2-4612/2010 ~ М-3678/2010: решение суда



Р Е Ш Е Н И Е

Имеем Российской Федерации

07 декабря 2010г. Пресненский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Печениной Т.А., при секретаре Вороновой Э.В.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 -4612\2010 по иску Збарского Александра Ефимовича к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы, Департаменту социальной защиты населения г.Москвы, Управе района Орехово-Борисово Южное об обязании признать его жителем города Москвы и поставить на жилищный учет с последующим предоставлением ему вне очереди жилья социального найма как малоимущему и остронуждающемуся, взыскании ... рублей в качестве частичной компенсации его вынужденных расходов на съем жилья, обязании выдать социальную карту москвича, справку о признании ему малоимущим и оказывать ему соответствующую помощь, взыскании денежной компенсации морального вреда в размере ... рублей,

У С Т А Н О В И Л

Истец обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование своих требований указывает, что он родился в Дата. в г.Москве и проживал в ней в различных местах Адрес до Дата.

В Дата. при выезде на Адрес, как и многие граждане бывшего Адрес, недовольные тоталитарным режимом, истец по требованию властей отдал свою Адрес, в которой жил на условиях договора социального найма, местному ДЕЗу.

После того, как Россия стала демократической страной, истец решил вернуться на Родину, но не смог, т.к. в результате ошибки консула РФ в Адрес, было ликвидировано его гражданство.

В Дата. гражданство было восстановлено, истцу был выдан паспорт гражданина РФ, после чего Збарский А.Е. сразу же возвратился в г.Москву, где он ранее проживал. В Адрес он, Збарский А.Е., жил в большой нужде и никакого имущества не приобрел.

Вернувшись в Россию в Дата., истец сразу же обратился к Президенту РФ ФИО2 с просьбой срочно оказать ему помощь в решении его жилищной проблемы, т.к. он, ФИО1, является бездомным и фактически живет на улице.

В Дата. истец получил ответ из ДЖП и ЖФ г.Москвы, в которой истцу было отказано в оказании какой-либо помощи, т.к. он не является жителем г.Москвы.

Чтобы не замерзнуть на улице, истец был вынужден снять 1-комнатную квартиру, и платить за нее ... рублей в месяц, тогда как его пенсия составляет всего ... рублей; остальные деньги истец брал взаймы. В настоящее время истец покинул съемную квартиру, т.к. ему нечем платить за нее.

В Дата.г. истец неоднократно обращался за помощью в управление социальной зашиты района Раменки, а также в городское управление социальной защиты г.Москвы, на что получил отказы в помощи со ссылкой на то, что он, Збарский А.Е. не является жителем г.Москвы.

Истец указывает, что ему ... года, он болен рядом хронических заболеваний, находится в беспомощном состоянии, в котором не сможет выжить без крыши над головой.

Истец просит суд об обязании ДЖП и ЖФ г.Москвы признать его жителем города Москвы и поставить на жилищный учет с последующим предоставлением ему вне очереди жилья социального найма как малоимущему и остронуждающемуся, взыскании с ДЖП и ЖФ г.Москвы ... рублей в качестве частичной компенсации его вынужденных расходов на съем жилья, обязании Департамента социальной защиты населения г.Москвы выдать ему социальную карту москвича, справку о признании ему малоимущим и оказывать ему соответствующую помощь, взыскании с Департамента социальной защиты населения г.Москвы и ДЖП и ЖФ г.Москвы денежной компенсации морального вреда в размере ... рублей ( по ... рублей – с каждого).

Збарский А.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

ДЖП и ЖФ г.Москвы, ДСЗН г.Москвы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ДЖП и ЖФ г.Москвы просит суд слушать дело в отсутствии своего представителя, возражают против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменных возражениях на него.

Представитель Управы района Орехово - Борисово Южное г.Москвы ( Управа была привлечена к участию в деле протокольным определением суда от Дата) по доверенности Киселева И.А. возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменных возражениях на него.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив его материалы, суд находит исковые требования Збарского А.Е. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.65 Конституции Российской Федерации город федерального значения Москва является субъектом Российской Федерации.

