РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Преображенский районный суд г. Москвы в составе: председательствующего федеральной судьи Ульяновой О.В.,
при секретаре –Железновой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Лукьяновой Т.П. к ДЖП и ЖФ г.Москвы, и 3-му лицу Управлению Росреестра по Москве о признании права собственности на квартиру в порядке наследования по закону
УСТАНОВИЛ:
Лукьянова Т.П. обратилась в суд с иском к ДЖП и ЖФ г.Москвы, и 3-му лицу Управлению Росреестра по Москве о признании права собственности на квартиру в порядке наследования по закону, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее племянник Зенков А.В., который в браке не состоял, детей и переживших его родителей не имел, завещание не оформлял.
ДД.ММ.ГГГГ Зенковым А.В. был заключен договор передачи (приватизации) квартиры по адресу: <адрес>, указанный договор был зарегистрирован в Управлении Росреестра по Москве, но право собственности Зенкова А.В. на указанную квартиру было зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после его смерти.
Наследники 1 и 2 очереди к наследству Зенкова А.В. отсутствуют, в связи с чем она является наследником Зенкова А.В. 3 очереди на основании ст. 1144 ГК РФ.
В установленном законом порядке нотариусу <адрес> Русаковой Е.П. ею было подано заявление о вступлении в наследство, было открыто наследственное дело №, но в выдаче свидетельства о праве на наследство к имуществу Зенкова А.В. в виде квартиры по адресу: <адрес> ей нотариусом было отказано, поскольку регистрация права собственности наследодателя на указанную выше квартиру в ЕГРП была совершена после его смерти.
В соответствие со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования наследника обстоятельство наступления смерти наследодателя до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации такого договора, если наследодатель подал заявление о приватизации и необходимые для этого документы, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения и не отозвал свое заявление. В этом случае такое жилое помещение подлежит включению в наследственную массу и требования наследника подлежат удовлетворению.
Поскольку Зенков А.В. подал заявление о приватизации и необходимые для этого документы, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес> не отозвал свое заявление, при этом документы на регистрацию его права собственности были сданы при его жизни в Управление Росреестра по Москве, но по не зависевшим от него причинам регистрация его права была осуществлена только ДД.ММ.ГГГГ, уже после его смерти, а в приватизации квартиры ему не могло быть отказано, истица считает, что указанная квартира должна быть включена в состав наследственной массы, поскольку входит в нее, и за ней может быть признания право собственности на нее в порядке наследования по закону, о чем и просит суд.
Истица в суд явилась, иск поддержала и просила его удовлетворить.
Представители ДЖП и ЖФ г.Москвы в суд не явились, просят слушать дело в их отсутствие, при этом один из представителей ответчика вопрос истца оставил на усмотрение суда, а в торой представитель ответчика просил в иске истцу отказать.
Представитель 3-го лица – Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, считает иск истца обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер Зенков А.В., который в браке не состоял, детей и переживших его родителей не имел, завещание не оформлял.
ДД.ММ.ГГГГ Зенковым А.В. был заключен договор передачи квартиры по адресу: <адрес> за №-У11018. Указанный договор был зарегистрирован в Управлении Росреестра по Москве, но право собственности Зенкова А.В. на указанную квартиру было зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после его смерти, имевшей место ДД.ММ.ГГГГ.
Истица является наследником умершего по закону 3 очереди, поскольку приходится умершему наследодателю тетей.
В установленном законом порядке истица обратилась к нотариусу г. Москвы Русаковой Е.П. с заявлением о принятии наследства, нотариусом было открыто наследственное дело № к имуществу умершего Зенкова А.В., но в выдаче свидетельства о праве на наследство к имуществу Зенкова А.В. в виде квартиры по адресу: <адрес> истцу нотариусом было отказано, поскольку регистрация права собственности наследодателя на указанную выше квартиру в ЕГРП была совершена после его смерти.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела: заявлением о приватизации квартиры, договором передачи квартиры в собственность, свидетельством о смерти Зенкова А.В., свидетельством о регистрации права на имя Зенкова А.В., документами о рождении истца, справкой о регистрации брака истца, в результате чего была произведена смена фамилии истца с Сусловой на Лукьянову, свидетельством о рождении Зенкова А.В., матерью которого была Зенкова (до брака Суслова) Елена Петровна, свидетельством о рождении матери Зенкова А.В. Сусловой Е.П., после брака Зенковой Е.П., что подтверждается справкой о регистрации брака.
