РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва
16 января 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2012 года
Решение изготовлено в окончательной форме 19января 2012 года
Пресненский районный суд города Москвы, в составе председательствующего федерального судьи Садововой Ю. В., при секретаре Алиевой С. Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2164/2012 по иску Цуцкаревой Э.Р. к Правительству РФ о возмещении морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав в обоснование своих требований, что она и ее семья пострадали от политических репрессий;
мать истца – Гартвиг (Леглер) М.А. была репрессирована по национальному признаку в 1941г. и сослана со своими родителями из Поволжья; в 1942г. Гартвиг (Леглер) М.А. была мобилизована в рабочую колонну системы ГУЛАГа при ИТЛ НКВД СССР в т.н. «Трудовую армию» в Самарскую (Куйбышевскую) область; реабилитирована на основании справки о реабилитации от Дата, в которой говорится что истец, репрессирована в 1941г. по Указу ПВС СССР № 21/160 от 28.08.1941г., находилась на спецпоселении с 1942г. по 1955г. в административном порядке, как лицо немецкой национальности; на основании п. «в» ст. 3 Закона РФ от 18 октября 1991 года«О реабилитации жертв политических репрессий» Гартвиг (Леглер) М.А. реабилитирована.
Истец указала, что она репрессированная с детства, также реабилитирована, что подтверждается справкой о реабилитации № Номер от Дата в которой указано, что истец находилась на спецпоселении в административном порядке, по национальному признаку, в составе семьи с 1947г. по 1955г.; на основании ст. 1-1 Закона РФ от 18 октября 1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» истец реабилитирована.
Истец также указала, что на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 26.02.2010г. № 4-П и в соответствии с Законом РФ от 18.10.1991г. № 1761-1 она, как репрессированная с детства и реабилитированная, имеет право на компенсацию причиненного ей морального вреда в результате политических репрессий; за все прошедшие годы государство не реализовало право истца на компенсацию морального вреда.
Истец сослалась на статьи 15 в частях 4,2 и 17 в части 1 Конституции РФ, которые устанавливают, что принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы России, а статьи 52 и 53 Конституции РФ гласят, что права потерпевших от злоупотреблений властью охраняются законом, и каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц.
Истец указала, что законом РФ № 122-ФЗ от 24.08.2004г. в нарушение ст. ст. 52, 53, 55, 18, 17, 9, 7 Конституции РФ и Конвенции по правам человека исключены из текста закона «О реабилитации жертв политических репрессий» гарантии государства о выплате компенсации за причиненный репрессиями моральный вред; государство, по мнению истца, обязано конституционно обеспечивать ей доступ к правосудию и компенсацию причиненного ей морального вреда, что подтверждено Постановлением Конституционного Суда России от 23.05.1995г. «О проверке конституционных статей 2.1 и 16 Закона РСФСР № 1761-1 от 18.10.1991г. и статьей 26 Международного пакта «о гражданских и политических правах».
В связи с этим истец просила суд взыскать с Правительства Российской Федерации возмещение ей морального вреда в сумме 160 тысяч рублей (сто шестьдесят тысяч рублей) – эквивалент 4000 Евро.
Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, представила письменное заявление, которым просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ при данной явке.
Суд, изучив материалы дела, исследовав доказательства, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно справке о реабилитации № Ц-1/01/ от 11.07.2011г.истец находилась на спецпоселении в административном порядке, по национальному признаку, в составе семьи с 1947г. по 1955г.; на основании ст. 1-1 Закона РФ от 18 октября 1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» истец реабилитирована.
Согласно справке о реабилитации от 06.01.1993г. Гартвиг (Леглер) М.А. была репрессирована в 1941г. в административном порядке, как лицо немецкой национальности, на основании Указа ПВС СССР № 21/160 от 28.08.1941г.; находилась на спецпоселении с 1942г. по 1955г.; на основании п. «в» ст. 3 Закона РФ от 18 октября 1991 года«О реабилитации жертв политических репрессий» Гартвиг (Леглер) М.А. реабилитирована.
Статьей 1.1 Закона РФ от 18 октября 1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
Согласно ст. 2.1 Закона РФ от 18 октября 1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» пострадавшими от политических репрессий признаются дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.
В соответствии с п. «в» ст. 3 Закона РФ от 18 октября 1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод.
Исходя из вышеуказанного, суд считает, что истец находилась на спецпоселении в административном порядке, по национальному признаку, в составе семьи с 1947г. по 1955г.; на основании ст. 1-1 Закона РФ от 18 октября 1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» истец реабилитирована.
Из материалов дела, исковых требований усматривается, что истец требует возмещения вреда, причиненного ей действиями государственных органов бывшего СССР в результате политических репрессий.
Основания возникновения обязательств вследствие причинения вреда, способы исполнения этих обязательств, условия привлечения к ответственности обязанного по таким обязательствам лица определены главой 59 ГК РФ, ст. 151 ГК РФ.
Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ч. 3 ст. 1099 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.