В силу ст.72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации могут регулировать правовые отношения, не урегулированные федеральным законом, но не должны ему противоречить.

Согласно ст.5 ЖК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.13 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в том числе, установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации; определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с ч.1 и 2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев ( ч.1).

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно ч.1 и 2 ст.17 Закона г.Москвы от 14 июня 2006г. № 29 «Об обеспечении прав жителей г.Москвы на жилые помещения» жители города Москвы, принятые на жилищный учет, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города в порядке очередности, исходя из времени принятия их на жилищный учет, за исключением категорий граждан, установленных настоящим Законом.

Вне очереди жилые помещения предоставляются жителям города Москвы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, достигшим возраста 18 лет, по окончании их пребывания в государственных и негосударственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, нахождения на патронатном воспитании, при прекращении попечительства, по окончании обучения в учреждениях профессионального образования, по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно;

2) жителям города Москвы, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями;

3) жителям города Москвы, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии с п. 2.1. Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), или о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2006г. № 976-ПП граждане Российской Федерации, проживающие в городе Москве, вправе обратиться в службу "одного окна" управы района города Москвы по месту жительства с заявлением о признании их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) (приложение 1 к настоящему Регламенту).

С заявлением представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих следующие сведения:

- о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства) заявителя и членов его семьи <*>;

- о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений);

- решение о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в порядке, установленном Законом города Москвы от 25 января 2006 г. N 7, выданное управлениями социальной защиты населения районов города Москвы, являющимися территориальными подразделениями Департамента социальной защиты населения города Москвы;

- о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы, в отношении которых заявитель или члены его семьи обладают или обладали на протяжении пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, самостоятельным правом пользования или правом собственности (в случае отсутствия таких помещений заявитель указывает в заявлении, что таких помещений нет);

- об имеющемся у заявителя или членов его семьи внеочередном праве, подтвержденном документально в установленном порядке, на получение жилых помещений по договору социального найма в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (при наличии)

- полномочия представителя заявителя (доверенность, оформленная в установленном порядке) в случае, если заявление подает доверенное лицо;

- о личности (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность) доверенного лица заявителя (в случае, если заявление подает доверенное лицо);

- свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителей, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в режиме "одно окно" или которые, по мнению заявителей, могут повлиять на решение о признании их нуждающимися в жилых помещениях и принятии на учет, в том числе для заявителей, проживающих в частном жилищном фонде или жилищном фонде Российской Федерации (ЖК, ЖСК, ТСЖ, общежития и т.п.):

а) копия финансово-лицевого счета;

б) выписка из домовой книги;

в) справка о проверке жилищных условий.

Согласно п.2.5. – 2.5.5. этого Регламента заявителям может быть отказано в приеме заявления (пункты 2.1, 2.2 настоящего Регламента) на основании: обращения заявителей о выдаче документа, оформление которого не осуществляется данной службой "одного окна"; наличия у заявителей неполного комплекта документов, определенного данным Регламентом; представления заявителями неправильно оформленных или утративших силу документов; отсутствия оформленной в установленном порядке доверенности в случае подачи заявления от имени третьих лиц; обращения заявителей с требованием о выдаче документов, не соответствующих профилю или направлению деятельности данного держателя "одного окна".

В соответствии с п.2.6. указанного Регламента по требованию заявителей отказ в приеме документов в службе "одного окна" может быть оформлен и выдан им в письменном виде.

В соответствии со ст.6 Закона г.Москвы «О порядке признания жителей горда Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» от 25 января 2006г. № 7 жители города Москвы для признания их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях обращаются в уполномоченный орган по месту жительства с заявлением, в котором указывают сведения о составе своей семьи (далее - заявление).

Данным заявлением гражданин и члены его семьи, подписавшие заявление, выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений и предоставляют соответствующие полномочия органам государственной власти города Москвы.

