Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 декабря 2010г. Пресненский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Печениной Т.А., при секретаре Вороновой Э.В.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 -56601\2010 по иску Ткачевой Тамары Ивановны к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы, 3-е лица Ткачев Иван Иванович, Ткачев Евгений Иванович о признании незаконным и необоснованным отказ ДЖП и ЖФ г.Москвы от Дата № Номер) в выделении ее семье жилищного сертификата на приобретение жилого помещения в рамках программы «...» на Дата», обязании ДЖП и ЖФ г.Москвы выделить ее семье жилищный сертификат на приобретение жилого помещения по программе «...» на Дата годы»,
У С Т А Н О В И Л
Истица обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование своих требований указывает, что она совместно с членами своей семьи из ...-х человек на основании распоряжения Организация1 от ДатаНомер в рамках Программы «...» на Дата годы» включена в список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии по категории «граждане, выехавшие из районов ... и приравненных к ним местностей» (учетное дело Номер).
Семья истицы также включена в сводный список участников подпрограммы на Дата г. на получение государственной жилищного сертификата под № Номер.
В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от Дата. № 153 «О некоторых вопросах реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках программы «...» на Дата годы» граждане, выехавшие из районов ... и приравненных к ним местностей должны быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета.
Согласно программе «...» на Дата годы» семье истицы доложен быть выдан жилищный сертификат на приобретение жилого помещения; действие указанной программы заканчивается в Дата.
Несмотря на то, что семья истицы была включена в список в Дата., до настоящего времени ее жилищная проблема не решена.
Истица неоднократно обращалась в ДЖП и ЖФ г.Москвы с просьбой выдать ее семье жилищный сертификат на приобретение жилья, однако всегда получала отказ, из которого следовало, что средства на реализацию данной программы из федерального бюджета не выделяются.
Очередной отказ от выполнения государственных обязательств о выделении семье истицы жилищного сертификата, был направлен ответчиком в адрес истицы Дата за № Номер
Указывая, что отказ является необоснованным и направлен на создание препятствий к осуществлению ее жилищных прав и жилищных прав членов ее семьи, истица просит суд о признании незаконным и необоснованным отказ ДЖП и ЖФ г.Москвы от Дата № Номер в выделении ее семье жилищного сертификата на приобретение жилого помещения в рамках программы «...» на Дата», обязании ДЖП и ЖФ г.Москвы выделить ее семье жилищный сертификат на приобретение жилого помещения по программе «...» на Дата годы».
В судебном заседании истица, она же представитель 3-х лиц Ткачевых И.И., Е.И. свои исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит суд слушать дело в отсутствии своего представителя, возражает против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменных возражениях на него.
Суд, с учетом мнения Ткачевой Т.И., считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.
Выслушав истицу, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Ткачевой Т.И. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25 октября 2002г. № 125-ФЗ устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;
в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно ст.4 указанного Федерального Закона государственный жилищный сертификат - именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии, которая может использоваться только на приобретение (строительство) жилья.
В соответствии со ст.ст.7,8 этого же Федерального Закона средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством Российской Федерации, и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Статьей 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010г.г.» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с п. п.19, 21, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 33, 34 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1.
Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.
В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
Федеральные органы исполнительной власти представляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.
Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год (за исключением средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.
Распределение объема финансирования между федеральными органами исполнительной власти осуществляется пропорционально заявленной ими потребности в целях обеспечения своевременного увольнения граждан с военной службы (службы), обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), но оставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в этих органах на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), а также отселения граждан - участников подпрограммы из закрытых военных городков и поселков.
Распределение объема финансирования, определенного для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по каждой категории граждан, за исключением граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), осуществляется пропорционально количеству граждан - участников подпрограммы, указанному в утвержденных сводных списках, с учетом года их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Распределение объема финансирования должно предусматривать возможность получения органом исполнительной власти, представившим сводный список (сведения), не менее 1 сертификата или возможность перечисления средств социальной выплаты по ранее выданным сертификатам.
Распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматривается в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации (средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по этому субъекту Российской Федерации), действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году. Формирование указанных списков осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.
Выписки из сводного списка граждан - получателей сертификатов в планируемом году доводятся до соответствующих органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления доводят до сведения граждан решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в списки, а в отношении указанных в подпункте "г" пункта 5 настоящих Правил граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в связи с отсутствием у них жилых помещений для постоянного проживания и включенных в эти списки, направляют в подразделение, выдавшее справку, предусмотренную в подпункте "з" пункта 44 настоящих Правил, запросы о подтверждении факта сдачи указанными гражданами ранее занимаемого жилого помещения.