Проанализировав вышеуказанные нормы ГК РФ в их взаимосвязи с основаниями и предметом заявленного по настоящему делу иска, суд считает, что: юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению по настоящему делу, являются: лицо, причинившее вред; действия, причинившие вред; наличие вреда; причинно-следственная связь между действиями и наступившими последствиями (вредом); вина причинителя вреда, за исключением случаев, когда законом прямо предусмотрена ответственность за причинение вреда независимо от вины причинителя вреда. Также юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению в рамках настоящего дела, является отнесение действовавшим в момент причинения вреда законодательством факта причинения вреда к основаниям возникновения обязательства.
Вопросы возмещения морального вреда, в частности, регулировались: частью 7 статьи 7 Гражданского кодекса РСФСР (в редакции Закона от 21 марта 1991 г.); статьей 62 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации", введенного в действие с 8 февраля 1992 г. (с 1 августа 1990 г. и до 8 февраля 1992 г. действовала статья 39 Закона СССР от 12 июня 1990 г. "О печати и других средствах массовой информации"); статьей 89 Закона Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" (введен в действие с 3 марта 1992 г.), действовавшей до 12 января 2002 г.; статьей 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" (введен в действие с 7 апреля 1992 г.), действовавшей до 16 января 1996 г.; статьями 7, 131Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых 31 мая 1991 г., действие которых было распространено на территории Российской Федерации с 3 августа 1992 г., применявшихся до 1 января 1995 г.; статьями 25, 30 "Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей", принятых 24 декабря 1992 г., введенных в действие с 1 декабря 1992 г. и действовавших до 6 января 2000 г.; частью 5 статьи 18 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих", введенного в действие с 1 января 1993 г. и действовавшего до 1 января 1998 г.; частью 5 статьи 213 КЗоТ РФ (в редакции Федерального закона от 17 марта 1997 г., вступившего в силу с 20 марта 1997 г. и действовавшего до 1 февраля 2002 г.); пунктом 1 статьи 31 Федерального закона от 18 июля 1995 г. "О рекламе", введенного в действие с 25 июля 1995 г. и действовавшего до 1 июля 2006 г.
В настоящее время вопросы возмещения морального вреда регулируются статьями 12, 150 - 152 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 1995 г.; статьями 1099 - 1101 второй части Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 марта 1996 г.; статьей 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей", действующей с 16января 1996 г.; частью 5 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г., вступившего в силу с 1 января 1998 г.; статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 февраля 2002 г.; пунктом 3 статьи 8 Федерального закона "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 г., вступившего в силу с 6 января 2000 г.; пунктом 2 статьи 38 Федерального закона от 13 марта 2006 г. "О рекламе", введенного в действие с 1 июля 2006 г.
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (пункт 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно материалам дела, моральный вред, возмещение которого требует истец в рамках настоящего гражданского дела, причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию. В связи с этим указанные нормы права не могут быть применены к правоотношения по возмещению причиненного морального вреда. Законодательством, действовавшим на момент причинения вреда истцу, возмещение морального вреда не предусматривалось.
Порядок и условия реабилитации жертв политических репрессий в РФ определены законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" ( с последующими изменениями и дополнениями).
Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" является специальным законом, направленным на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, возлагающих на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью.
Согласно преамбуле закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" принимая его, законодатель исходил из признания того, что за годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам и что Россия как демократическое правовое государство осуждает многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости.
Цель данного Закона, согласно его преамбуле, - реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
Исходя из этой цели законом определяется круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, и лиц, пострадавших от политических репрессий, а также порядок реабилитации и ее общие правовые последствия.
Согласно ст. 12 закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации. Восстановление в правах лиц, репрессированных за пределами Российской Федерации, но постоянно проживающих на ее территории, предоставление им мер социальной поддержки и выплата компенсаций производится в том случае, если принятые в отношении их уполномоченными на то органами государств - бывших союзных республик СССР решения о реабилитации не противоречат законодательству Российской Федерации. При признании лица необоснованно репрессированным только в части предъявленного обвинения осуществляется восстановление тех прав, которые были нарушены в связи с необоснованными политическими обвинениями. Реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет федерального бюджета.
Согласно ст. 13 закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.
