Акт №2-4771/2011 ~ М-2638/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 октября 2011 года Пресненский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Цывкиной М.А., при секретаре Бегоидзе Э.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4771/11 по заявлению Сербин Ю.М. о признании незаконным отказа Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации в предоставлении сведений об изменениях размера оклада воинской должности, обязании предоставить указанные сведения, -

У С Т А Н О В И Л

Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от Дата в предоставлении сведений об изменениях размера оклада воинской должности ... начиная с Дата по Дата, противоречащим Закону, обязании предоставить указанные сведения.

Для участия в рассмотрении заявления Сербин Ю.М. не явился, месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие заявителя.

Представитель Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации для участия в суд прибыл, возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в возражениях, приобщенных к материалам дела (л.д.26-30).

Изучив заявление, выслушав доводы представителя Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Глава 25 ГПК РФ регламентирует производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Судом установлено, что заявитель обратился в Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о предоставлении сведений обо всех изменениях размера оклада нетиповой должности ... начиная с Дата Получение данных сведений заявителю необходимо для определения правильности рассчитанной ему воинской пенсии.

Письмом от Дата Департаментом социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации заявителю Сербин Ю.М. было отказано в предоставлении данных сведений со ссылкой на п. 2 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», так как после 1991 г. заявитель не занимал указанную им воинскую должность.

Полагая данный ответ незаконными нарушающим права, заявитель просит признать его противоречащим Закону и обязать Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации предоставить заявителю требуемые им сведения.

Вместе с тем, суд считает позицию Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации, изложенную в оспариваемом Сербин Ю.М. письме законной и обоснованной, оснований для обязания Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации предоставить Сербин Ю.М. требуемые им сведения, не имеется.

В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, для исчисления пенсий учитываются оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.

Из изложенного следует, что пенсия уволенным военнослужащим исчисляется из конкретного, индивидуально установленного при увольнении каждому военнослужащему оклада по воинской должности в твердой сумме. Размеры окладов по воинской должности и воинскому званию, а также процентная надбавка за выслугу лет, выплачиваемые военнослужащим на день их увольнения с военной службы, указываются в денежном аттестате (расчетной книжке), которые приобщаются в пенсионное дело лица, уволенного с военной службы. Указанный в денежном аттестате (расчетной книжке) оклад по воинской должности является документальным основанием для исчисления пенсии уволенному военнослужащему.

Действующими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации установление тарифных разрядов пенсионерам Минобороны России не предусмотрено.

Как следует из представленных суду объяснений представителя Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации, после образования Российской Федерации в вооруженных силах в зависимости от поставленных задач производились широкомасштабные изменения их организационно-штатной структуры. Новая организационно-штатная структура воинских частей, организаций, учреждений, военно-учебных заведений учитывает происходящие изменения в общественной жизни и многие другие факторы. Так, например, были упразднены партийно-политические органы, введен институт офицеров-воспитателей, реформированы тыловые и финансовые органы всех уровней, введены должности помощников командиров по правовой работе и др. При этом при решении указанных вопросов оклады по воинским должностям командного состава устанавливались в более высоком размере, чем оклады по инженерным, тыловым и другим должностям, прохождение службы по которым напрямую не связано с руководством личным составом. Эти изменения, как правило, сопровождались сокращением структурных подразделений, а в некоторых случаях, наоборот, происходило увеличение штатной численности с одновременным изменением функциональных обязанностей военнослужащих. При этом, такие изменения в некоторых подразделениях происходили по нескольку раз в течение одного года.

Эта деятельность находила свое отражение в оплате воинского труда, основной составной частью которого является оклад по воинской должности. Исходя из поставленных задач по реформированию вооруженных сил в период с 1993 года по настоящее время дважды (в 1993 и в 2002 годах) производилось, реформирование денежного довольствия военнослужащих, в соответствии с которым оклады по воинским должностям устанавливались исходя из требований, предъявляемых к вновь создаваемым структурам и органам, новых задач, функций и обязанностей персонально для каждого военнослужащего. Конкретные оклады по воинской должности для военнослужащих, состоящих на службе, указывались в штатах воинских частей и подразделений, имеющих, как правило, гриф «секретно». Эти оклады установлены для конкретных военнослужащих, исполняющих соответствующие должности, и никакого отношения к лицам, уволенным с военной службы, до указанных организационно-штатных мероприятий не имеют, поскольку они на новые должности не назначались.

Из изложенного, следует сделать вывод, что сведения о размерах окладов действующих военнослужащих по воинской должности «начальник технической позиции (подготовки ракет) 60 истребительного авиационного полка 8 корпуса ПВО» Вооруженных Сил Российской Федерации никакого отношения к исчислению пенсии Сербин Ю.М. не имеют.

В соответствии с Законом СССР от 28 апреля 1990 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих», в период с 1 мая 1990 г. по 31 января 1992 г. назначенные пенсии должны были ежегодно повышаться с учетом изменения индекса стоимости жизни и роста в стране заработной платы в порядке, определяемом Верховным Советом СССР, но не менее чем на 2 процента заработка (денежного довольствия), из которого исчислялась пенсия.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24 июля 1990 г. № 725, пенсии уволенным со службы до введения в действие Закона СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» исчислялись из денежного довольствия, установленного для соответствующих категорий военнослужащих на день введения указанного Закона. В соответствии с пунктом 3 указанного постановления изменение размеров денежного довольствия после увольнения со службы военнослужащих, присвоение уволенным военнослужащим в период пребывания в запасе очередных воинских званий не являлось основанием для пересмотра ранее назначенных пенсий.

