2-4652/2010 ~ М-3863/2010: решение суда



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 декабря 2010г. Пресненский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Печениной Т.А., с участием адвоката Эфросмана М.Б., при секретаре Вороновой Э.В.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 -4652\2010 по иску Терехова Юрия Георгиевича к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы о взыскании денежной компенсации за квартиру, расположенную по адресу – Адрес (ныне Адрес), в которой он был постоянно зарегистрирован до Дата года ( момента применения репрессий к его родителям),

У С Т А Н О В И Л

Истец обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование своих требований указывает, что он родился в Адрес Дата и был прописан вместе со своими родителями в Адрес ( в настоящее время – Адрес). Дата г. их семья была ... ... Адрес и выслана в Адрес на ... ... –ФИО3 как ... по национальности, а он, Терехов Ю.Г., и его ... ФИО1, как члены семьи лица ....

Дата родители истца, а Дата – сам истец были ... на основании п. «в» ст.3 Закона РФ от Дата «О реабилитации жертв политических репрессий».

Считая, что в соответствии с нормами указанного Закона РФ он имеет право на получение денежной компенсации за указанную квартиру, в Дата. истец обратился с заявлением на имя ..., в котором поставил вопрос о предоставлении ему жилищных льгот путем обеспечения жилой площадью в Адрес.

На указанное заявление истцу поступил ответ заместителя начальника правового управления ДЖП и ЖФ г.Москвы от Дата № Номер, в котором истцу было разъяснено, что он может обратиться в суд с заявлением о восстановлении своего нарушенного права.

Истец считает, что его права нарушены, т.к. он еще ребенком потерял жилье в Адрес из-за незаконных репрессий и, будучи уже пожилым человеком, хочет восстановить справедливость и получить компенсацию стоимости аналогичной ранее занимаемой его семьей квартиры..

Терехов Ю.Г. со ссылкой на ст. 12 ГК РФ, ст. 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» просит суд о взыскании соответчика денежной компенсации за квартиру, расположенную по адресу – Адрес (ныне Адрес), в которой он был постоянно зарегистрирован до Дата года ( момента применения репрессий к его родителям).

В судебном заседании адвокат в интересах истца, он же его представитель по доверенности Эфросман М.Б. исковые требования своего доверителя поддержал в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит суд слушать дело в отсутствии своего представителя, возражает против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменных возражениях на него, заявил о пропуске истцом срока исковой давности для подачи настоящего иска в суд.

Суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Терехова Ю.Г. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1 Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 926 это Положение определяет порядок возврата реабилитированным лицам незаконно конфискованного <*>, изъятого <**> или вышедшего иным путем из владения <***> в связи с политическими репрессиями имущества (в дальнейшем - конфискованного имущества), возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации.

Положение распространяется на граждан - жертв политических репрессий, в том числе на граждан, подвергшихся насильственному переселению в составе репрессированных народов, в отношении которых совершены незаконные действия по политическим мотивам на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, и реабилитированных в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и Законом РСФСР "О реабилитации репрессированных народов".

<*> Конфискованным считается имущество, в отношении которого имеются указания в приговорах судов и решениях внесудебных органов.

<**> Под изъятым понимается изъятое органами следствия имущество, в отношении которого не было судебных (внесудебных) решений о конфискации.

<***> Вышедшее иным путем из владения - имущество, оставленное, в частности бесхозным, в результате репрессирования его собственника или владельца, в отношении которого не было официальных решений о конфискации или изъятии.

В соответствии со ст.2 этого же Положения право на возврат, возмещение стоимости или выплату денежной компенсации за конфискованное на территории Российской Федерации имущество имеют граждане России, граждане государств - бывших республик СССР, иностранные граждане и лица без гражданства, необоснованно репрессированные по политическим мотивам судебными, внесудебными, административными органами, а также иными органами, наделявшимися административными полномочиями, и впоследствии реабилитированные, независимо от того, где указанные реабилитированные лица были репрессированы и проживают в настоящее время.