В соответствии со ст. 14 закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" восстанавливаются в гражданстве Российской Федерации все жители Российской Федерации, лишенные гражданства без их свободного волеизъявления. Восстановление в гражданстве осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 15 закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, органами социальной защиты населения по месту их жительства на основании документов о реабилитации и о времени нахождения в местах лишения свободы и психиатрических лечебных учреждениях единовременно выплачиваются денежные компенсации из расчета 75 рублей за каждый месяц лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, но не более 10 000 рублей. Выплата компенсации наследникам не производится, кроме случаев, когда компенсация была начислена, но не получена реабилитированным. Лицам, на которых распространяется действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года "О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей", компенсация производится за вычетом сумм, выплаченных на основании этого Указа. Порядок выплаты компенсаций, предусмотренных настоящей статьей, распространяется на лиц, репрессированных за пределами Российской Федерации, но постоянно проживающих на ее территории. Выплата компенсаций этим лицам производится на основании документов о реабилитации и о времени пребывания в местах лишения свободы, выданных в государствах - бывших союзных республиках СССР или государственными органами бывшего Союза ССР. Выплата или перерасчет размеров компенсаций лицам, получившим ее в государствах - бывших союзных республиках СССР, не производится. Лицам, которым при пересмотре дел и в связи с признанием необоснованности обвинений по политическим мотивам была изменена мера наказания, производится за время их пребывания в местах лишения свободы сверх срока, назначенного при пересмотре дел, выплата денежных компенсаций. Денежные компенсации в этих случаях выплачиваются на основании справок о результатах пересмотра дел. Лицам, проживающим за пределами Российской Федерации, денежные компенсации выплачиваются по месту их жительства в Российской Федерации до применения репрессий, а в случаях, когда место жительства определить невозможно, - по месту применения репрессий. Финансирование расходных обязательств по выплате денежных компенсаций, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 16 закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 16.1 закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации. Не подлежит возврату, возмещению или компенсации: имущество (в том числе жилые дома), национализированное (муниципализированное) либо подлежавшее национализации (муниципализации) в соответствии с законодательством, действовавшим на момент конфискации, изъятия, выхода имущества из владения иным путем; имущество, уничтоженное во время гражданской и Великой Отечественной войн, а также в результате стихийных бедствий; земля, плодово-ягодные насаждения, неубранные посевы; имущество, изъятое из гражданского оборота. Реабилитированным лицам возмещается стоимость конфискованного жилого дома в порядке и размерах, предусмотренных частью шестой настоящей статьи. Имущество возвращают государственные и общественные организации, у которых оно находится, без возмещения износа имущества и взыскания расходов на его хранение. При невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В таких же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества. В случаях, когда факт конфискации, изъятия или выхода имущества из владения иным путем установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества, выплачиваются денежные компенсации в размере до 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди. Возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится реабилитированным лицам по месту нахождения или реализации этого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица. Вынесенные решения соответствующих органов о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций не подлежат пересмотру, а выплаченные суммы - перерасчету. Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации - в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации. Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий". Споры, связанные с возвратом имущества, возмещением его стоимости или выплатой денежных компенсаций, разрешаются судом. Финансирование расходных обязательств по выплате денежной компенсации, предусмотренной настоящей статьей, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Для определения порядка выплаты денежных компенсаций, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости Правительством РФ принято: -постановление № 160 от 16.03.1992г.»О порядке выплаты денежной компенсации и предоставлении льгот лицам, реабилитированным в соответствии с законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», которым утверждено Положение о порядке выплаты денежной компенсации лицам, реабилитированным в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий";- постановление Правительства РФ от 12 августа 1994г. № 926 «Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации», которым утверждено Положение о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации.
Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004г. № 635 утверждены Правила финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по выплате денежных компенсаций лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, а также денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество.
Проанализировав вышеуказанные нормы законодательства РФ, суд считает, что правовые последствия реабилитации включают не только предоставление реабилитированным лицам единовременных денежных компенсаций за время нахождения в местах лишения свободы и пребывания в психиатрических лечебных учреждениях (их выплата лицам, проживающим за пределами Российской Федерации, осуществляется по месту их жительства в Российской Федерации до применения репрессий, а в случаях, когда такое место жительства определить невозможно, - по месту применения репрессий на территории Российской Федерации), но и восстановление в гражданстве Российской Федерации, в воинских и специальных званиях, возвращение государственных наград, обеспечение жилыми помещениями в населенных пунктах, где реабилитированные лица проживали до применения репрессий, возвращение им конфискованного, изъятого и вышедшего иным путем из их владения в связи с репрессиями имущества, либо возмещение его стоимости, либо выплату денежных компенсаций за это имущество (при этом возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится по месту нахождения или реализации такого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица), обеспечение реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, мерами социальной поддержки.
