Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Москва
Преображенский районный суд г. Москвы в составе председательствующего федерального судьи Хуснетдиновой А.М.
при секретаре Лакеевой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Юго-Восточного административного округа в интересах неопределенного круга лиц к Организация1 о признании незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр, осуществляемую Организация1 обязании Организация1 прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр по адресу: <адрес>
Установил:
Прокурор Юго-Восточного административного округа обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Организация1 и просит суд признать незаконной деятельность по организации и проведению азартных игр, осуществляемую Организация1 обязать Организация1 прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр по адресу: <адрес>, указывая на нарушение ответчиком требований закона «О лотереях».
Прокурор ЮВАО г. Москвы в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в его отсутствии.
Представитель ответчика Организация1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки суду не представил, в связи с чем суд считает возможным рассматривать дело в отсутствии ответчика.
Суд, изучив материалы дела, находит требования искового заявления не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Юго-Восточного административно округа г. Москвы проведена проверка соблюдения требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в нежилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> по результатам которой составлен соответствующий акт.
На основании договора субаренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Организация2 и Организация1 нежилое помещение по вышеуказанному адресу занимает Организация1 (л.д. 31-32).
Из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в помещении, занимаемом Организация1 установлено 65 электронных аппаратов с монитором и клавиатурой (л.д. 18-22).
Из договора № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Организация1 проводит стимулирующую лотерею «Поймай удачу!», организатором которой является Организация3. Лотерея проводится в рамках реализации продукции с товарным знаком <данные изъяты> ручки по цене 1000 руб., спички по цене 100 руб., зажигалки по цене 500 руб. (л.д. 24-29).
Данная лотерея внесена в Государственный реестр всероссийских лотерей за номером №.
В соответствии с представленными Организация1 условиями лотереи, срок ее проведения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; способ проведения: безтиражная, негосударственная, стимулирующая лотерея, проводимая в обычном режиме.
Как установлено судом из акта проверочной закупки от ДД.ММ.ГГГГ и иных материалов проверки, фактически предоставляемые Организация1 услуги в помещении по указанному адресу заключаются в следующем.
Клиент занимает один из расположенных в зале аппаратов, которые представляют собой модернизированные игровые автоматы. В случае, если аппарат имеет заблокированный купюроприемник, он передает денежные средства сотруднику игрового зала, который с использованием ключа активирует количество очков (кредитов), пропорционально указанной сумме, и клиент самостоятельно осуществляет их розыгрыш. В случае, если используется аппарат с активным купюроприемником, денежные средства опускаются непосредственно в аппарат.
Каких-либо чеков, предметов, товаров клиенту не выдается.
Управление программой, загруженной в данное модернизированное оборудование, осуществляется клиентом аналогично игровому автомату.
Участником (клиентом клуба) делаются ставки, от величины которых в конечном итоге зависит сумма выигрыша. При этом на экранах в активном режиме происходит движение графических изображений, выстраивающихся в различные комбинации.
Розыгрыш производится многократно для одного конкретного посетителя, путем игры на электронном оборудовании.
Выигрыш обналичивается через кассу зала, при этом, если аппарат без купюроприемника, сотрудник зала с помощью имеющегося у него ключа от автомата обнуляет игровые очки (кредиты к игре).
Суд полагает, что описанная деятельность Организация1 противоречит следующим требованиям федерального законодательства.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О лотереях» от 11.11.2003 № 138-ФЗ лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях» розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования.
В соответствии с условиями проведения стимулирующей лотереи «Поймай удачу!» (п. 6.3) розыгрыш призов осуществляется Организатором Лотереи.
Вместе с тем деятельность Организация1 которое не является организатором лотереи, организована таким образом, что розыгрыш осуществляется клиентом самостоятельно.
Организационно-технологического описания лотереи, в том числе в части розыгрыша лотерейного билета при помощи модифицированного игрового оборудования (автомата), представленные условия проведения стимулирующей лотереи «Поймай удачу!» в нарушение требований п. 8 ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О лотереях» от 11.11.2003 № 138-ФЗ, не содержат.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона «О лотереях» лотерея в зависимости от технологии ее проведения подразделяется на лотерею, проводимую в режиме реального времени и в обычном режиме.
Условиями стимулирующей лотереи «Поймай удачу!» предусмотрено проведение лотереи в обычном режиме, в связи с чем сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи должны осуществляться поэтапно.
Признак поэтапности в описанной выше деятельности Организация1 отсутствует.
