Акт №2-4684/2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2011 года Пресненский районный суд г. Москвы в составе председательствующего федерального судьи Кирьянен Э.Д.,

при секретаре Коробко Е.А.,

с участием представителя истца Леонова Б.В.,

представителя ответчика Куганова О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4684/2011 по иску Селезнев В.Б. к Открытому страховому акционерному обществу «РЕСО-Гарантия» о выплате страхового возмещения,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к Открытому страховому акционерному обществу «РЕСО-Гарантия» о выплате страхового возмещения, ссылаясь на то, что 19 марта 2007 года между истцом и ответчиком был заключен договор страхования принадлежащего истцу автомобиля «...», государственный регистрационный знак Номер. Согласно правилам страхования, по рискам «Ущерб» подлежит страхованию повреждение или уничтожение застрахованного ТС или его частей в результате: в том числе необычных для данной местности стихийных явлений природы.

01 декабря 2007 года застрахованный автомобиль был поврежден – утоплен при переезде через реку, в связи с чем, истец обратился в Новомихайловское ПОМ УВД по г. Туапсе и Туапсинскому району, с заявлением по факту утопления принадлежащего ему автомобиля «...», государственный регистрационный знак Номер.

В результате происшедшего страхового события застрахованному транспортному средству причинены механические повреждения, стоимость восстановительных работ по ремонту которых, как установлено судебной экспертизой, составила 1 815 415 рублей.

В связи с произошедшим страховым случаем, истец обратился в страховую компанию за выплатой страхового возмещения, ссылаясь на то, что наступившее событие не является страховым случаем. Ответчик незаконно, по мнению истца, отказал в выплате страхового возмещения, в связи с чем, обратился в суд, просит взыскать с ответчика невыплаченное страховое возмещения.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить их. Пояснил, что, повреждение автомобиля истца было вызвано плохими погодными условиями (шел сильный дождь), которые вызвали резкое поднятие уровня воды в реке, что согласно приказа Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 15 октября 1999 г. № 104 «Об утверждении порядка действий организаций и учреждений Росгидромета при возникновении опасных природных (гидрометеорологических и гелиогеофизических) явлений» подпадает под необычное для данной местности стихийное явление природы.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что ответчиком были нарушены правила эксплуатации автомобиля – истец поехал через речку, где не было переправы и проезда, въехав, таким образом, в речку и повредив автомобиль. Указанный случай не является страховым.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). Договор личного страхования является публичным договором.

В силу ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

19.03.2007 года между ОСАО «РЕСО-Гарантия» и Селезневым В.Б. заключен договор страхования автотранспортного средства со сроком страхования с 20.03.2007 года по 19.03.2010 года (полис Номер), согласно которому последний застраховал, в том числе по риску «Ущерб», принадлежащий ему на праве собственности автомобиль «...», государственный регистрационный знак Номер.

Условия, на которых заключался данный договор страхования, определены в Правилах страхования средств автотранспорта.

Согласно п. 2 ст. 943 ГК РФ условия, содержащиеся в Правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя, если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких Правил и сами Правила приложены к нему.

На применение Правил страхования непосредственно указывается в страховом полисе полис Номер от 19.03.2007 года.

При заключении договора страхования истец получил Правила страхования, с которыми истец согласился, о чем в полисе полис Номер от 19.03.2007 года имеется соответствующая запись, удостоверенная его подписью.

Согласно действующих у ответчика Правил страхования, страховой риск – предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска. Должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.

Страховой случай – совершившееся событие, предусмотренное договором страхования, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести выплату страхового возмещения.

Страховыми рисками являются, в том числе, «Ущерб». «Ущерб» - повреждение или уничтожение застрахованного ТС или его частей в результате, в том числе, необычных для данной местности стихийных явлений природы.

01 декабря 2007 года застрахованный автомобиль был поврежден – утоплен при переезде через реку.

По факту утопления автомобиля истец обратился с заявлением в УУМ Новомихайловского ПОМ, где по результатам проверки, исходя из полученных объяснений истца, свидетелей, протокола осмотра поврежденного ТС, было установлено, что повреждение автомобиля получено в результате несчастного случая и произошло при следующих обстоятельствах.

Около домовладения истца в Адрес у Адрес протекает речка «Нечепсухо» и имеется съезд к перекату. Селезнев В.Б. на принадлежащем ему автомобиле спустился в речку и в месте, где имеется съезд к перекату, переехал через нее на другой берег. Покатавшись по другому берегу около 30 минут, он стал переезжать к дому. Проехав до середины речки, он увидел, что вода поднялась и в это время машина заглохла. Селезнев В.Б. стал пытаться ее завести, но безуспешно. Вода стала прибывать очень быстро, так как шел сильный дождь. Из-за сильного течения машину утащило вниз и она, попав в яму, утонула полностью. На следующий день машину смогли вытащить только краном. На автомобиле истца были обнаружены множественные механические повреждения (л.д.37-57).