Статья 16 названного Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, содержала перечень льгот, которые предоставлялись реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий. Так, согласно части второй данной статьи реабилитированные лица, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имели право на первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха, внеочередное оказание медицинской помощи и снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50 процентов, на предоставление инвалидам бесплатно в пользование транспортного средства при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к его вождению, на бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания; бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов; бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда, на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов и в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, на первоочередную бесплатную установку телефона и другие льготы.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ перечень льгот из статьи 16 был исключен и одновременно установлено, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки на основании законов субъектов Российской Федерации, а расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки этих лиц являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ (Определения от 12 ноября 2008 г. № 1031-О-О, 15 мая 2007 г. № 383-О-П, от 1 декабря 2005г. № 462-О):
- передавая субъектам Российской Федерации полномочие по обеспечению реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, мерами социальной поддержки, при реализации которого субъекты Российской Федерации вправе заменять отдельные меры поддержки, предоставляемые в натуральной форме, на выплату денежной компенсации, федеральный законодатель не внес каких-либо изменений в круг лиц, пользующихся правом на получение мер социальной поддержки. Из этого следует, что при переходе к новой системе обеспечения граждан мерами социальной поддержки был сохранен прежний подход, в соответствии с которым меры социальной поддержки предоставляются реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, если они проживают на территории Российской Федерации; при этом, как и ранее, право на получение этих мер не ставится в зависимость от наличия российского гражданства;
- федеральным законодателем определены как категории граждан, имеющих право на социальную поддержку, основания и обязательность предоставления мер социальной поддержки, так и минимальный (базовый) уровень их социальной поддержки (т.е. реально сложившийся уровень обеспечения дополнительными социальными выплатами, льготами, социальными услугами и преимуществами по состоянию на 31 декабря 2004 года), гарантируемый государством независимо от места проживания;
- по смыслу статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в качестве минимального стандарта при определении мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, подлежащих социальной защите, следует рассматривать объем предоставлявшихся по ранее действовавшему законодательству льгот, т.е. предусматривавшихся статьей 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года. При этом в случае изменения форм предоставления мер социальной поддержки объем указанных льгот в денежном выражении не должен уменьшаться;
- возможность пользоваться льготами, перечисленными в статье 16 названного Закона в прежней редакции, - в силу характера и формы их предоставления - обеспечивалась только лицам, проживающим на территории Российской Федерации, что нашло отражение в пункте 1 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 419 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 489), в котором прямо указывалось, что данная категория граждан имеет право на соответствующие льготы при условии их постоянного проживания на территории Российской Федерации;
- Российская Федерация, приняв на себя обязательство по обеспечению жертвам политических репрессий посильной компенсации причиненного им ущерба, вправе избирать различные механизмы (способы и формы), посредством которых государством будет осуществляться возмещение вреда, вносить в них необходимые изменения, не допуская, однако, снижения ранее признанного государством объема возмещения. При осуществлении соответствующего правового регулирования, в частности при установлении объема, способов и форм возмещения вреда тем из указанных лиц, кто не имеет гражданства Российской Федерации и на территории Российской Федерации не проживает, законодатель вправе - исходя в том числе из финансовых возможностей государства, других социально-экономических факторов, а также особенностей правового статуса данной категории лиц - определять, следует ли (а если следует, то в какой форме) предоставлять им меры социальной поддержки, которыми обеспечиваются реабилитированные лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. Различия в объеме прав и возможностей у реабилитированных лиц, являющихся иностранными гражданами, применительно к пользованию льготами (мерами социальной поддержки) в зависимости от того, где они проживают - на территории Российской Федерации или за ее пределами, не могут расцениваться как не имеющие объективного и разумного оправдания и правомерной цели и, следовательно, как нарушающие требования статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство всех перед законом и равенство прав и свобод человека и гражданина, а также ее статей 52 и 53, возлагающих на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью.
Во исполнение ст. 16 закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" приняты законы субъектов РФ, в частности:
- закон г. Москвы от 03.11.2004г. № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей г. Москвы», согласно ст. 7 которого: Реабилитированным лицам, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 1 статьи 3 настоящего Закона, являющимся пенсионерами, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) право на бесплатный проезд в городе Москве на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси); 2) право на бесплатный проезд железнодорожным пригородным транспортом;3) 50-процентная скидка по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы; 4) абонентам телефонных сетей ежемесячная денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи, предоставляемых на территории города Москвы, в размере 190 рублей. Размер указанной компенсации на последующие годы определяется законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти города Москвы; 5) право на бесплатную установку телефона; 6) право на первоочередную установку телефона; 7) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики);8) бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей; 9) первоочередное обеспечение при наличии медицинских показаний неработающих реабилитированных лиц бесплатными санаторно-курортными