2-5064/2010 ~ М-4488/2010: решение суда



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2010 года г. Москва

Пресненский районный суд г. Москвы в составе:

председательствующего федерального судьи Бондарева А.В.,

при секретаре Колаевой Е.А.,

с участием третьих лиц Морозовой Е.Г. и Морозова А.А., представляющего интересы по доверенности истца Межуевой К.И. и третьих лиц Морозовой Е.Г., Морозова Д.А., а также представителя ответчика - Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Иванова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5064/2010 по иску Межуевой Ксении Ивановны к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, третьи лица - Морозова Елена Геннадьевна, Морозов Дмитрий Александрович и Морозов Александр Александрович, о признании незаконным отказа Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в оформлении приватизации жилого помещения - комнаты ..., площадью ... кв.м. в квартире Адрес г. Москвы на имя истца - Межуевой К.И. и обязании ответчика заключить с истцом договор передачи в собственность в порядке приватизации спорного занимаемого жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Межуева К.И. обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указала, что она и члены ее семьи занимают муниципальную жилую площадь - комнату ... площадью ... кв.м. в коммунальной Адрес с 1982 года на основании обменного ордера ...X80 от 05.08.1982г. в течение 27 лет.

Как далее следует из иска, 22 июля 2009 года истец Межуева К.И. (через представителя Морозова А.А.) обратилась в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с заявлением об оформлении указанной жилой площади в собственность в порядке приватизации. При этом, члены семьи Морозова Е.Г. и Морозов Д.А. дали свое письменное согласие на оформление приватизации указанной жилой площади на имя истца - Межуевой Ксении Ивановны. Нотариально заверенные согласия переданы ответчику при подаче заявления 22.07.2009 г.

Несмотря на указанное обстоятельство, в письме от ... №Л-1934/9-0-1(6) заместитель начальника УДЖП и ЖФ Адрес в ЦАО ФИО7 отказался оформить приватизацию занимаемой истцом жилой площади, поскольку в производстве Пресненского районного суда г. Москвы имеется иск ответчика о выселении истца и членов её семьи из занимаемого жилого помещения, и жилищный вопрос будет рассмотрен по окончании судопроизводства по данному гражданскому делу в соответствии с решением суда, вступившим в законную силу.

Указанный отказ ответчика в оформлении приватизации занимаемой жилой площади, по убеждению истца, не основан на законе и нарушает её права, вследствие чего она вынуждена обратиться в суд за их защитой.

В связи с изложенным истец просит суд признать незаконным отказ Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в оформлении приватизации жилого помещения - комнаты ..., площадью ... кв.м. в Адрес на имя истца - Межуевой К.И. и обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы заключить с Межуевой Ксенией Ивановной договор передачи в собственность в порядке приватизации жилого помещения - комнаты ..., площадью ... кв.м. в Адрес.

В ходе судебного разбирательства представитель истца по доверенности Морозов А.А., представляющий также интересы третьих лиц Морозовой Е.Г., Морозова Д.А., требования своего доверителя поддержал по доводам, изложенным в письменном заявлении, и просил суд иск удовлетворить.

При этом он пояснил, что:

1. Фактически истец занимает спорное жилое помещение на условиях социального найма, с чем в своих ответах руководители ответчика соглашаются;

2. Отказ ответчика в приватизации не основан на законе, поскольку перечень для отказа установлен Законом РФ «О приватизации жилого фонда в РФ», является исчерпывающим; рассмотрение же судом жилищного спора не является предусмотренным законом основанием для отказа в приватизации занимаемого жилого помещения.

3. В 2005 году ответчик оформил приватизацию комнаты ... этой же коммунальной квартиры на гражданку ФИО8, выехавшую в 1990 году из квартиры вместе с дочерью ФИО10 в связи с получением, как очередниками района, новой жилой площади по адресу: Адрес, кор.1, Адрес. Впоследствии, после оформления этой приватизации ДЖП и ЖФ г. Москвы давал согласие гр-ке ФИО8 на отчуждение комнаты ... указанной квартиры третьим лицам. Указанные обстоятельства свидетельствуют о дискриминации истца, что является нарушением её прав и законных интересов.

Третье лицо Морозова Е.Г. с мнением своего представителя согласилась.

Представитель ответчика - Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Иванов А.А. просил в удовлетворении иска отказать, поскольку законных оснований для этого не имеется. При этом он пояснил, что комната ..., площадью ... кв.м. в Адрес является непригодной для проживания; договор социального найма в отношении данной комнаты не заключен.

