2-4590/2010 ~ М-4030/2010: решение суда



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 декабря 2010г. Пресненский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Печениной Т.А., с участием адвоката Комаровой Е.П., при секретаре Вороновой Э.В.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 -4590\2010 по заявлению Шуняевой Зинаиды Александровны, Шуняева Сергея Викторовича о признании незаконным отказа комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы от Дата в заключении с ними договора социального найма на комнату ... кв.м. в квартире по адресу – Адрес, заинтересованные лица Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы, Открытое акционерное общество «МОС ОТИС»,

У С Т А Н О В И Л

Заявители обратились в суд с вышеназванным заявлением, в обоснование своих требований указывают, что они зарегистрированы по месту жительства в комнате размером ... кв.м. в ...-комнатной Адрес.

Указанная комната была предоставлена бывшему ... Шуняевой З.А. – ФИО1 в качестве служебной в связи с его трудовыми отношениями с организациями «МОСЛИФТ» и ОАО «МОС ОТИС», где он работал ... с Дата по Дата..

В указанной комнате Шуняевы проживают с Дата.; там же с Дата. зарегистрирован по месту жительства и ... Шуняевых З.А., В.И. - Шуняев С.В.,1983 года рождения.

Дата ФИО1 умер.

После смерти ФИО1, заявители обратились в ОАО «МОС ОТИС» с заявлением об исключении занимаемой жилой площади из числа служебных и заключении с ними договора социального найма в отношении указанной комнаты.

Администрация и профком ОАО «МОС ОТИС» приняли совместное постановление от Дата, которым ходатайствовали перед Префектурой ВАО г.Москвы о снятии указанной комнаты со служебного жилищного фонда и закреплении ее за заявителями на условиях договора социального найма.

Общественная жилищная комиссия при Префектуре ВАО по результатам указанного обращения Администрации и профкома ОАО «МОС ОТИС» также вынесла положительное решение и документы были направлены для одобрения в Комиссию по жилищным вопросам Правительства Москвы, которая своим решением от Дата ( протокол Номер) отказала в заключении с заявителями договора социального найма на комнату размером ... кв.м. в Адрес, предложив заявителям встать на жилищный учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по месту жительства со ссылкой на п.2 Постановления Правительства Москвы Номер от Дата

Заявители указывают, что спорное жилое помещение было предоставлено ФИО1 в связи с его работой в государственной организации «Мослифт», которая впоследствии была акционирована в ОАО «МОС ОТИС».

В связи с акционированием это жилое помещение было в установленном порядке передано в муниципальную собственность Адрес; в настоящее время комната находится на балансе и в хозяйственном ведении ГУП ДЕЗ района Бабушкинский Адрес, что по мнению заявителей, свидетельствует о том, что фактически они пользуются указанной жилой площадью на условиях договора социального найма.

По мнению заявителей, в связи с изменением правового статуса жилого помещения и фактического многолетнего пользования комнатой на условиях договора социального найма, к указанным отношениям должны применяться нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, а не вновь принятый Закон Адрес Номер от Дата

Кроме того, в указанной квартире одна из комнат, а именно комната Номер размером 18,10 кв.м., приватизирована как муниципальное жилье, после чего с ней произведен ряд сделок по ее отчуждению, тогда как в соответствии со ст.104 ЖК РФ не допускается выделение служебных жилых помещений в квартирах, где проживают несколько нанимателей или собственников жилых помещений.

Заявители также указывают, что указанная комнат является их постоянным местом жительства на протяжении ... лет, иного жилья, в т.ч., в собственности, они не имеют; до смерти ФИО1 в Дата. их проживание в указанной комнате никем не оспаривалось, исков о выселении из этой комнаты никто не заявлял.

Заявители просят суд о признании незаконным отказа комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы от Дата в заключении с ними договора социального найма на комнату ... кв.м. в квартире по адресу – Адрес.

