второго этажа эвакуационным выходом в соответствии с п.6.9, 6.24, 6.34 СНиП 21-01-97*; п.3 ППБ 01-03.

В удовлетворении иска в остальной части Пресненскому межрайонному прокурору г. Москвы - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение 10 дней.

Федеральный судья Э.А. Беседин