путевками через органы социальной защиты населения и возмещение расходов на проезд железнодорожным транспортом дальнего следования к месту лечения по указанным путевкам; 10) право на первоочередное вступление в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;11) право на внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов; 12) льготное обеспечение протезно-ортопедическими изделиями по медицинским показаниям; 13) возмещение расходов на проезд один раз в год междугородным железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом с 50-процентной скидкой;14) выплата ежегодной денежной компенсации в размере 3000 рублей лицам, не получившим в течение истекшего календарного года бесплатное санаторно-курортное лечение, предусмотренное федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами города Москвы. Размер указанной компенсации на последующие годы определяется законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и (или) иными правовыми актами города Москвы. В случае смерти реабилитированных лиц, лицам или организациям, взявшим на себя расходы по их погребению, производится компенсация указанных расходов. Гражданам, признанным пострадавшими вследствие необоснованных политических репрессий, указанным в пункте 4 части 1 статьи 3 настоящего Закона, являющимся пенсионерами, предоставляются следующие меры социальной поддержки:1) право на бесплатный проезд в городе Москве на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси); 2) право на бесплатный проезд железнодорожным пригородным транспортом;3) 50-процентная скидка по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы; 4) право на первоочередную установку телефона; 5) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики);6) льготное (бесплатное) обеспечение лекарствами по рецептам врачей; 7) первоочередное обеспечение при наличии медицинских показаний неработающих граждан, признанных пострадавшими от политических репрессий, бесплатными санаторно-курортными путевками через органы социальной защиты населения и возмещение расходов на проезд железнодорожным транспортом дальнего следования к месту лечения по указанным путевкам; 8) право на первоочередное вступление в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; 9) право на внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов; 10) выплата ежегодной денежной компенсации в размере 3000 рублей лицам, не получившим в течение истекшего календарного года бесплатное санаторно-курортное лечение, предусмотренное федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами города Москвы. Размер указанной компенсации на последующие годы определяется законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и (или) иными правовыми актами города Москвы. Статьей 11 вышеуказанного закона г. Москвы установлена ежемесячная городская денежная выплата, предусмотренная статьей 10 этого закона, реабилитированным лицам и гражданам, признанным пострадавшими от политических репрессий в размере 350 рублей;
- закон Московской области от 23.03.2006г. № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», согласно ст. 7 которого лицам, указанным в пункте 5 статьи 1 настоящего Закона, имеющим степень ограничения способности к трудовой деятельности (или группу инвалидности) или получающим пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом Московской области. Установленные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от формы собственности жилищного фонда, и распространяются на членов семьи, совместно с ними проживающих;2) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления, и транспортных услуг для доставки твердого топлива) в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти Московской области, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Установленные меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от формы собственности жилищного фонда, и распространяются на членов семьи, совместно с ними проживающих; 3) внеочередное оказание медицинской помощи и оплата в размере 50 процентов стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей; 4) компенсация в размере 100 процентов стоимости проезда в пределах Российской Федерации один раз в год железнодорожным транспортом (туда и обратно), а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, — компенсация в размере 50 процентов стоимости проезда водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом;5)первоочередная установка телефона; 6) денежная компенсация расходов за установку телефона в размере 6000 рублей;7) бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлокерамики, других дорогостоящих материалов и искусственных имплантатов) в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства в соответствии с перечнем, утвержденным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным в сфере здравоохранения. В исключительных случаях изготовление протезов из драгоценных металлов, металлокерамики и других дорогостоящих материалов разрешается в порядке и на условиях, установленных Правительством Московской области. Установленная мера социальной поддержки предоставляется указанным лицам, за исключением лиц, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации; 8) первоочередное получение путевок на санаторно-курортное лечение и отдых в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области; 9) первоочередное право при вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;10) внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов;11) бесплатный проезд в пассажирском транспорте общего пользования Московской области (автобус, трамвай, троллейбус, кроме такси, маршрутного такси) по социальной карте жителя Московской области; 13) бесплатный проезд на внутреннем водном транспорте пригородного сообщения по удостоверению единого образца;14) бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения по социальной карте жителя Московской области. В случае смерти лиц, указанных в пункте 5 статьи 1 настоящего Закона, лицам или организациям, взявшим на себя расходы по их погребению, производится компенсация указанных расходов за счет средств бюджета Московской области в порядке, установленном Правительством Московской области. Лицам, указанным в пункте 6 статьи 1 настоящего Закона, имеющим степень ограничения способности к трудовой деятельности (или группу инвалидности) или получающих пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляются меры социальной поддержки, установленные для лиц, указанных в пункте 5 статьи 1 настоящего Закона, за исключением мер социальной поддержки, предусмотренных в пунктах 4, 6 и 7 части 1 настоящей статьи.
Аналогичные меры социальной поддержки установлены законами других субъектов РФ, принятыми во исполнение ст. 16 закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", которые устанавливают соответствующие меры социальной поддержки для лиц, проживающих в этих субъектах РФ.