В судебном заседании представитель заявителей по доверенности, она же адвокат в интересах Шуняевых З.А., С.В. заявление своих доверителей поддержала в полном объеме.

ДЖП и ЖФ г.Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом, просит суд слушать дело в отсутствии своего представителя, оставить заявление Шуняевых З.А., С.В. без рассмотрения в соответствии с ч.4 ст.1, ч.3 ст.263 ГПК РФ.

Определением суда от Дата в удовлетворении заявления ДЖП и ЖФ г.Москвы об оставлении данного заявления без рассмотрения отказано.

ОАО «МОС ОТИС» в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения представителя заявителей, считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.

Выслушав представителя заявителей, изучив материалы дела, суд находит заявление Шуняевых З.А., С.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как усматривается из материалов дела, заявители зарегистрированы по месту жительства в комнате размером ... кв.м. в ...-комнатной Адрес.

Указанная комната была предоставлена ... Шуняевой З.А. – ФИО1 в качестве служебной в связи с его трудовыми отношениями с организациями «МОСЛИФТ» и ОАО «МОС ОТИС», где он работал ... по лифтам с Дата по Дата..

В указанной комнате Шуняевы проживают с Дата.; там же с Дата. по месту жительства зарегистрирован и ... Шуняевых З.А., В.И. - Шуняев С.В.,Дата года рождения.

Дата ФИО1 умер.

После смерти ФИО1, заявители обратились в ОАО «МОС ОТИС» с заявлением об исключении занимаемой жилой площади из числа служебных, и заключении с ними договора социального найма в отношении указанной комнаты.

Администрация и профком ОАО «МОС ОТИС» приняли совместное постановление от Дата, которым ходатайствовали перед Префектурой ВАО г.Москвы о снятии указанной комнаты со служебного жилищного фонда и закреплении ее за заявителями.

Общественная жилищная комиссия при Префектуре ВАО по результатам указанного обращения Администрации и профкома ОАО «МОС ОТИС» также вынесла положительное решение и документы были направлены для одобрения в Комиссию по жилищным вопросам Правительства Москвы, которая своим решением от Дата ( протокол Номер) отказала в заключении с заявителями договора социального найма на комнату размером ... кв.м. в Адрес в Адрес; рекомендовала вернуться к рассмотрению вопроса после принятия решения о постановке семьи на жилищный учет ( л.д.61-62 н\о).

Комиссия по жилищным вопросам Правительства Москвы создана Постановлением Правительства Москвы от Дата Номер-ПП в соответствии со статьей 6 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", в целях совершенствования регулирования жилищных отношений в рамках компетенции органов государственной власти города Москвы.

Этим же Постановлением утвержден состав указанной Комиссии из 17 человек, пять из которых ( в том числе председатель и заместитель председателя комиссии) являются сотрудниками ДЖП и ЖФ г.Москвы, десять - должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственными служащими; 1 член комиссии является представителем Московской федерации профсоюзов, 1 член комиссии - представителем ЗАО "Моспромстрой".

Таким образом, по мнению суда, решение указанной комиссии может быть обжаловано в порядке гл.25 ГПК РФ, т.к. фактически представляет собой коллегиальное решение должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных служащих.

При этом в качестве заинтересованного лица при обжаловании такого решения правильно указан ДЖП и ЖФ г.Москвы, т.к., как указано ниже, именно на ДЖП и ЖФ г.Москвы указанным выше Постановлением Правительства Москвы возложена обязанность по координации работы, в т.ч., технической, этой комиссии, хранению ее документов; руководителем комиссии является руководитель ДЖП и ЖФ г.Москвы.

Так, согласно Положению о Комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от Дата Номер, Комиссия рассматривает обращения органов государственной власти города Москвы, организаций и граждан по вопросам жилищных отношений; на Комиссию возлагаются рассмотрение и принятие заключений в форме рекомендаций.