Таким образом, следует сделать вывод, что действующее в период с 1990 г. по 01 февраля 1993 г. законодательство не предусматривало обязанность пенсионных органов по пересмотру размеров пенсий военных пенсионеров одновременно с увеличением размера денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе и устанавливало иной механизм увеличения размеров пенсий (индексация исходя из стоимости жизни и роста заработной платы). То есть в указанный период в законодательстве отсутствовали условия и предпосылки для точного соответствия размеров должностных окладов, принимаемых органами пенсионного обеспечения для перерасчета пенсий, размерам должностных окладов военнослужащих, состоящих на службе.

Вместе с тем, в связи с распадом в 1991 г. СССР и образованием Содружества Независимых Государств в составе бывших республик Союза ССР, сложившимися в 1991-1992 гг., тяжелыми социально-экономическими условиями в Российской Федерации (инфляцией, постоянным ростом цен на потребительские товары и услуги, необходимостью приведения пенсионного обеспечения военных пенсионеров Союза ССР, оставшихся проживать на территории России, в соответствие с законодательством Российской Федерации), государством принимались дополнительные меры по социальной защите лиц, уволенных с военной службы и членов их семей.

Поскольку многие должности, а также воинские части и подразделения с момента образования Вооруженных Сил Российской Федерации были сокращены, законодателем пересмотр пенсий установлен из уровня повышения денежного довольствия, а не путем установления уволенным военнослужащим (военным пенсионерам) должностных окладов, получаемых после 1991 г. военнослужащими, состоящими на военной службе по соответствующим должностям.

Кроме того, поскольку военнослужащим, состоящим на службе в 1991-2001 г. должностные оклады устанавливались от минимума до максимума, а основная масса пенсионеров Минобороны России, включая Сербин Ю.М., проходила военную службу в Вооруженных Силах Союза ССР и воинские должности в Вооруженных Силах Российской Федерации не занимала, для пересмотра пенсий указанной категории граждан в период с 1991 по 1993 год были разработаны специальные таблицы соответствия должностных окладов, установленных военнослужащим, проходившим военную службу в Советской Армии, должностным окладам соответствующих категорий военнослужащих Российской армии. Эти таблицы имеются во всех военных комиссариатах Российской Федерации, в том числе и в военном комиссариате Ставропольского края.

В указанный период пенсии пересматривались всего два раза: на основании указов Президента СССР и Российской Федерации. Так, в соответствии с указаниями Центрального финансового управления Министерства обороны СССР от 25 декабря 1991 г. № 180/13/1-8444, изданными в развитие Указа Президента СССР от 19 декабря 1991 г. и направленными в военные комиссариаты, с 1 января 1992 г. пенсии бывшим военным пенсионерам СССР пересматривались исходя из расчетных данных (таблиц), разработанных с учетом уровня повышения окладов денежного содержания соответствующих категорий военнослужащих. При этом в расчет для пересмотра пенсий принимались должностные оклады, из которых исчислялась им пенсия при СССР с учетом времени их увольнения с военной службы.

Аналогичным порядком (на основании таблиц соответствия должностных окладов) пересматривались пенсии с Дата в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 июля 1992 г. № 781 (указания Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации от 16 июля 1992 г. № 180/13/1-9973).

С принятием Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 с 1 февраля 1993 г. все назначенные пенсии были пересмотрены в соответствии со статьей 49 указанного Закона исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих. При этом новые оклады по воинским должностям на дату вступления в силу указанного Закона устанавливались военным пенсионерам по разработанным Главным управлением военного бюджета и финансирования МО РФ таблицам соответствия окладов военнослужащих (указание от 25 февраля 1993 г. № 180/13/1-91). В дальнейшем указанные оклады индексировались в соответствии с коэффициентами повышения, установленными постановлениями Правительства Российской Федерации.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ и Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2002 г. № 537 Правительством Российской Федерации Дата было принято постановление № 462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих».

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации с Дата введены новые размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и поручено Министру обороны Российской Федерации применительно к этим окладам по типовым воинским должностям установить размеры окладов по другим (нетиповым) воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Оклад по воинской должности ... с Дата соответствует 1 900 рублям.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

В связи с тем, что после 1991 года воинскую должность ... истец не занимал, права на представление имеющих гриф «секретно» сведений о размерах окладов по указанной должности действующих военнослужащих, в запрашиваемый им период с Дата по Дата, он не имеет.

Поскольку в соответствии со статьей 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пересмотр (индексация) пенсий уволенным военнослужащим производится одновременно с увеличением денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения, учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, суд приходит к выводу о том, что непредставлением Департаментом социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации сведений, запрашиваемых Сербин Ю.М., его права и свободы не затрагиваются.

Следует также отметить, что в соответствии с Положением о Департаменте социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент), утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации 2008 г. № 77, Департамент является центральным органом военного управления и предназначен для обеспечения социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Установление должностных окладов уволенным военнослужащим в функции Департамента не входит. Сведениями о размерах должностного оклада каждого уволенного военнослужащего на определенную дату Департамент социальных гарантий не располагает.

В соответствии с подпунктом 40 пункта 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. № 1132, организация и проведение работы по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат относится к основным задачам военного комиссариата.

Размеры окладов по воинской должности Сербин Ю.М., уволенного в 1991 г., за период с Дата по Дата Департаментом могут быть определены только расчетным путем. Другими сведениями Департамент не располагает.

При отсутствии в Департаменте материалов личного (пенсионного) дела (выписка из приказа об увольнении, расчетная книжка и т.д.) истца определение расчетным путем размеров должностного оклада может привести к ошибочным решениям по исчислению пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Заявление Сербин Ю.М. о признании незаконным отказа Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от Дата в предоставлении сведений об изменениях размера оклада воинской должности ... начиная с Дата по Дата, противоречащим Закону, обязании предоставить указанные сведения - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение 10 дней.

Судья