Вместе с тем проведение лотереи в режиме реального времени, при которой договор об участии в лотерее заключается сторонами путем обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи, позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора, и с помощью которого проводятся розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксация и передача информации о результатах такого розыгрыша, согласно ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Закона размер выигрышей определяется организатором лотереи в её условиях (в процентах от выручки от проведения лотереи), условия лотереи помимо прочего должны включать размеры лотерейных ставок.
В данном случае информация о призовом фонде организатора лотереи в условиях проведения лотереи отсутствует.
Каждый раз, опуская деньги в купюроприемник, либо отдавая оператору-кассиру деньги, игрок получает возможность делать новые ставки. Таким образом, максимальная сумма выигрыша практически не ограничена. Предугадать количество лиц, которые примут участие в лотерее, а также сумму их выигрыша невозможно, следовательно, невозможно заранее определить размер призового фонда.
Кроме того, в силу п. 3 ст. 3 Федерального закона «О лотереях» стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы.
Как следует из материалов проверки, продажа ручек, зажигалок и спичек, а также побуждение граждан приобрести в дальнейшем данные товары не является основной целью деятельности Организация1 по адресу: <адрес> Организация1 фактически кредитует игрока для игры на оборудовании, не принимая непосредственного участия в розыгрыше призового фонда.
Услуга оказывается в такой форме, которая в значительной степени связана с риском и азартом для клиентов.
Риск состоит в том, что в зависимости от количества оплаченных подарочных очков игрок может лишиться значительной суммы денежных средств, либо увеличить вложение.
Денежные суммы не разыгрываются поэтапно среди посетителей, каждый игрок после оплаты незамедлительно получает возможность либо выиграть персональную денежную сумму либо проиграть собственные денежные средства безотносительно к другим игрокам, выдача выигрыша производится на месте.
Данное обстоятельство, а также непосредственный контакт посетителя с оборудованием, внешне и по способу управления не отличающимся от игрового (наличие клавиатуры, монитора, игровая плата, содержащая скрытые алгоритмы и программы, купюропиемник), способствуют проявлению у посетителей основных признаков азарта: увлеченности и нетерпения.
Таким образом, деятельность Организация1 не может быть квалифицирована как проведение лотереи и не соответствует требования закона «О лотереях» от 11.11.2003 № 138-ФЗ.
С учетом вышеуказанных признаков общество осуществляет деятельность по проведению азартных игр под видом стимулирующей лотереи.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации,
В соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны (Алтайский край, Приморский край, Калининградская область, Краснодарский край и Ростовская область).
Статья 13 указанного Федерального закона предусматривает обязательность получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, то есть выдаваемого в соответствии с настоящим Федеральным законом документа, предоставляющего организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений.
Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны.
Требованиями ст. 16 Федерального закона № 244-ФЗ установлено, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, вправе продолжить свою деятельность до ДД.ММ.ГГГГ без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Организация1 осуществляет свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации - города Москвы, который не входит в перечень игорных зон, предусмотренных Федеральным законом № 244-ФЗ. Таким образом, разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне Организация1 не может быть получено и деятельность Организация1 в которой усматриваются признаки деятельности по организации и проведении азартных игр на территории г. Москвы, может осуществляться организацией лишь в нарушение требований законодательства, т.е. без надлежащего разрешения (лицензии).
Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Деятельность Организация1 по организации и проведению азартных игр направлена на систематическое получение прибыли от оказания посетителям указанных услуг на модифицированном игровом оборудовании, то есть является предпринимательской деятельностью.
Таким образом, Организация1 осуществляет деятельность запрещенную законом.
Из положений ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ следует, что целью указанного Федерального закона является защита нравственности, прав и законных интересов граждан. Соответственно несоблюдение требований данного закона, в частности организация и проведение азартных игр за пределами специально созданных игорных зон, нарушает права неопределенного круга, лиц.
Таким образом, оценив представленные по делу доказательств в их совокупности, принимая во внимание, что игорный бизнес представляет собой реальную угрозу развитию духовного воспитания и нравственного развития нации, учитывая, что незаконной деятельностью Организация1 нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, суд полагает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлины, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска, в размере 200 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить.
Признать незаконной деятельность по организации и проведению азартных игр, осуществляемую Организация1 по адресу: <адрес>
Обязать Организация1 прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр по адресу: <адрес>
Взыскать в Организация1 в доход государства госпошлину в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.
Федеральный судья Хуснетдинова А.М.