Заявитель прилагает к заявлению копии документов с одновременным представлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о себе и членах своей семьи, а также имущественной обеспеченности:

1) о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства);

2) о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений);

3) о постановке гражданина и совершеннолетних членов его семьи на налоговый учет (свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика или уведомление Федеральной налоговой службы об этом);

4) о доходах (видах и размере) за период, указанный в части 2 статьи 4 настоящего Закона;

5) о составе имущества, подлежащего налогообложению, в том числе документы о праве собственности на имущество, расположенное за пределами города Москвы, и имущество, права на которое не подлежат государственной регистрации;

6) иные документы, требующиеся для признания заявителя и членов его семьи малоимущими.

В соответствии со ст.8 этого же Закона г.Москвы отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если:

1) не представлены предусмотренные статьей 6 настоящего Закона документы или содержащиеся в представленных документах сведения неполные или недостоверные;

2) имущественная обеспеченность заявителя и членов его семьи больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения семьи данной численности по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека;

3) размер общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности, больше общей площади жилого помещения, определяемой по учетной норме на каждого члена семьи.

Согласно п.1.4. Регламента подготовки управлениями социальной защиты населения районов города Москвы решения о признании малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденного Постановления Правительства Москвы от 10 апреля 2007г. № 243-ПП функциями по признанию жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях наделены

УСЗН района города Москвы - территориальное подразделение Департамента социальной защиты населения города Москвы.

Как усматривается из материалов дела, истец родился в Дата. в г.Москве и проживал в ней в различных местах г.Москвы до Дата.

В Дата. при выезде на Адрес, истец сдал свою Адрес, в которой жил на условиях договора социального найма, государству.

В Дата., после того как истцу было восстановлено гражданство РФ и выдан паспорт гражданина РФ, Збарский А.Е. сразу же возвратился в г.Москву, где он ранее проживал.

В Дата. истец сразу к Президенту РФ ФИО2 с просьбой срочно оказать ему помощь в решении его жилищной проблемы, т.к. он, ФИО1, является бездомным и фактически живет на улице.

Его обращение было отправлено в ДЖП и ЖФ г.Москвы для дачи ответа, который истец получил в январе 2010г.. Согласно данному письму жилье в г.Москве истцу не полагается, т.к. он не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, не является москвичом.

Впоследствии истце обратился ко второму ответчику в ДСЗН г.Москвы, в том числе, по вопросу выдачи ему карточки москвича; письмом от Дата ДСЗН г.Москвы сообщил ФИО1, что такая карточка ему не может быть выдана, т.к. он не имеет место жительства в г.Москве.

ФИО1 обратился также в УСЗН района Раменки г.Москвы с заявлением о признании его малоимущим в целях дальнейшей постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Решением от Дата Номер истцу в этом было отказано, т.к. он не является жителем г. Москвы ( им не предоставлен паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства в г.Москве).

Впоследствии, Дата истец обратился в Управу района г.Москвы Орехово-Борисово Южное с заявлением в произвольной форме о постановке его на учет для получения им социального жилья; к данному заявлению были приложены следующие документы: копия паспорта истца,, копия пенсионного удостоверения, заключение консульского отдела Посольства РФ в Адрес от Дата, а также выписки из домовых книг по всем местам жительства в г.Москве, где истец был зарегистрирован по месту жительства ( прописан) до его отъезда в Адрес. Данные документы были напарены Управой в ДЖП и ЖФ г.Москвы.

В судебном заседании истец не отрицал, что в надлежащем порядке в службу «одного окна» он не обращался, т.к. у него там не принимали документы, устно поясняя, что отказываются их принимать, т.к. у него отсутствуют документы, подтверждающие, что в настоящее время он проживает ( зарегистрирован по месту жительства) в г.Москве ; доказательств того обстоятельства, что он обращался в Управу района г.Москвы Орехово-Борисово Южное с заявлением о выдаче ему письменного отказа в приеме документов в соответствии с п.2.6. Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), или о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от Дата Номер граждане Российской Федерации, проживающие в городе Москве, истцом суду, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, не представлено.

