О назначении досрочной трудовой пенсии по старости



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Москва

Преображенский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Хуснетдиновой А.М.,

с участием адвоката Филиной Т.Н.,

при секретаре Лакеевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Петрова И.Б. к ГУ – Главному управлению Пенсионного фонда РФ № по г. Москве и Московской области об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, проработавшему не менее 15 лет в качестве спасателя в профессиональных аварийно-спасательных службах и участвовавшему в ликвидации чрезвычайных ситуаций

Установил:

Истец Петров И.Б. обратился в суд с иском к ГУ – Главному управлению Пенсионного фонда РФ № по г. Москве и Московской области, просил обязать Ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, проработавшему не менее 15 лет в качестве спасателя в профессиональных аварийно-спасательных службах и участвовавшему в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Свои требования истец мотивировал тем, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа работы, дающего право на досрочное назначение пенсии.

Из стажа были исключены периоды работы в следующих должностях: медбрат в маневренно-поисковой группе №, старший медбрат центральной спасательной станции, медбрат, старший медбрат на спасательной станции <данные изъяты> инспектор в участке водного надзора, ведущий специалист по профилактике, методист, спасатель в аварийно-спасательном отряде, спасатель-водолаз на спасательной станции <данные изъяты> Московской городской поисково-спасательной службы Правительства Москвы (ГУ-Государственной инспекции по маломерным судам Правительства Москвы, Спасательной службы города Москвы) с ДД.ММ.ГГГГ по 15. 06.1998 г. (08 лет 06 месяцев 10 дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 года 06 месяцев 15 дней), спасатель-медик в поисковом спасательном отряде № Агентства по обеспечению мероприятий гражданской защиты Северо-Западного административного округа г. Москвы (Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям СЗАО г. Москвы) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 года 05 месяцев 01 день), спасатель на спасательной станции <данные изъяты> заместитель начальника поисково-спасательной станции <данные изъяты> Московской городской поисково-спасательной службы Правительства Москвы (ГУ - Государственной инспекции по маломерным судам Правительства Москвы, Спасательной службы города Москвы) с. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (04 года 02 месяцев 29 дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 10 месяцев 23 дня), так как указанные службы не являются структурными подразделениями Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а кроме того наименование должностей не предусмотрены Перечнями должностей и специальностей работников постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

Всего из подсчета стажа работы в качестве спасателя было исключено (календарно) 18 лет 02 месяца 19 дней.

Истец считает необоснованным исключение из стажа периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Истец в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя по ордеру и доверенности – адвоката Филиной Т.Н., которая в судебном заседании исковые требования уточнила, просила обязать ГУ Главного управления Пенсионного фонда РФ № по г. Москве и Московской области назначить трудовую пенсию по старости Петрову И.Б. с ДД.ММ.ГГГГ, просила иск удовлетворить.

Представитель Ответчика по доверенности Залесская И.С. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, доводы, изложенные в письменном отзыве на иск поддержала.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Петров И.Б. обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа работы, дающего право на досрочное назначение пенсии (л.д. 89-92).

Истец оспаривает данное решение в части исключения из стажа следующих периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Периоды работы Петрова И.Б. с ДД.ММ.ГГГГ по 15. 06.1998 г. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относятся к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий спасателям.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В связи с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, к правоотношениям по пенсионному обеспечению Петрова И.Б. в период с 1989 г. по 2001 г. включительно подлежат применению положения Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшему до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», спасатели, постоянно трудившиеся в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавшие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, имели право на пенсию за выслугу лет, которая предоставлялась ранее достижения общего пенсионного возраста независимо от ведомственной подчиненности этих служб и формирований (пункт «л» части первой статьи 12 и статья 78.2).

Судом установлено, что согласно записям № в трудовой книжке № Петров И.Б. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в профессиональных аварийно-спасательных формированиях: маневренно-поисковой группе, спасательной станции «Карамышево», спасательной станции <данные изъяты> спасательной службы г. Москвы (ДД.ММ.ГГГГ переименованной в ГИМС г. Москвы).