Третье лицо - Морозов Дмитрий Александрович в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, доверил представлять его интересы по доверенности Морозову А.А.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав доводы представителей сторон, мнение третьего лица Морозовой Е.Г., изучив материалы гражданских дел ..., ..., 2-384/2010 и ..., суд не находит законных оснований для удовлетворения иска.

При этом суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

При этом, ч.2 Закона устанавливает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В силу требований ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В силу требований п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Анализируя вышеперечисленные нормы права в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что объектом приватизации может выступать только жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК РФ. Жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

В ходе судебного разбирательства установлено, что Межуевой К.И. на основании обменного ордера ...X80 от 05.08.1982 г. была предоставлена комната ... площадью ... кв.м. в коммунальной Адрес.

Распоряжением Префекта ЦАО г. Москвы от 20 сентября 2007 года №5017-р, принятым в соответствии с протоколом Межведомственной комиссии по использованию жилого фонда ЦАО г. Москвы от 11 июля 2006 года №121 и на основании постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», двухкомнатная квартира по адресу: Адрес, была признана непригодной для проживания и неподлежащей восстановлению в жилищном фонде.

Указанное распоряжение уже было предметом судебной проверки на его соответствие нормам федерального законодательства, в результате чего Таганским районным судом г. Москвы 29 марта 2010 года постановлено решение, согласно которого оспариваемое распоряжение было принято Префектом ЦАО г. Москвы в переделах его компетенции в соответствии с нормами действующего на момент вынесения распоряжения законодательства.

Данное решение суда вступило в законную силу.

При этом, утверждение третьего лица Морозова А.А., представляющего интересы по доверенности истца Межуевой К.И. и третьих лиц Морозовой Е.Г., Морозова Д.А., о том, что при рассмотрении Таганским районным судом г. Москвы вышеназванного заявления он и члены его семьи не были привлечены к участию в деле, не свидетельствует о неправильности постановленного по делу решения.

Указанные правовые основания подтверждены определением Верховного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2010 г. N 10-Г10-3.

С учетом изложенного, применительно к существу спора, комната ... площадью 23 кв.м. в коммунальной Адрес является непригодной для проживания, фактически в ней никто не приживает, а поэтому приватизирована быть не может.

Приходя к данному выводу, суд исходит из того, что установленный ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" исчерпывающий перечень оснований для отказа в приватизации содержит указание на то обстоятельство, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии.

Вместе с тем, в настоящее время Жилищный кодекс РФ, имеющий большую юридическую силу по отношению к Закону РФ от ... N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", не содержит такого понятия, как жилое помещение, находящееся в аварийном состоянии.

В силу требований ч.4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ). В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.

Ранее в период действия положений Жилищного кодекса РСФСР, Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года N 552 было утверждено Положение о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, к числу которых отнесены также жилые дома (жилые помещения), находящиеся в аварийном состоянии.

В связи с изложенным, по убеждению суда, указанные правовые понятия, а именно: жилое помещение, находящееся в аварийном состоянии, и жилое помещение, непригодное для проживания и неподлежащее восстановлению в жилищном фонде, являются сходными по своей правовой структуре.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск заявлен необоснованно и удовлетворению не подлежит, поскольку комната ... площадью 23 кв.м. в коммунальной Адрес в установленным действующим законодательством порядке признана непригодной для проживания и не может быть приватизирована.

Приходя к данному выводу, суд учитывает, что в спорном помещении истец и члены его семьи не проживают длительное время. При этом, длительное непроживание в спорном помещении было связано исключительно с тем, что оно не было пригодно для проживания.

Так, в 1984 году в Адрес обрушились потолки и Управление учета и распределения жилой площади Мосгорисполкома признало квартиру непригодной для постоянного проживания с незамедлительным переселением проживающих на площадь переселенческого фонда.

Морозов А.А. в феврале 1984 г. обратился в исполком Адрес с заявлением об аварийном состоянии квартиры и переселением на другую площадь.

Согласно акта технического обследования Адрес по Адрес от 28 марта 2000 года, составленного с участием представителей ДЕЗ ТУ «Пресненское» и ООО «Компиания ЭЖНФ», в местах общего пользования имеется значительное проседание пола, вызванное обрушением подвального перекрытия, значительные повреждения штукатурного слоя потолка и прогнивших перекрытий. Сантехническое оборудование находиться в аварийном состоянии, коммуникации прогнившие и имеют множественные свищи. После чего комиссией был сделан вывод о том, что указанная квартира находиться в аварийном состоянии, не отвечает техническим нормам, требуется капитальный ремонт с отселением.