Право на возмещение стоимости или выплату денежной компенсации за имущество, конфискованное за пределами бывшего СССР по решению советских судебных и внесудебных органов, имеют лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, необоснованно репрессированные по политическим мотивам, в случае реализации конфискованного у них имущества на территории Российской Федерации.

В случае смерти реабилитированного лица возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплата денежной компенсации производится его наследникам по закону первой очереди в равных долях: детям (в том числе усыновленным), супруге (супругу) и родителям (усыновителям) умершего, а также ребенку умершего, родившемуся после его смерти.

Согласно ст.3 этого же Положения, возврат конфискованного имущества производится в случаях, когда оно сохранилось.

Возмещение стоимости имущества производится в случаях, когда имущество сохранилось, но оно не может быть возвращено по основаниям, предусмотренным законодательством, либо реабилитированное лицо согласно вместо возврата жилого дома на возмещение его стоимости, а также в случаях, когда имущество не сохранилось, однако имеются документы о его характере, состоянии и количестве, на основании которых возможна оценка имущества.

Выплата денежной компенсации производится в случаях, когда факт конфискации имущества установлен, но отсутствуют или утрачены документы о его характере, состоянии и количестве.

В соответствии со ст.4 этого же Положения вопросы возврата конфискованного имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации реабилитированным лицам рассматриваются комиссиями по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий (далее именуется - комиссия), образованными в установленном законодательством порядке.

Заявление о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации подается в комиссию по месту нахождения или реализации этого имущества на территории Российской Федерации на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица.

К заявлению прилагаются нотариально заверенные копии документов о реабилитации, а также имеющиеся материалы, подтверждающие факт конфискации имущества, а наследниками, кроме того, документы, подтверждающие право наследования по закону первой очереди (в частности, нотариально заверенные копии свидетельства о смерти реабилитированного лица, о браке - для супруга, о рождении - для детей и родителей, об усыновлении - для усыновленных и усыновителей, решения суда об установлении факта нахождения на иждивении умершего репрессированного лица).

Заявление о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации должно быть подано в течение трех лет после введения в действие статьи 16.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", а в случае более поздней реабилитации - не позднее трех лет с момента получения документа о реабилитации.

Согласно ст.ст.5, 6, 7, 8, 9 Положения на основании заявления, документов и материалов, полученных от правоохранительных и иных органов, а также архивных учреждений, комиссией устанавливается факт конфискации имущества, определяется характер данного имущества (наименование, количество, состояние, сумма изъятых денежных средств, вкладов, стоимость облигаций и т.д.).

В случаях отсутствия документов о конфискации имущества комиссия имеет право запрашивать необходимые документы у соответствующих органов контрразведки, внутренних дел, а также архивных и иных организаций по месту нахождения или реализации имущества на момент применения репрессий в целях проверки имущественных претензий граждан.

При отсутствии документальных сведений факт конфискации имущества может быть установлен в судебном порядке.

На основании данных о составе конфискованного имущества комиссия определяет его стоимость (за исключением изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, определение стоимости и возврат которых в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения производится Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням) и выносит заключение о возврате этого имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации.

Заключение комиссии, подписанное председателем и секретарем комиссии, передается в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления для принятия ими решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации.

Решение указанных органов о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации и заключение комиссии передаются юридическому или физическому лицу, у которого находится это имущество; финансовому органу для выплаты установленной суммы возмещения причиненного ущерба, а также на хранение в делах того органа, который принял решение о реабилитации и у которого находятся материалы уголовного или административного дела. Последний экземпляр выдается заявителю.

Срок рассмотрения заявления о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации с момента поступления в комиссию до вынесения ею заключения не должен превышать 6 месяцев.

Финансовый орган в месячный срок со дня получения решения органа исполнительной власти производит соответствующие денежные выплаты с учетом расходов по их пересылке.

Предельный срок исполнения решения о возврате имущества не должен превышать одного года.