В соответствии с п.п. 4, 6, 8, 10, 12, 13, 14 указанного Положения подготовка материалов на рассмотрение Комиссии осуществляется по поручению председателя Комиссии и его заместителя и возлагается на уполномоченных должностных лиц Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (по вопросам временного проживания граждан, поднайма жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, обмена жилых помещений, приобретения жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа, в том числе досрочного выкупа таких жилых помещений, - на уполномоченных должностных лиц ГУП "Московский городской центр арендного жилья"). Материалы представляются секретарю Комиссии. При необходимости секретарь Комиссии вправе запросить через исполнителей дополнительные материалы, отражающие жилищные и иные обстоятельства по представленному на рассмотрение Комиссии вопросу.

Ведение заседания Комиссии осуществляется председателем Комиссии, а в его отсутствие - заместителем председателя или по поручению председателя одним из членов Комиссии. Материалы, представленные на рассмотрение Комиссии, докладывает секретарь Комиссии.

Заключение Комиссии принимается простым голосованием большинства членов Комиссии, присутствующих на заседании. При этом также учитывается голос председателя Комиссии, утверждающего протокол заседания, или лица, его замещающего.

Протокол заседания Комиссии не позднее трех дней со дня его проведения утверждается председателем Комиссии либо в его отсутствие заместителем председателя Комиссии и хранится в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Срок хранения - 5 лет.

Заключение Комиссии носит рекомендательный характер для органов исполнительной власти города Москвы, уполномоченных федеральным законодательством и законодательством города Москвы принимать решения по соответствующим жилищным вопросам.

Выписки из протокола с заключением Комиссии по каждому вопросу за подписью председателя Комиссии либо заместителя председателя Комиссии, либо секретаря Комиссии, заверенной печатью Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, вместе с материалами не позднее 3 дней со дня утверждения протокола заседания Комиссии направляются по принадлежности в соответствующие органы исполнительной власти города Москвы.

Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы не позднее 15 дней со дня поступления заключения Комиссии и сопутствующих материалов принимает в установленном порядке решение по данному вопросу и информирует заявителя о принятом решении не позднее 3 дней со дня его оформления в письменной форме.

Из указанного выше следует, что после принятия оспариваемого заявителями решения, Комиссия по жилищным вопросам Правительства Москвы должна была направить это решение ( выписку из протокола ) по принадлежности в соответствующий орган исполнительной власти города Москвы ( коим в силу Постановления Правительства Москвы от ДатаНомер является ДЖП и ЖФ г.Москвы и Префектуры административных округов ( в данном случае - Префектура ВАО), который должен был принять в установленном порядке решение по вопросу перевода комнаты ... кв.м. в квартире по адресу – Адрес из служебной в муниципальный фонд ( или об отказе в этом), а также информировать заявителя ( в данном случае ОАО «МОС ОТИС», который выходил с инициативой об исключении указанной комнаты из служебного жилого фонда) о принятом решении.

Вместо этого, как усматривается из материалов дела, УДЖП и ЖФ г.Москвы в ВАО направил в ОАО «МОС ОТИС» письмо( л.д.20), в котором сообщил, что вопрос об исключении, в том числе, указанной комнаты из служебного жилого фонда был рассмотрен Дата на Комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы; комиссией отказано в заключении с Шуняевой З.А. договора социального найма и рекомендовано ей встать на жилищный учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилых помещений по месту жительства.

Никакого самостоятельного решения по указанному вопросу ДЖП и ЖФ г.Москвы в лице своего структурного подразделения УДЖЖП и ЖФ г.Москвы в ВАО или иной орган исполнительной власти города Москвы ( Префектура ВАО) не принимали; доказательств обратного ДЖП и ЖФ г.Москвы суду не подставлено.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, оспариваемое решение, которое в соответствии с указанным выше Положением носит рекомендательный характер, в данном конкретном случае, носит для заявителей обязательный характер, т.к. без его исполнения невозможен перевод указанной комнаты из служебного фонда и заключение с заявителями договора социального найма в отношении этой комнаты без постановки заявителей на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений..

