2-4212/2010 ~ М-3446/2010: решение суда



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 октября 2010 года Пресненский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Печениной Т.А., при секретаре Вороновой Э.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4212/2010 по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «НефтеХимЭкпсорт» о запрещении с момента вступления в силу судебного решения эксплуатации установки ... на территории Адрес до получения разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и обеспечения утилизации нефтешлама в соответствии с заключением государственной экологической экспертизы проекта технической документации на новую технологию «... ...» от ...., утвержденным приказом Ростехнадзора № ... от ... г.,

УСТАНОВИЛ

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование своих требований указывает, что им была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в Адрес, в ходе которой установлено, что ...» осуществляет свою хозяйственную деятельность с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Так, указанное предприятие осуществляет деятельность по обезвреживанию(переработке) нефтяного шлама, являющегося отходом ... класса опасности.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности ООО «НефтеХимэкспорт» с ... года использует установку ..., расположенную на ... ...» на ...

Указанная установка используется для обезвреживания нефтяного шлама, посредством его термической обработки.

Вместе с тем, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу и нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ответчик не имеет.

В соответствии с заключением государственной экологической экспертизы проекта технической документации на новую технологию «... с целью получения строительных материалов» от ... года (утверждено приказом Ростехнадзора №... :т ....) на установке ... нефтешламы с содержанием углеводородов ... из-за своих физико-химических свойств в процессе обжига на установке ... не могут эффективно перерабатываться, исходя из чего, ...

Согласно исходных данных об отходе «...», обезвреживаемом ООО «НефтеХимЭкспорт», нефтешлам содержит ... нефти.

Установлено, что ответчиком нефтешлам обезвреживается без доведения до допустимой концентрации нефтепродуктов, содержащейся в нем, следовательно, предприятие нарушает технологию обезвреживания отходов, предусмотренную паспортом установки.

Таким образом, ООО «НефтеХимЭкспорт» нарушает процесс обезвреживания нефтешлама, что подвергает опасности лиц, задействованных в его переработке, создает угрозу аварии на установке ... (выхода ее из строя), осуществляет выбросы загрязняющих веществ сверх норматива, установленного проектной документацией на установку ..., вследствие чего может произойти загрязнение окружающей среды высокотоксичным отходом.

В связи с изложенным, Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц просит суд запретить ответчику с момента вступления в силу судебного решения эксплуатацию установки ... на территории Адрес до получения разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и обеспечения утилизации нефтешлама в соответствии с заключением государственной экологической экспертизы проекта технической документации на новую технологию «... ... г., утвержденным приказом Ростехнадзора № ... от ... г.

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор в судебном заседании не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит суд слушать дело в отсутствии своего представителя.

Ответчик в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен по известному суду юридическому адресу ( месту государственной регистрации) ; по сообщению почты «организация в обслуживании не значится».

Суд, с учетом положений ст.ст.119,167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.

Изучив материалы дела, суд находит исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в Адрес

В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «НефтеХимЭкспорт» осуществляет свою хозяйственную деятельность с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Так, указанное предприятие осуществляет деятельность по обезвреживанию (переработке) нефтяного шлама, являющегося отходом ... класса опасности.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности ООО «НефтеХимЭкспорт» с ... года использует установку ..., расположенную на ... ....

Указанная установка используется для обезвреживания нефтяного шлама, посредством его термической обработки.

.... между ... и ...» заключен договор № ... на выполнение комплекса работ по очистке шламонакопителей, транспортированию, переработке (утилизации и обезвреживанию) нефтешламов.

Во исполнение условий указанного договора, ООО «НефтеХимЭкспорт» в период с ... года осуществляло переработку нефтешлама посредством применения установки ... на ... ...» на Самотлорском месторождении нефти в Адрес.

Согласно Постановления Правительства РФ от 12.06.2003г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (с последующими изменениями и дополнениями) диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, диоксид серы включены в перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых стационарными источниками.

Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сужений и иных объектов, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды.

В соответствии со ст.ст. 22, 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду при хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Нормативы предельно допустимых выбросов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000г. Уз 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Таким образом, исходя из требований федерального законодательства, обязанность по оформлению и наличию разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ возлагается на ООО «НефтеХимЭкспорт», так как именно ООО «НефтеХимЭкспорт» является природопользователем и непосредственно эксплуатирует установку ..., расположенную на территории Адрес

Согласно ч.1 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среде нормативы допустимых выбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия в окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

В соответствии с требованиями п. 3 ст. 12 и ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с последующими изменениями и дополнениями) предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена (ч.5 ст. 14, ч.7 ст. 15 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимый выброс - это норматив предельно допустимого выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух. В то время как атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей природной среды.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды, обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изменениями и дополнениями) экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В статье 11 указанного Федерального закона закреплено, что проект технической документации на новую технологию, использование которой может оказать воздействие на окружающую среду, подлежит государственной экспертизе федерального уровня.

В соответствии с заключением государственной экологической эксперта проекта технической документации на новую технологию «...» от ... года (утверждено приказом Ростехнадзора №... :т ....) на установке ... ....

Согласно исходных данных об отходе «...», обезвреживаемом ООО «НефтеХимЭкспорт», нефтешлам содержит ... нефти.

Установлено, что ООО «НефтеХимЭкспорт» нефтешлам обезвреживается без доведения до допустимой концентрации нефтепродуктов, содержащейся в нем, следовательно, предприятие нарушает технологию обезвреживания отхода, предусмотренную паспортом установки.

Таким образом, ООО «НефтеХимЭкспорт» нарушает процесс обезвреживания нефтешлама, что подвергает опасности лиц, задействованных в его переработке, создает угрозу аварии на установке ... (выхода ее из строя), осуществляет выбросы загрязняющих веществ сверх норматива, установленного проектной документацией на установку ..., вследствие чего может произойти загрязнение окружающей среды высокотоксичным отходом.

В соответствии с ч.5 ст. 18 ФЗ «Об экологической экспертизе» положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное включение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию.

При этом, в силу ст. 30 Федерального закона «Об экологической экспертизе» осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

В ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность.

На основании ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обязательность проведения оценки воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. ст. 41,42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства.

Перечисленные нарушения природоохранного законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Адрес, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

В соответствии со ст. 56 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

На основании вышеизложенного, суд считает, что указанная выше установка ... является организованными стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В ходе ее работы происходит выброс в атмосферный воздух диоксида азота, оксида азота, оксида углерода, диоксида серы и иных загрязняющих веществ.

Вместе с тем, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ атмосферу и нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО «НефтеХимЭкспорт» не имеет, чем грубо нарушает требования Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

При таких обстоятельствах, по мнению суда, требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц законны и обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

При вынесения решения суд также учитывает, что по результатам проверки, проведенной Ханты-Мансийским межрайонным природоохранным прокурором в отношении экологической вредной деятельности ответчика, ООО «НефтеХимЭкпсорт» привлечено к административной ответственности по ст.8.21 ч.1 КоАП РФ – выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «НефтеХимЭкпсорт» с момента вступления в силу настоящего решения эксплуатацию установки ... на территории Нижневартовского района ХМАО – Югры до получения разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и обеспечения утилизации нефтешлама в соответствии с заключением государственной экологической экспертизы проекта технической документации на новую технологию «...» от ... г., утвержденным приказом Ростехнадзора № ... от ... г.

Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение 10 дней.

Судья