Государственный заказчик подпрограммы в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект графика выпуска и распределения сертификатов по категориям граждан - участников подпрограммы.
Органы исполнительной власти до 20-го числа месяца, предшествующего месяцу выпуска сертификатов, установленному графиком выпуска и распределения сертификатов, представляют государственному заказчику подпрограммы заявки на выпуск сертификатов в пределах предусмотренных этим графиком для каждого из органов исполнительной власти средств на предоставление социальных выплат (в отношении каждой категории граждан - участников подпрограммы отдельно).
Таким образом, указанные выше жилищные субсидии, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом, предоставляются в порядке очередности по мере выделения их из федерального бюджета субъекту РФ ( в данном случае Адрес).
Как усматривается из материалов дела, семья истицы в составе ...-ти человек зарегистрирована по месту жительства в ...-комнатной Адрес. Собственниками этой квартиры являются ФИО2 ( ... истицы) и ФИО1 ( ... истицы).
Распоряжениям Организация1 от Дата Номер семья истицы ... включены в список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов ... и приравненных к ним местностей, в связи с тем, что истица и ее ... являются ..., проработали в районах ... ... лет ( ... очередь в соответствии со ст.2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов ... и приравненных к ним местностей» от 25 октября 2002г. № 125-ФЗ).
Семья истицы была включена в сводный список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "..." на Дата годы на Дата. под Номер.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 04 Дата. № ... «О выпуске и выдаче государственных жилищных сертификатов» ( приказ находится в открытом доступе в правовой базе «Консультант») Адрес на Дата. выделен ... жилищный сертификат на сумму ... тыс.рублей.
Приказом Министерства регионального развития РФ от Дата Номер «О выпуске и выдаче государственных жилищных сертификатов» городу Москве на Дата. выделен ... жилищный сертификат на сумму ... тыс.рублей.
Приказом того же Министерства от Дата Номер «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое Дата. и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на Дата.» средняя рыночная стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья при расчете жилищных сертификатов для Адрес составляет ... тыс.рублей.
Этой суммы хватает для приобретения ... кв.м. общей площади ... что недостаточно для предоставления жилищного сертификата даже семье из 1-го человека из сводного списка участников подпрограммы на Дата., в котором семья истицы значится под Номер
В связи с изложенным ДЖП и ЖФ г.Москвы Дата обращался в Организация2 с просьбой изыскать возможность увеличения размера денежных средств по данному направлению для оформления сертификата семье очередника города ( л.д.19), на что был получен ответ из Организация2 от Дата о том, что вопрос о дополнительном выделении средств из федерального бюджета Правительству Москвы на вышеуказанные цели на Дата. может быть рассмотрен в установленном порядке в случае принятия Правительством РФ соответствующего решения ( л.д.20-21). При этом отмечено, что в Федеральном законе «О федеральном бюджете на Дата год и на плановый период Дата годов» Организация3 на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим из районов ... и приравненных к ним местностей, предусмотрены средства на Дата. в объеме ... тыс.рублей.
Оценивая изложенное в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения требований истицы Ткачевой Т.И. о признании незаконным и необоснованным отказ ДЖП и ЖФ г.Москвы от Дата № Номер в выделении ее семье жилищного сертификата на приобретение жилого помещения в рамках программы «...» на Дата», обязании ДЖП и ЖФ г.Москвы выделить ее семье жилищный сертификат на приобретение жилого помещения по программе «...» на Дата годы», т.к. в судебном заседании установлено, что истица не является первой в очереди на получение жилищного сертификата; граждане, указанные в сводном списке граждан- участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на Дата. по Адрес, под Номер имеют более ранний год постановки на учет и такую же категорию очередности, как у истицы ( ...).
Кроме того, на Дата. из федерального бюджета на приобретение таких сертификатов выделены денежные средства в объеме, не позволяющем обеспечить семью истицы жилищным сертификатом.
На основании изложенного, руководствуясьст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении иска Ткачевой Тамары Ивановны к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы, 3-е лица Ткачев Иван Иванович, Ткачев Евгений Иванович о признании незаконным и необоснованным отказ ДЖП и ЖФ г.Москвы от Дата № Номер в выделении ее семье жилищного сертификата на приобретение жилого помещения в рамках программы «...» на Дата», обязании ДЖП и ЖФ г.Москвы выделить ее семье жилищный сертификат на приобретение жилого помещения по программе «...» на Дата годы»– отказать.
Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение 10 дней.
Судья