Возврат конфискованного имущества, переданного государственным, кооперативным, общественным или другим организациям, возмещение его стоимости или выплата денежной компенсации, включая расходы по пересылке начисленных за него денежных сумм, производятся за счет этих организаций с последующим возмещением им указанных расходов за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Решение о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации направляется на основании заключения комиссии органом исполнительной власти той организации, которая приняла это имущество, а при ликвидации последней - ее правопреемнику, о чем уведомляется заявитель.

Имущество возвращают государственные и общественные организации, у которых оно находится, без возмещения износа имущества и взыскания расходов на его хранение.

Организация производит соответствующие денежные выплаты в месячный срок со дня принятия решения о возмещении стоимости конфискованного имущества или выплате денежной компенсации.

Предельный срок удовлетворения требования о возврате имущества не должен превышать одного года.

При ликвидации организации, которой имущество было передано, и невозможности установить ее правопреемника заявление рассматривается в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящего Положения.

Стоимость конфискованного имущества определяется комиссией (с привлечением при необходимости специалистов) на основании полученных материалов и документов в следующем порядке:

а) сохранившиеся жилые дома и постройки оцениваются на основании имеющихся данных инвентаризации, не сохранившиеся - применительно к инвентаризационной оценке аналогичных строений;

б) товарно-материальные ценности оцениваются по свободным (рыночным) ценам на аналогичную продукцию, сложившимся на момент вынесения заключения комиссии о возмещении стоимости этого имущества по месту нахождения его в период применения репрессий, с учетом износа на день конфискации не менее 25 процентов;

в) скот, птица и сельскохозяйственная продукция - по средним ценам закупки соответствующих их видов, реализуемых сельскохозяйственными товаропроизводителями заготовительным и другим организациям, сложившимся в данной местности на момент вынесения заключения комиссии о возмещении стоимости этого имущества.

При этом размер возмещения реабилитированным лицам стоимости конфискованного имущества не должен превышать 4000 рублей за имущество, исключая жилые дома, или 10000 рублей за все имущество, включая жилые дома.

В этих же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества и выплачиваются денежные компенсации в случаях, когда факт конфискации установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества.

При обращении с заявлениями о возврате одного и того же конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации нескольких реабилитированных лиц (членов семьи) органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органом местного самоуправления выносится с их согласия решение в отношении одного из них. В случае спора между этими лицами вопрос о доле каждого решается в судебном порядке.

При определении общей стоимости конфискованного имущества для ее возмещения или выплаты денежной компенсации не учитывается стоимость имущества, возвращаемого в натуре.

Реабилитированным лицам возвращаются в натуре жилые дома при условии, что эти жилые дома необходимы им с членами их семей для постоянного проживания, в случае освобождения занимаемых реабилитированными лицами жилых помещений в домах государственного и общественного жилого фонда.

Лицам и членам их семей, проживающим в настоящее время в жилых домах, ранее принадлежащих реабилитированным лицам, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления предоставляется равноценная жилая площадь либо оказывается помощь в строительстве жилья. До предоставления другого жилого помещения выселение лиц из возвращаемых домов не производится.

С согласия реабилитированных лиц вместо возврата в натуре жилого дома им в первоочередном порядке предоставляется благоустроенная жилая площадь, либо оказывается помощь в строительстве жилья, либо возмещается стоимость жилого дома в порядке и размерах, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения.

Согласно ст. 15 указанного Положения финансирование расходных обязательств по выплате денежной компенсации за конфискованное имущество, включая расходы по ее доставке, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 г. N 635 "Об утверждении Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по выплате денежных компенсаций лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, а также денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество"