В соответствии с ч.1 ст.3 Устава г.Москвы, утвержденного Законом г.Москвы от 28 июня 1995г., жители города Москвы (москвичи) - граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городе Москве, независимо от сроков проживания, места рождения и национальности.

Как усматривается из материалов дела, истец в настоящее время места жительство в г.Москве не имеет, в связи с чем не является жителем города Москвы ( москвичом) для применения всех указанных выше Законов г.Москвы.

В Дата. истец добровольно ( доказательств обратного истцом, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, суду не представлено ) выехал на постоянное место жительства в Адрес, в связи с чем в соответствии со ст.89 ЖК РСФСР, действовавшего на тот момент, договор найма в отношении Адрес считается расторгнутым со дня выезда.

То обстоятельство, что истец до Дата. проживал в г.Москве, могло бы иметь значение, если и в настоящее время ( на момент обращения за постановкой на учет и признанием его малоимущим) истец имел какое либо жилье в г.Москве на условиях договора социального найма ( например зарегистрировался бы по месту жительства у своих родственников или знакомых) или в собственности.

Решение УСЗН района Раменки г.Москвы от Дата Номер истец в надлежащем порядке не обжаловал, доказательств обратного им суду не представлено.

В судебном заседании истец пояснил, что указанное решение он обжалуем путем подачи настоящего иска.

Оценивая вышеизложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований истца об обязании ДЖП и ЖФ г.Москвы признать его жителем города Москвы и поставить на жилищный учет с последующим предоставлением ему вне очереди жилья социального найма как малоимущему и остронуждающемуся, обязании Департамента социальной защиты населения г.Москвы выдать ему справку о признании ему малоимущим не могут быть удовлетворены, т.к. истец не является жителем г.Москвы для применения в отношении него всех указанных выше Законов г.Москвы.

Не могут быть удовлетворены и требования истца об обязании ДСЗН г.Москвы выдать ему карту москвича и оказывать ему ( как владельцу этой карты) соответствующую помощь, т.к. Закон г.Москвы от ноября2004года N70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей г.Москвы»( который реализуется на основании социальной карты москвича ), в соответствии с положениями ст.1 этого Закона, распространяет свое действие на граждан, имеющих место жительства в городе Москве и отнесенных к категориям граждан, указанным в статье 3 настоящего Закона (в случае, рассматриваемом в настоящем гражданском деле – одинокие пенсионеры).

Истец жителем г.Москвы не является, т.к. в настоящее время у него отсутствует место жительства на территории г.Москвы; регистрация истца по месту пребывания на съемных квартирах доказательством наличия места жительства в г.Москве, по мнению суда, не является.

Не подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании с ДЖП и ЖФ г.Москвы ... рублей в качестве частичной компенсации его вынужденных расходов на съем жилья, т.к. в соответствии с Постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2007г. № 1008-ПП « О предоставлении гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, компенсации во возмещению расходов, связанных с оплатой найма ( поднайма) жилого помещения», такая компенсация предоставляется очередникам по улучшению жилищных условий, которым истец не является.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Так в судебном заседании не установлено нарушений прав истца со стороны ответчиков ДЖП и ЖФ г.Москвы и ДСЗН г.Москвы, то не могут быть удовлетворены и требования истца о взыскании с указанных ответчиков денежной компенсации морального вреда в указанной в иске сумме.

Доказательств тог обстоятельства, что работники указанных ответчиков издевались и смеялись над ним, чем причинили ему моральный вред, истец суду, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, суду не представил.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

В удовлетворении иска Збарского Александра Ефимовича к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы, Департаменту социальной защиты населения г.Москвы, Управе района Орехово-Борисово Южное об обязании признать его жителем города Москвы и поставить на жилищный учет с последующим предоставлением ему вне очереди жилья социального найма как малоимущему и остронуждающемуся, взыскании Адрес рублей в качестве частичной компенсации его вынужденных расходов на съем жилья, обязании выдать социальную карту москвича, справку о признании ему малоимущим и оказывать ему соответствующую помощь, взыскании денежной компенсации морального вреда в размере Адрес рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение 10 дней.

Судья