В соответствии с представленной справкой Гидрометеорологического бюро Туапсе, 01 декабря 2007 года по данным наблюдениям ближайшего к Адрес метеорологического пункта (метеостанция Джубга) отмечался дождь, сумма осадков составила 20.7 мм. Дождь отмечался в дневное время суток. Также в этот день зафиксирован максимальный порыв ветра 23 м/с в критериях неблагоприятного явления (л.д.35).

Согласно представленного истцом приказа Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды № 104 от 15.10.1999 г. которым в целях совершенствования системы предупреждения органов государственной власти. Вооруженных Сил Российской Федерации и населения об опасных природных (гидрометеорологических и гелиогеофизических) явлениях утвержден и введен в действие с 01.01.2001 прилагаемый Порядок действий организаций и учреждений Росгидромета при возникновении опасных природных (гидрометеорологических и гелиогеофизических) явлений (далее - Порядок).

В силу п. 3.1. вышеназванного приказа к опасным явлениям относятся метеорологические, агрометеорологические, гидрологические и морские гидрометеорологические явления, воздействие которых может привести к гибели населения, нанести значительный ущерб основным отраслям экономики.

Большинство ОЯ характеризуются для конкретных территорий определенными значениями гидрометеорологических параметров (критериями ОЯ). Некоторые ОЯ не имеют количественных критериев.

Типовой перечень ОЯ и их критериев приведен в Приложении 1 к приказу с учетом местных особенностей природно-климатических условий. При составлении перечня учитывается климатическая повторяемость явлений (критериев явлений), которая должна составлять около 10% (т.е. явление или его интенсивность должны быть не характерными для данной территории или времени года).

Согласно приложению 1 типового перечня ОЯ критериями сильного ветра (в т.ч.шквал) является скорость ветра (включая порывы) 25 м/с и более, на побережьях морей и в горных районах - 35 м/с и более.

Очень сильный дождь (дождь со снегом, снег с дождем, ливень)- количество осадков 50 мм и более за 12 час. и менее, или 30 мм и более за 1 час и менее.

Продолжительные сильные дожди- Количество осадков 100 мм и более за 2 суток и менее.

Таким образом, согласно представленной истцом документов необычных для данной местности стихийных явлений природы 01.12.2007 г. в районе п. Новомихайловский Туапсинского района Краснодарского края не было.

В соответствии с п. 4.2.9 Правил страхования средств автотранспорта, не являются страховым случаем события, произошедшие в результате нарушения страхователем или лицом, допущенным к управлению застрахованным ТС по договору страхования, правил эксплуатации транспортных средств.

В соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля «...», государственный регистрационный знак Номер движение указанного транспортного средства показано только по дорогам и местности, которые соответствуют параметрам автомобиля. ... не является в полном смысле этого слова внедорожным автомобилем (автомобилем повышенной проходимости). Конструкция автомобиля не предусматривает движение в экстремальных условиях. Тяжелые дорожные условия и условия бездорожья требуют от водителя особенно осознанного и предусмотрительного движения. Водитель несет ответственность за принятие решения, справится ли автомобиль с конкретной ситуацией.

Автомобиль может при достаточном дорожном просвете преодолевать водные преграды с неподвижной водой. Максимальная глубина брода составляет 500 мм (автомобили без пневматической подвески) или 535 мм (автомобили с пневматической подвеской, высокий уровень. Таким образом, инструкция по эксплуатации автомобиля ... не предусматривает преодоление постоянных водных потоков значительных размеров с течением.

Таким образом, причиной произошедшего случая и причинения вреда имуществу истца, являются действия самого истца, управлявшего автомобилем ...», государственный регистрационный знак Номер, который не соблюдал требования инструкции по эксплуатации транспортного средства, и использовал его в месте и условиях при которых эксплуатация указанного транспортного средства не предназначалась, в результате чего произошло утопление автомобиля «...», государственный регистрационный знак Номер.

При таких обстоятельствах, у суда нет оснований для признания происшествия, произошедшего 01.12.2007 г., страховым случаем.

На основании вышеизложенного, проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца.

В силу п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку суд приходит к выводу об отказе в удовлетворения иска, то и судебные расходы возмещению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Селезнев В.Б. к Открытому страховому акционерному обществу «РЕСО-Гарантия» о выплате страхового возмещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судьей решения в окончательной форме через Пресненский районный суд г. Москвы.

Федеральный судья Кирьянен Э.Д.