При таких обстоятельствах, по мнению суда, оспариваемое решение также может быть обжаловано в порядке гл.25 ГПК РФ, т.к. им созданы препятствия к осуществлению прав и свобод заявителей.

Действительно, в соответствии с Положением о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от Дата№ 711Номер, жилое помещение, занимаемое на условиях субаренды или по служебному ордеру гражданином, замещающим государственную должность города Москвы, должность государственной гражданской службы города Москвы либо состоящим в трудовых отношениях с органом государственной власти города Москвы, иным государственным органом города Москвы или организацией (предприятием), финансируемой за счет средств бюджета города Москвы (далее - работник органа государственной власти города Москвы или организации (предприятия), финансируемой за счет средств бюджета города Москвы), проработавшим в этом органе государственной власти города Москвы или организации (предприятии) 10 и более лет и состоящим на жилищном учете в городе Москве по месту жительства или на учете в качестве нуждающегося в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляется указанному работнику и членам его семьи по договору социального найма - для граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства ( п..1).

Жилое помещение, занимаемое на условиях субаренды или по служебному ордеру работником органа государственной власти города Москвы или организации (предприятия), финансируемой за счет средств бюджета города Москвы, проработавшим в этом органе государственной власти города Москвы или организации (предприятии) 10 и более лет, но не состоящим на жилищном учете в городе Москве по месту жительства или на учете в качестве нуждающегося в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляется указанному работнику и членам его семьи по договору:

1) найма служебного жилого помещения - при наличии оснований для предоставления гражданам служебных жилых помещений, установленных федеральным законодательством и законодательством города Москвы;

2) купли-продажи с рассрочкой платежа или купли-продажи, в том числе с использованием заемных (кредитных) средств, - для граждан, не имеющих в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы оснований для предоставления им служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы ( п.2).

Жилое помещение, занимаемое на условиях субаренды или по служебному ордеру гражданином, проработавшим в органе государственной власти или организации (предприятии), в связи с трудовыми отношениями с которым ему предоставлялось данное жилое помещение на условиях субаренды или по служебному ордеру, 10 и более лет, состоящим на жилищном учете в городе Москве по месту жительства или на учете в качестве нуждающегося в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ и прекратившим трудовые отношения с этим органом государственной власти или организацией (предприятием), предоставляется указанному гражданину и (или) членам его семьи на условиях, установленных пунктом 1 настоящего Положения, при наличии, в т.ч., смерти работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или по служебному ордеру.

Вместе с тем, в соответствии со ст.7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к отношением по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждением и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

То есть общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям им были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применятся правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Согласно разъяснению, содержащемуся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 1 квартал 2006г. ( вопрос 21), по аналогии решается вопрос и со служебными жилыми помещениями. Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Из материалов дела видно, что комната размером ... кв.м. в ...-комнатной Адрес изначально являлась государственной собственностью и находилась в ведении МГПО «Мослифт», где на момент ее предоставления Шуняевым работал ФИО1; впоследствии эта квартира была передана МГПО «Мослифт» ( или его правопреемником) обратно в муниципальную собственность и в настоящее время является в собственностью г.Москвы.

По мнению суда, в момент передачи этого жилого помещения от МГПО «Мослифт»( или его правопреемника) г..Москве статус этого жилого помещения поменялся, и к нему стал применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.

Указанные обстоятельства при вынесении оспариваемого решения учтены не были, в связи с чем требования заявителей о признании незаконным отказа Комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы о Дата ( протокол Номер) в заключении с Шуняевой Зинаидой Александровной, Шуняевым Сергеем Викторовичем договора социального найма на комнату ... кв.м. в квартире по адресу - Адрес являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Признать незаконным отказ Комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы о Дата ( протокол Номер) в заключении с Шуняевой Зинаидой Александровной, Шуняевым Сергеем Викторовичем договора социального найма на комнату ... кв.м. в квартире по адресу - Адрес.

Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение 10 дней.

Судья