Таким образом, из вышеуказанных норм действующего законодательства РФ в совокупности и во взаимосвязи с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенных в принятых им актах, следует, что:
- РФ как демократическое правовое государство осудило многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости;
- РФ принят специальный закон «О реабилитации жертв политических репрессий», которым определена цель закона (реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба). Исходя из цели закона определен круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, и лиц, пострадавших от политических репрессий, а также порядок реабилитации и ее общие правовые последствия;
- законом определены последствия реабилитации, которые включают не только предоставление реабилитированным лицам единовременных денежных компенсаций за время нахождения в местах лишения свободы и пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, но и восстановление в гражданстве Российской Федерации, в воинских и специальных званиях, возвращение государственных наград, обеспечение жилыми помещениями в населенных пунктах, где реабилитированные лица проживали до применения репрессий, возвращение им конфискованного, изъятого и вышедшего иным путем из их владения в связи с репрессиями имущества, либо возмещение его стоимости, либо выплату денежных компенсаций за это имущество, обеспечение реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Субъектами РФ, в частности г. Москва, Московской областью во исполнение ст. 16 закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» приняты соответствующие законы, которыми определены конкретные меры социальной поддержки реабилитированным жертвам политических репрессий ( бесплатный проезд в пассажирском транспорте общего пользования, льготы по оплате коммунальных услуг, льготы при получении саноторно-курортного лечения и отдыха и т. п.). Таким образом, законом предусмотрено возмещение как имущественного вреда, так и вреда неимущественного характера;
- РФ как демократическое государство, несмотря на то, что действующими нормами международного права (Конвенция о защите прав человека и основных свобод) не возлагает на государства-участники специального обязательства восстановить справедливость или возместить ущерб, нанесенный их предшественниками, - добровольно приняло необходимые меры (обязательства) для посильной компенсации реабилитированным лицам, пострадавшим от политических репрессий, причиненного имущественного и неимущественного вреда;
- в связи с изменением законодательно форм предоставления мер социальной поддержки реабилитированным лицам - объем указанных льгот в денежном выражении не должен уменьшаться, что нашло отражение в объемах мер социальной поддержки, введенных законами субъектов РФ;
- возмещение ущерба реабилитированным должна быть для государства посильной в момент возмещения, поскольку с учетом экономического положения государства не должна препятствовать осуществлению иных социально-значимых обязательств государства перед другими гражданами;
- Российская Федерация при установлении объема, способов и форм возмещения вреда тем лицам, кто не имеет гражданства Российской Федерации и на территории Российской Федерации не проживает, вправе – исходя, в том числе, из финансовых возможностей государства, других социально-экономических факторов, а также особенностей правового статуса данной категории лиц, исходя из форм предоставляемых мер социальной поддержки, с учетом обязательств государства перед другими категориями социально незащищенных граждан - определять, следует ли (а если следует, то в какой форме) предоставлять им ( не гражданам РФ не проживающим на территории РФ) меры социальной поддержки, которыми обеспечиваются реабилитированные лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. Различия в объеме прав и возможностей у реабилитированных лиц, являющихся иностранными гражданами, применительно к пользованию льготами (мерами социальной поддержки) в зависимости от того, где они проживают - на территории Российской Федерации или за ее пределами, не является нарушением требования статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство всех перед законом и равенство прав и свобод человека и гражданина, а также ее статей 52 и 53, возлагающих на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью.
- размер возмещения вреда реабилитированным лицам определен законом РФ и в установленном этим законом порядке законами субъектов РФ. Предоставление возмещения вреда для реабилитированных лиц в большем размере, с учетом социально-экономической ситуации в РФ и наличия у РФ социальных обязательств перед иными социально незащищенными гражданами страны (обеспечение социальных гарантий инвалидов, ветеранов (участников) войн, лиц, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС и т. д.) действующим законодательством не предусмотрено. Определенные законом меры по компенсации реабилитированным лицам причиненного вреда производятся в установленном порядке, средства для возмещения, включая меры социальной поддержки в натуральном или денежном выражении, предусматриваются в соответствующих бюджетах РФ и субъектов РФ согласно законам об утверждении бюджетов на соответствующие годы, выделяются реабилитированным лицам, а также лицам, пострадавшим от политических репрессий. Указанные обстоятельства истцом не оспариваются, каких-либо доказательств обратного суду не представлены, судом не добыты.
Проверка соответствия Конституции РФ норм федеральных законов, в частности - отдельных положений ст. 6 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, подп. а) п. 1 ч. 1 ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» отнесено к компетенции Конституционного Суда РФ.
Решение Европейским судом по правам человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» не может быть принято судом в качестве основания для удовлетворения иска по следующим основаниям:
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней», с оговоркой и заявлениями. Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 5 мая 1998 г.
2. Согласно абз. 7 ст. 1 ФЗ РФ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» Российская Федерация в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipsofacto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации.
3. Согласно абз. 3 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Из материалов дела усматривается, что предполагаемое нарушение, на которое ссылается истец, имело место до 5 мая 1998г., следовательно, к этим правоотношениям в отношении РФ как государства- стороны правоотношения, неприменимы положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней, в том числе с учетом толкования и применения Европейского Суда по правам человека.
4. Суд считает, что юридически значимые обстоятельства, подлежащие установлению в рамках данного гражданского дела, не совпадают с юридически значимыми обстоятельствами, которые подлежали установлению и были установлены при вынесении решения Европейским судом по правам человека в рамках своей компетенции при рассмотрении дела по жалобе «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии», поскольку:
А) порядок и условия возмещения материального и морального вреда, причиненного гражданам Клаусу и Юрию Киладзе в результате политических репрессий на территории бывшего СССР, были определены Законом Грузии от 11.12.1997г. «О признании жертв политических репрессий и социальной защите репрессированы» ( вступил в силу с 01.01.1998г.), согласно ст. 9 которого «Лицу, подвергшемуся репрессиям в виде заключения под стражу, ссылки (…) размещения в спец.поселении или в психиатрическом учреждении, а также лицу, умершему в результате таких репрессий и впоследствии признанному жертвой политических репрессий, а также его наследнику первой степени может быть выплачена денежная компенсация, размер и правило выплаты которой устанавливает закон»;
Б) Согласно решению Европейского суда по правам человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» ни переходные положения, ни какие-либо другие положения закона Грузии от 11.12.1997г. «О признании жертв политических репрессий и социальной защите репрессированы» не определяют срок принятия законов, предусмотренных в п. 3 ст. 8 и в ст. 9 infine, приведенных выше. Эти законы до сих пор не существуют.
