Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 декабря 2010г. Пресненский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Печениной Т.А., при секретаре Вороновой Э.В.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 -6509\2010 по заявлению Хотовицкой Людмилы Леонидовны о признании незаконным решения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в СВАО об отказе в предоставлении ей жилого помещения как ветерану ..., обязании должностных лиц предоставить ей жилое помещение как ...,
У С Т А Н О В И Л
Заявительница обратилась в суд с вышеназванным заявлением, в обоснование своих требований указывает, что обратилась в УДЖП и ЖФ г.Москвы СВАО по вопросу предоставления ей жилого помещения, обосновывая свою просьбу тем, что она является ..., ... вследствие ..., награждена многочисленными наградами, однако ей в удовлетворении ее просьбы было отказано, т.к. она не является нуждающейся в улучшении жилищных условий или в получении жилых помещений, на жилищном учете не состоит.
Заявительница считает, что ей неправомерно отказано в предоставлении жилья, т.к., в т.ч., в соответствии с п.3 ч. 1 ст.15 ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995г. № 5-ФЗ обеспечение жильем осуществляется независимо от имущественного положения участников Великой Отечественной войны.
Заявительница просит суд о признании незаконным решения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в СВАО об отказе в предоставлении ей жилого помещения как ..., обязании должностных лиц предоставить ей жилое помещение как ....
В судебном заседании представители заявительницы по доверенности Нурутдинова Э.М., Нуцалханов Д.А. требования своей доверительницы поддержали в полном объеме.
ДЖП и ЖФ г.Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит суд слушать дело в отсутствии своего представителя, возражает против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях на него.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть его при данной явке.
Выслушав представителей заявительницы, изучив материалы дела, суд находит заявление Хотовицкой Л.Л. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.65 Конституции Российской Федерации город федерального значения Москва является субъектом Российской Федерации.
В силу ст.72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации могут регулировать правовые отношения, не урегулированные федеральным законом, но не должны ему противоречить.
Согласно ст.5 ЖК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.13 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в том числе, установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» ( в редакции Указа Президента РФ от 09 января 2010г. № 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно ст.2 ФЗ «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:
1) участники Великой Отечественной войны:
а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;
б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;
д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию;
е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года;
ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;
з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
и) лица, награжденные медалью "За оборону Ленинграда", инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов;
2) лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
3) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
4) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 23.2 этого же ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий ( ч.1).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций ( ч.2).
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:
1) по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов;
2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов Великой Отечественной войны;
участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
3) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
ветеранов боевых действий;
членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий ( ч.3).
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации( ч.3.1.).
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации ( ч.4).
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации ( ч.5).
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации( ч.6).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, - список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации ( ч.7).
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели ( ч.8).
В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации ( ч.9).
Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Счетной палатой Российской Федерации ( ч.10).
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации ( ч.11).
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации ( ч.11.1)
В соответствии с п.п.7, 7.1., 7.1.2 Постановления Правительства г.Москвы от 26 августа 2008г. № 774-ПП «Об итогах выполнения городских жилищных программ в 2007г. и о городских жилищных программах на 2008-2010 годы» Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предписано в соответствии с распорядительными актами префектов административных округов города Москвы осуществлять во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" и статей 14, 15, 17, 18, 19, 21, 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" в установленном порядке предоставление жилых помещений или единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений состоящим на жилищном учете в городе Москве или учете нуждающихся в содействии в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ:
- участникам и инвалидам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
- членам семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
- иным гражданам, категории которых установлены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Как усматривается из материалов дела, истица проживает и зарегистрирована по месту жительства в ...-комнатной Адрес, жилой площадью ... кв.м.. общей площадью ... кв.м. Ранее указанная квартира принадлежала заявительнице на праве собственности, однако в Дата. она подарила ее ФИО2 Дата ФИО2 зарегистрировалась в указанной квартире по месту жительства; Дата в эту квартиру по месту жительства также был зарегистрирован сын ФИО2 – ФИО1
Действительно заявительница, Дата года рождения, является участником и ..., что подтверждается соответствующими удостоверениями, и имеет права и льготы, установленные ст.ст.14,15 ФЗ «О ветеранах», как ... и ....
Однако, в настоящее время заявительница не признана в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях, на учете таких нуждающихся не состоит, в связи с чем ей не может быть предоставлено, как ... и ..., жилое помещение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» ( в редакции Указа Президента РФ от 09 января 2010г. № 30) и ФЗ от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
До дарения квартиры ФИО2 и регистрации ее и ФИО1 на указанной жилой площади по месту жительства, заявительница не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях, т.к. занимала квартиру, размер площади которой был более учетной нормы, предусмотренной ст.9 Закона г.Москвы от 14 июня 2006г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещений».
После дарения квартиры в Дата. ФИО2 и регистрации ее и ФИО1 на указанной жилой площади по месту жительства, заявительница также не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях в соответствии со ст.7 указанного Закона г.Москвы, т.к. заявительница за пять лет, предшествующих подаче заявления, совершила действия, повлекшие ухудшение ее жилищных условий, в результате которых она могла быть признана нуждающейся в жилых помещениях.
Действительно, в соответствии с п.3 ч.1 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995г. № 5-ФЗ, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в т.ч., обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Однако положениям данной норы закона заявительница также не соответствует, т.к., как уже отмечалось выше, не является нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом законодатель в указанной норме закона специально указывает, что предоставление такого жилья не зависит от имущественного положения ..., но при этом он должен являться нуждающимся в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного, по мнению суда, оснований для удовлетворения требований заявительницы не имеется в полном объеме.
При вынесении настоящего решения, суд также учитывает, что в заявлении истица указывает на то, что она обращалась в УДЖП и ЖФ в СВО с заявлением о предоставлении ей жилья как ..., однако к ее заявлению приложено заявление о признании ее, ФИО2 и ФИО1 нуждающимися в жилых помещениях без подписи заявительницы и без отметки о принятии этого заявления УДЖП и ЖФ г.Москвы в СВАО, а также ответ указанного Управления от Дата на это заявление. Иные заявления и ответы на них в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, т.к. в указанном заявлении Хотовицкой Л.Л. отсутствует дата его получения УДЖП и ЖФ г.Москвы в СВАО, то невозможно дать оценку доводам заявительницы о пропуске указанным управлением 30-дневного срока для дачи ответа на это заявление, предусмотренного ст.12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 02 мая 2006г. № 59-ФЗ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении заявления Хотовицкой Людмилы Леонидовны о признании незаконным решения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в СВАО об отказе в предоставлении ей жилого помещения как ..., обязании должностных лиц предоставить ей жилое помещение как ... – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение 10 дней.
Судья