РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2011 года Пресненский районный суд г. Москвы в составе председательствующего федерального судьи Жребец Т. Е., при секретаре Петровой С. Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5344/2011 по иску Пресненского межрайонного прокурора г. Москвы в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ЮКА», 3-лицо Управа Пресненского района города Москвы об обязании оснастить специальными приспособлениями и оборудованием помещение для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан,
у с т а н о в и л :
Истец в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику об обязании оснастить специальными приспособлениями и оборудованием помещение для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, мотивируя свои требования тем, что Пресненской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего права инвалидов ООО «ЮКА» при эксплуатации здания, расположенного по адресу: Адрес Данная организация на основании свидетельства о праве на недвижимое имущество и сделок с ними от Дата обладает правом собственности на указанное помещение, в котором располагаются рестораны: ..., которые имеют разные входные группы. Согласно акту проверки обследования доступности маломобильных групп населения членами рабочей группы помещения, расположенного по вышеуказанному адресу, установлено, доступность в указанное помещение инвалидам на кресле-коляске, инвалидам-опорникам, инвалидам с поражением зрения, не обеспечена. Пандусами и поручнями при входе в здание указанный объект не оснащен.
06.12.2011 г. истец в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил предмет иска, просил обязать ООО «ЮКА» в ресторанах: ...», расположенных по адресу: Адрес нанести визуальную информацию для обеспечения доступа в помещения инвалидов с нарушением зрения (круги на дверях снаружи, информационные таблички расположения санитарных комнат внутри); обустройство доступа инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата к санитарно-гигиеническим помещениям (оборудование туалета с поручнями), установка поручней для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, обеспечивающих доступ в помещение ресторанов (трехуровневые перила с внешней стороны); обустройство пологого спуска для доступа инвалидов на кресле-коляске от входной двери ресторанов до границы прилегающего земельного участка ( п. 3.29 СНиП 35-01-2001); обустройство специальных приспособлений для обеспечения доступа инвалидов на кресле –коляске в помещение ресторана.
В судебном заседании представитель истца Трембачева П. А., просила суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «ЮКА» по доверенности Латушкин Е. Н., возражал против удовлетворения иска, представил письменные пояснения относительно исковых требований, которые были приобщены к материалам дела.
В судебное заседание представитель третьего лица Управы Пресненского района г. Москвы извещен надлежащим образом путем направления судебной повестки, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица Управы Пресненского района г. Москвы.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 03.02.2009г. ответчик является собственником помещения, расположенного по адресу: Адрес (л.д. 6).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии со ст. 5 Закона г. Москвы от 17.01.2001 г. №3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» органы исполнительной власти Москвы, органы местного самоуправления, предприятия и организации, независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, создают условия для доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам и беспрепятственного их передвижения в городе. В случаях невозможности выполнения в полном объеме требований нормативно - технических документов по приспособлению для маломобильных граждан действующих объектов, собственниками и балансодержателями таких объектов по согласованию с органами исполнительной власти Москвы и органами власти районов должны осуществляться все мероприятия, архитектурно возможные для исполнения.
Окончательное решение о невозможности выполнения в полном объеме требований по доступности инвалидов без посторонней помощи к каждому конкретному объекту может быть вынесено только судом.Органы исполнительной власти Москвы, административных округов и местного самоуправления, при необходимости, могут разрабатывать мероприятия или отдельные целевые программы по созданию условий беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов к действующим объектам.
Финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего Закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы для маломобильных граждан, несут собственники и балансодержатели указанных объектов.
Согласно п. 12.4 Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» на 2007-2009 г.г., утвержденной постановлением Правительства города Москвы от 24.04.2007г. № 319 –ПП, созданы постоянно действующие рабочие группы в управах районов города Москвы с участием инвалидов и их общественных организаций для контроля за ходом работ по приспособлению для нужд инвалидов расположенных на территории района объектов общественной инфраструктуры (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), а также для осуществления мониторинга в этой области.
Как усматривается из акта обследования объекта нового строительства, реконструкции, капитального ремонта на предмет приспособления его для беспрепятственного доступа инвалидами и другими маломобильными группами населения от 23.09.2010г. при осмотре ресторана ... расположенного в помещении по адресу: Адрес установлено, что прилегающая территория для инвалидов с нарушением слуха и с нарушением зрения не оснащена, подход к двери для инвалидов на кресле коляске невозможен, для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарат, с нарушением слуха, с нарушением зрения доступность не обеспечена. Мероприятий по обеспечению путей движения внутри здания для инвалидов на кресле-коляске, с нарушением слуха, с нарушением зрения не проведено, наземная стоянка не предусмотрена (л.д.11-13).
Как видно из акта обследования объекта нового строительства, реконструкции, капитального ремонта на предмет приспособления его для беспрепятственного доступа инвалидами и другими маломобильными группами населения от 27.09.2010г. при осмотре ресторана ... расположенного по адресу: Адрес части приспособления объекта к беспрепятственному доступу и пользованию инвалидами и другими маломобильными группами населения, прилегающая территория для инвалидов с нарушением слуха и для инвалидов с нарушением зрения не оснащена, для инвалидов на кресле-коляске, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха, с нарушением зрения подход к двери не обеспечен, пути движения внутри здания для инвалидов на кресле-коляске, с нарушением слуха, с нарушением зрения не доступны, наземная автостоянка не предусмотрена.
Истцом направлялись ответчику предписание от 09.08.2010г. с требованием проработать вопрос обеспечения доступности указанного помещения для доступа маломобильных групп граждан (л.д. 10, л.д. 14). Однако до настоящего момента установленные нарушения ответчиком не устранены.
Согласно ст. 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, к которым в том числе относится присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика, изложенные в письменных пояснениях относительно искового заявления о том, что замечаний к ООО «ЮКА» относительно эксплуатации им указанного здания не поступало.
Ответчиком, в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ суду не представлено доказательств исполнения требований нормативных актов, также как не представлено доказательств о невозможности выполнения в полном объеме требований по доступности маломобильных групп населения в помещения ответчика.
При указанных обстоятельствах суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Обязать ООО «ЮКА» в ресторанах: ... расположенных по адресу: Адрес нанести визуальную информацию для обеспечения доступа в помещения инвалидов с нарушением зрения (круги на дверях снаружи, информационные таблички расположения санитарных комнат внутри); обустройство доступа инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата к санитарно-гигиеническим помещениям (оборудование туалета с поручнями), установка поручней для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, обеспечивающих доступ в помещение ресторанов (трехуровневые перила с внешней стороны); обустройство пологого спуска для доступа инвалидов на кресле-коляске от входной двери ресторанов до границы прилегающего земельного участка ( п. 3.29 СНиП 35-01-2001); обустройство специальных приспособлений для обеспечения доступа инвалидов на кресле –коляске в помещение ресторана.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд течение 10 дней.
Судья: Жребец Т. Е.