В) В своем решении Европейский суд по правам человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» указал на следующие установленные обстоятельства и толкование норм права:
- п. 53. Прежде всего, Суд вновь подчеркивает, что Конвенция не возлагает на государства-участники специального обязательства восстановить справедливость или возместить ущерб, нанесенный их предшественниками(Эрневайн (Ernewein) и другие против Германии (дек.), № 14849/08, 12 мая 2009 г.). Также ст. 1 Протокола № 1 не применяет к государствам-участникам никаких ограничений по свободе выбора приемлемых условий, для того, чтобы восстановить отнятое имущественное право или определить порядок, на основании которого они согласны возмещать вред или выплачивать компенсации (Фон Малтзан (vonMaltzan) и другие, вышеупомянутое Постановление, § 77);
- п. 71. Суд отмечает, что в данном деле именно отсутствие принятия необходимых текстов законов для определения размера и порядка выплаты компенсаций морального вреда препятствует эффективному осуществлению права, гарантированного ст. 1 Протокола № 1;
- п. 72. Суд исходит из принципа, что, поскольку бездействие грузинского государства основывается на Законе от 11 декабря 1997 г., который переносит принятие закона, предусмотренного в его ст. 9 infine, на более позднее время, ограничение права заявителей на уважение их права собственности допускается, в каком-то смысле, самим законом. По мнению Суда, для того, чтобы определить, обеспечили ли грузинские власти справедливый баланс между затронутыми интересами (см. п. 75 ниже), необходимо принять во внимание природу этого бездействия и ее последствия на предмет соответствия положениям, закрепленными в статье 1 Протокола № 1;
- п. 73. Таким образом, исходя из этого, Суд должен внимательно исследовать положения первой фразы первого параграфа ст. 1 Протокола № 1, а именно был ли сохранен справедливый баланс между общественными интересами и требованиями о защиты основополагающих прав личности. В частности, Суд должен проверить, понесли ли заявители непропорциональный и чрезмерный ущерб по причине бездействия государства-ответчика (Хуттен-Чапска против Польши [Hutten-Czapska v.Poland] [GC], жалоба № 35014/97, § 167 infine, ECHR 2006VIII). В этом отношении Суд напоминает, что для определения общественного интереса государства пользуются широкой свободой усмотрения. Однако эта свобода не безгранична и ее применение контролируется органами Конвенции (см., среди прочих, Алмейда Гарретт и др., вышеупомянутое решение, §§ 49 и 52);
- п. 75. В любом случае, даже предполагая, что в данном деле бездействие государства, выступающее как вмешательство или невмешательство (Бронёвски (Broniowski), вышеупомянутое, § 146), преследовало законную цель, ничто не позволяет Суду сделать вывод, что справедливое равновесие сохранялось между конкурирующими интересами индивидуумов и общества в целом. Особенно, Суд не видит причин, по которым государству не удалось в течение 11 лет предпринять малейшие шаги к началу процесса принятия закона, упомянутого в статье 9 infine Закона от 11 декабря 1997 г., т.е. определить количество заинтересованных лиц, осуществить экономические, финансовые и социальные исследования о заработках и убытках разных членов общества, затрагиваемые этим процессом, оценить причиненный ущерб каждой категории жертв, т.д. Государство само не предоставляет никаких убедительных и мотивированных аргументов, чтобы объяснить такую тотальную пассивность. Однако, когда существует вопрос общественной пользы, власти должны действовать своевременно, правильно и связанно (Бронёвски (Broniowski), вышеупомянутое решение, § 151 ;mutatismutandis, Бейелер (Beyeler) против Италии [GC], N 33202/96, §§ 110 infine и 120 infine, ECHR 2000I). Таким образом, по мнению Суда, как только грузинское государство сделало моральный и финансовый выбор в пользу своих граждан, преследуемых советским режимом, грузинскому государству надлежало, по меньшей мере, с момента вступления в силу Протокола № 1 в отношении Грузии, провести анализ и работу для того, чтобы заявители не пребывали в состоянии неизвестности в течение неопределенного периода времени, против чего у них нет эффективного внутреннего механизма. В дополнение к этому, государство, вероятно не готово начать такую работу, лишая, таким образом, заявителей пожилого возраста перспектив воспользоваться при жизни своим правом, которым их наделяет ст. 9 Закона от 11 декабря 1997 г.;
- п. 76. При таких обстоятельствах Суд делает вывод, что вменяемое государству в вину многолетнее, тотальное бездействие, мешающее заявителям эффективно воспользоваться в разумный срок правом на компенсацию морального вреда, накладывает несоразмерное и чрезмерно тяжелое бремя на заявителей, которое не может быть оправдано предполагаемым законным общезначимым интересом, о котором заявляют власти (см. п. 74 выше);
- п. 77. Следовательно, имеет место нарушение ст. 1 Протокола № 1;
- п. 85. При таких обстоятельствах Суд считает, что общие меры на национальном уровне, без сомнения, обязательны в рамках исполнения данного решения. Необходимо в срочном порядке принять законодательные, административные и бюджетные меры к тому, чтобы лица, подпадающие под положения ст. 9 Закона от 11 декабря 1997 г., могли эффективно пользоваться своими правами, гарантированными данной нормой.