В соответствии с заключением Центра Госсанэпидемнадзора ЦАО г. Москвы от 02.10.2000 г. .../В Адрес по Адрес не отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Спорная жилая площадь в соответствии с протоколом межведомственной комиссии по использования жилого фонда ЦАО г. Москвы от 11.07.2006 г. ... признана непригодной для проживания.

Указанные обстоятельства представителем истца не оспаривались и подтверждены многочисленными судебными постановлениями, исследованными в ходе рассмотрения дела по существу.

С учетом изложенного доводы представителя истца в обоснование своей позиции являются несостоятельными по вышеприведенным основаниям.

Утверждение истца о том, что в отношении него действия ответчика являются дискриминационными, поскольку в 2005 году ответчик оформил приватизацию комнаты ... этой же коммунальной квартиры на гражданку ФИО8, выехавшую в 1990 году из квартиры вместе с дочерью ФИО10 в связи с получением, как очередниками района, новой жилой площади по адресу: Адрес, кор.1, Адрес, а впоследствии, после оформления этой приватизации ДЖП и ЖФ г. Москвы давал согласие гр-ке ФИО8 на отчуждение комнаты ... указанной квартиры третьим лицам, по убеждению суда, к предмету спора не относится.

Рассматривая довод представителя истца о нарушении жилищных прав его доверителя в связи с наличием у него статуса ветерана великой Отечественной Войны, суд исходит из следующего.

В связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, Президентом РФ 07 мая 2008 года был постановлен Указ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (с изменениями от 9 января 2010 г.).

Согласно п. 1 данного Указа постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах».

В соответствии с ч. 4 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно редакции ч. 4 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» на момент возникновения спорных правоотношений, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу требований ч. 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны.

Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, определение круга объектов, не подлежащих приватизации, само по себе нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность. Поскольку запрет на приватизацию аварийного жилья, содержащийся в статье 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предопределен в том числе его правовым режимом (в случае признания аварийного дома подлежащим сносу или переоборудованию для использования в других целях обмен соответствующего жилого помещения не допускается) и предназначением для иного целевого использования, он не может рассматриваться как ограничивающий какие-либо конституционные права и свободы граждан.

Вместе с тем следует учитывать, что в случае признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния собственник жилищного фонда (представитель собственника, осуществляющий функции по управлению жилищным фондом) либо соответствующее структурное подразделение органа местного самоуправления должны с учетом предписания органа местного самоуправления в срок не более 10 дней либо немедленно принять решение об отселении граждан (пункты 12 и 13 Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания).

Следовательно, граждане, ранее проживавшие в аварийном жилом помещении, после получения в пользование другого жилого помещения в доме государственного или муниципального жилищного фонда, соответствующего требованиям жилищного законодательства, вправе приватизировать его. Тем самым им гарантируется не только право на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), но и закрепленное статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности и право иметь имущество (в данном случае - жилое помещение) в собственности. Специальный же статус аварийного жилья, поскольку он не препятствует законодательно установленному праву проживающего в нем гражданина на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, не может рассматриваться как нарушающий принцип равенства прав граждан в зависимости от условий их проживания и противоречащий статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

Данное обстоятельство подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 5 ноября 2003 г. N 350-о.

Распоряжением Префекта ЦАО г. Москвы №6423-рзп от 30 ноября 2007 года Морозовой Елене Геннадьевне на 3 человека (она, 1960 г.р., сунн – Морозов Д.А., 1982 г.р., мать – Межуева К.И., 1926 г.р.), в связи с переселением из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, предоставлена отдельная 3-х комнатная квартира жилой площадью ... кв.м. по адресу: Адрес.

Таким образом, права истца на приватизацию могут быть реализованы в связи с предоставлением вышеуказанной жилой площади.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Межуевой Ксении Ивановны к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании незаконным отказа Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в оформлении приватизации жилого помещения - комнаты ..., площадью ... кв.м. в квартире Адрес г. Москвы на имя истца - ФИО5 и обязании Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы заключить с Межуевой Ксенией Ивановной договор передачи в собственность в порядке приватизации жилого помещения - комнаты ..., площадью ... кв.м. в Адрес - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд через Пресненский районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья

Бондарев А.В.