Начисленные денежные суммы могут выплачиваться реабилитированным лицам или их наследникам по месту нахождения или реализации конфискованного имущества на момент применения репрессий или пересылаться им по их просьбе: проживающим на территории Российской Федерации - в установленном законодательством порядке; проживающим в государствах - бывших республиках СССР - в соответствии с международными соглашениями о неторговых платежах (при наличии таких соглашений); в остальных случаях - в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как усматривается из материалов настоящего гражданского дела и установлено вступившим в законную силу решением ... районного суда Адрес от Дата, которым в удовлетворении иска Терехова Юрия Георгиевича к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы о признании за ним права на первоочередное обеспечение жилой площадью в г.Москве, обязании ответчика предоставить ему в первоочередном порядке жилое помещение в Адрес взамен снесенного жилого помещения, в котором он был постоянно зарегистрирован до Дата года ( до момента применения репрессий к его родственникам) по адресу – Адрес (в настоящее время Адрес отказано, истец Терехов Ю.Г., Дата рождения, был с Дата по Дата зарегистрирован ( прописан) вместе с родителями в Адрес, откуда его ... ФИО2 выписан Дата ..., ... ФИО1 – Дата « без адреса», а истец - Дата « с матерью».

Никаких сведений о том, что указанная квартира являлась собственностью истца и его родителей, в материалах настоящего гражданского дела и гражданского дела Номер, в рамках которого вынесено указанное выше решение суда от Дата, не имеется; истцом они суду не предоставлялись.

В восточном Номер организация1 отсутствуют какие либо сведения об указанном доме. Сведения о его сносе в материалах настоящего гражданского дела, а также в материалах гражданского дела Номер отсутствуют.

Истец и его супруга в настоящее время проживают и зарегистрированы по месту жительства в ...комнатной Адрес.

Дата Терехову Ю.Г. была выдана справка о реабилитации на основании п. «в» ст.3 Закона РФ от 18 октября 1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий». Такие же справки были выданы его родителям ( отцу – посмертно).

В Дата. истец обращался в службу «одного окна» Организация2 по вопросу постановки на учет по улучшению жилищных условий с учетом льготы – необоснованно репрессированные граждане.

Распоряжением Организация3 от Дата Номер истцу отказано в постановке на учет по улучшению жилищных условий со ссылкой на ст.4 Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994г. № 926, в соответствии с которой заявление о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации должно быть подано в течение трех лет после введения в действие статьи 16.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", а в случае более поздней реабилитации - не позднее трех лет с момента получения документа о реабилитации.

Данное распоряжение истцом в судебном порядке не обжаловалось.

С заявлением о выплате ему стоимости указанной выше квартиры или выплате денежной компенсации истец никуда не обращался ; доказательств иного им суду, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, не представлено.

Таким образом, в настоящее время Тереховым Ю.Г. утрачено право на выплату денежной компенсации, предусмотренной указанным выше Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», т.к. справка о реабилитации была выдана Терехову Ю.Г. в Дата., удостоверение реабилитированного– в Дата., с заявление о возмещении стоимости квартиры по Адрес или выплате денежной компенсации в комиссию по месту нахождения или реализации этого имущества истец не обращался до настоящего времени.

Кроме того, исходя из процедуры, установленной указанным выше Положением, ДЖП и ЖФ г.Москвы не является тем органом, который изначально принимает решение о возмещении стоимости имущества или выплате денежной компенсации реабилитированным лицам, т.е. является ненадлежащим ответчиком по данному иску.

Оценивая изложенное в совокупности, суд считает, что требования истца о взыскании с ДЖП и ЖФ г.Москвы денежной компенсации за квартиру, расположенную по адресу – Адрес (ныне Адрес), в которой он был постоянно зарегистрирован до Дата года ( момента применения репрессий к его ...) не могут быть удовлетворены.

Т.к. ДЖП и ЖФ г.Москвы является ненадлежащим ответчиком в данном споре, его заявление о пропуске истцом срока исковой давности для подачи настоящего иска в суд, в силу п.6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 12, 15 ноября 2001 г. N 15/18
"О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», правового значения не имеет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

В удовлетворении иска Терехова Юрия Георгиевича к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы о взыскании денежной компенсации за квартиру, расположенную по адресу – Адрес (ныне Адрес), в которой он был постоянно зарегистрирован до Дата года ( момента применения ...)– отказать.

Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение 10 дней.

Судья