- п. 90. Что касается морального вреда, Суд не сомневается в том, что по причине длительного состояния неопределенности вследствие упомянутого нарушения прав заявители, жертвы политических репрессий, которым соответственно 83 года и 81 год, несомненно испытывали моральный ущерб, и простого признания факта нарушения их прав, фигурирующего в данном решении, недостаточно для устранения последствий ущерба. Вследствие чего Суд считает, что если необходимые меры (законодательные и другие), упомянутые в п. 85, не будут приняты, то государство-ответчик должно выплатить 4 тыс. евро в качестве возмещения за моральный вред каждому из заявителей в течение шести месяцев с момента вступления решения в силу в соответствии с п. 2 статьи 44 Конвенции.
Г) Решением Европейского суда по правам человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» постановлено шестью голосами против одного,(a) что в случае, если необходимые (законодательные и другие) меры, упомянутые в п. 85 Постановления, не будут приняты, государство-ответчик должно выплатить каждому заявителю в течение шести месяцев со дня вступления постановления в законную силу в соответствии с п. 2 ст. 44 Конвенции, следующие суммы, конвертированные в грузинские лари по валютному курсу на день выплаты: i. 4 тыс. евро (четыре тысячи евро) на возмещение морального вреда; ii. любой налог, начисляемый на вышеуказанные суммы;
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства, послужившие основанием вынесения решения Европейского суда по правам человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии», суд считает, что основанием для принятия указанного решения послужило то, что приняв закон Грузии от 11.12.1997г. «О признании жертв политических репрессий и социальной защите репрессированы» и законодательно признав право граждан Грузии, пострадавших от политических репрессий на территории бывшего СССР, на получение компенсации морального вреда, Грузия этим же законом установил, что размер и правило выплаты компенсации устанавливает другой закон, при этом такой закон не был принят, никаких мер по принятию такого закона государство Грузия не предпринимало в течении 11 лет, государство Грузия не предприняло никаких действий, чтобы определить количество заинтересованных лиц, осуществить экономические, финансовые и социальные исследования о заработках и убытках разных членов общества, затрагиваемые этим процессом, оценить причиненный ущерб каждой категории жертв, т.д.; в решении Европейского суда по правам человека прямо указана позиция суда, согласно которому государство Грузия вероятно не готово начать такую работу, лишая, таким образом, заявителей пожилого возраста перспектив воспользоваться при жизни своим правом, которым их наделяет ст. 9 Закона от 11 декабря 1997 г.; указанные нарушения прав Европейским судом по правам человека были оценены как нарушение ст. 1 Протокола № 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом Европейский суд по правам человека в своем решении прямо указал, что Конвенция не возлагает на государства-участники специального обязательства восстановить справедливость или возместить ущерб, нанесенный их предшественниками. Также ст. 1 Протокола № 1 не применяет к государствам-участникам никаких ограничений по свободе выбора приемлемых условий, для того, чтобы восстановить отнятое имущественное право или определить порядок, на основании которого они согласны возмещать вред или выплачивать компенсации. Таким образом, Европейский суд по правам человека подтверждает суверенитет государства при определении своих обязательств при причинении вреда правопредшественниками, государство свободно в выборе механизмов, порядка и условий восстановления нарушенных имущественных и/или неимущественных прав.
Порядок и условия реабилитации жертв политических репрессий в Российской Федерации определены законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (с последующими изменениями и дополнениями), принятыми во исполнение норм этого закона постановлениями Правительства РФ, законами субъектов РФ, определившими конкретные меры социальной поддержки реабилитированных лиц. Вышеуказанными законодательными актами определены круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, и лиц, пострадавших от политических репрессий, а также порядок реабилитации и ее общие правовые последствия, в том числе компенсации имущественного и неимущественного вреда, меры социальной поддержки и т. п. Законодательно определенные РФ компенсации и меры социальной поддержки обеспечиваются РФ и субъектами РФ финансово, путем выделений соответствующих бюджетных средств, законодательно закрепленных в соответствующих законах о бюджете РФ и субъектов РФ на очередной год и на плановый период. Истец не оспаривает исполнения обязательств государства по выполнению законодательно предусмотренных мер компенсации реабилитированным жертвами политических репрессий.
Исходя из вышеуказанного в совокупности, суд считает, что требование истца взыскать с ответчика моральный вред в сумме 160 тысяч рублей (сто шестьдесят тысяч рублей) – эквивалент 4000 Евро, - не обосновано, не доказано и не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Цуцкаревой Э.Р. к Правительству РФ о возмещении морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Пресненский районный суд г. Москвы в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Федеральный судья Садовова Ю. В.