При этом как установлено судом и следует из материалов дела, по день смерти Зенков А.В. не менял своего намерения приватизировать квартиру, заявление на приватизацию не отзывал, что подтверждается материалами регистрационного дела по регистрации договора передачи квартиры в его собственность. При заключении договора приватизации между сторонами договора были достигнуты соглашения по всем пунктам договора передачи квартиры в собственность, однако регистрация договора была произведена после смерти Зенкова А.В. по независящим от него причинам.
Как разъяснено в п.8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ “О некоторых вопросах применения судами Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в РФ”, исходя из смысла ст. ст. 1-2 указанного закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Никаких препятствий со стороны закона для приватизации Зенковым А.В. квартиры не было. Зенков А.В. выразили свою волю на приватизацию квартиры, в том числе в доверенности, выданной для приватизации квартиры, а его представители по доверенности выполнили все необходимые с их стороны действия, направленные на заключение сделки, работники ДЖП и ЖФ г.Москвы приняли документы и заключили с ними договор передачи квартиры в собственность, а в последствии договор был сдан на государственную регистрацию. Но регистрация договора по независящим от сторон договора причинам была произведена в ГУ ФРС по Москве только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после смерти Зенкова А.В.
В соответствии с п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано».
Исходя из данного пункта постановления включение в наследственную массу жилого помещения возможно, если гражданин подал заявление о приватизации и необходимые для этого документы, но умер до оформления договора или до его регистрации. В данном случае представитель Зенкова А.В., наделенный наследодателем всеми полномочиями по приватизации квартиры, будучи уполномоченным наследодателем приватизировать его квартиру, подавал заявление на приватизацию квартиры на имя Зенкова А.В. и оформил все необходимые для этого документы, заключил договор передачи квартиры в собственность Зенкова А.В., при этом Зенков А.В. заявление о передаче ему квартиры в собственность не отзывал, расторгнуть договор передачи не просил, а регистрация сделки в Управлении Росреестра не была оформлена при жизни Зенкова А.В. по независящим от него причинам, в силу его смерти, наступившей ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В соответствии со ст. 7 Закона РФ “ О приватизации жилищного фонда в РФ” нотариального удостоверения сделки приватизации не требуется.
Договор передачи квартиры в собственность Зенкова А.В. в установленном законом порядке ответчиком оспорен не был, требование о признании его недействительным или ничтожным ответчиком к истцу, как к наследнику и правопреемнику умершего, не предъявлялось.
На основании вышеизложенного, учитывая, п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также то обстоятельство, что требование о признании договора передачи квартиры в собственность Зенкова А.В. на спорную квартиру недействительными или ничтожными к истцу, как к наследнику и правопреемнику умершего, ответчиком не предъявлялось, учитывая также, что в приватизации квартиры Зенкову А.В. отказано быть не могло, учитывая, что Зенков А.В. свою волю на приватизацию квартиры по день смерти не менял, суд считает, что отсутствие факта регистрации указанного выше договора на момент смерти Зенкова А.В., и регистрация его после смерти Зенкова А.В., не являются основаниями к отказу истцу в иске.
Таким образом суд считает что спорная квартира должна включаться и входит в состав наследственного имущества Зенкова А.В., а следовательно истица вправе ее наследовать и соответственно ставить вопрос о признании за ней права собственности на спорную квартиру в порядке наследования по закону, поскольку из материалов дела и материалов наследственного дела усматривается, что истец, являясь единственным наследником умершего наследодателя по закону, своевременно обратился за принятием наследства, открывшегося после смерти Зенкова А.В.
На основании изложенного, ст.ст.218, 1110- 1116, 1144, 1152-1154 ГК РФ, и руководствуясь ст.ст.30, 55-56, 61, 67-68, 71, 98, 194-198 ГПК РФ, ст.ст.333.19-333.20, 333.36, 333.40 Налогового Кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать за Лукьяновой Т.П. в порядке наследования по закону право собственности на квартиру по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