До введения в действие Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» правовое регулирование профессионального статуса спасателя фактически отсутствовало, что подтверждается ответом на запрос МГПСС ГУ МЧС по г. Москве, согласно которому Петров И.Б. в период с 1990 г. по 1993 г. фактически осуществлял деятельность спасателя, профессия «спасатель» в общеотраслевых квалификационных характеристиках должностей руководителей, специалистов и служащих не числилась (л.д. 118). В связи с изложенным, суд находит необоснованным исключение из стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 5 месяцев 15 дней). При этом суд признает обоснованным исключение из стажа периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.к. Петровым И.Б. не представлено доказательств работы в качестве спасателя в указанный период времени.

Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исключены Петрову И.Б. из стажа необоснованно.

Как установлено в судебном заседании, на момент перевода Петрова И.Б. спасателем-водолозам 1 класса на спасательную станцию <данные изъяты> (запись № в трудовой книжке №) его стаж работы в качестве спасателя не мог быть менее 6 (шести) лет в связи с тем, что согласно п. 10 раздела II квалификационных требований и методических рекомендаций по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 124) квалификация спасатель первого класса могла быть присвоена только спасателю (гражданину, прошедшему обучение по программам подготовки спасателей и аттестованному на проведение аварийно - спасательных работ), имеющему стаж работы спасателем 2 класса не менее 2-х лет, спасателем 3-го класса не менее 2-х лет, спасателем не менее 2-х лет.

Оснований для исключения из стажа Петрову И.Б. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 года 06 месяцев 15 дней) в качестве спасателя аварийно-спасательного отряда, спасателя-водолаза 1 класса на спасательной станции «Строгино» не имеется, поскольку согласно п. 11 Распоряжения Мэра Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №-РМ «О создании Московской городской поисково-спасательной службы» и приложению № к нему аварийно-спасательный отряд и спасательная станция «Строгино» входили в систему Московской городской поисково-спасательной службы, которая на основании п. 1 ст. 1 ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от ДД.ММ.ГГГГ N 151-ФЗ являлась аварийно-спасательной службой.

Периоды работы Петрова И.Б. спасателем-медиком в поисково-спасательном отряде № УГО и ЧС СЗАО г. Москвы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, спасателем на поисково-спасательной станции <данные изъяты> Московской городской поисково-спасательной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (04 года 02 месяца 29 дней), заместителем начальника поисково-спасательной станции <данные изъяты> Московской городской поисково-спасательной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исключены из стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с тем, что указанные службы не являются структурным подразделением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Указанные периоды работы исключены необоснованно по следующим основаниям.

Поисково-спасательный отряд №9 УГО и ЧС СЗАО г. Москвы в соответствии с п. 4 Положения о поисково-спасательной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Приказом МЧС от ДД.ММ.ГГГГ N 32 «Об утверждении Положения о поисково-спасательной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» являлся региональным поисково-спасательным отрядом и входил в систему поисково-спасательной службы МЧС России. Поэтому период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Признавая необоснованным исключение из стажа работы периодов ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд исходит из следующего.

Согласно п. 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему: территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Согласно п. 4 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденного Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Главное управление МЧС России входит в систему МЧС России и подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Согласно п. 77 указанного приказа Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве включено в перечень территориальных органов МЧС.

Московская городская поисково-спасательная служба, в состав которой входит поисково-спасательная станция «Карамышево» образованная на основании Распоряжения Мэра Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №, включена в систему сил и средств ГУ МЧС по г. Москве, руководство деятельностью московской городской поисково-спасательной службой осуществляет ГУ МЧС по Москве (Постановление Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №

В периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, c ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Петров И.Б., несмотря на различные наименования должностей, работал в качестве спасателя, участвовал в ликвидации последствий таких чрезвычайных ситуаций как взрывы жилых домов на <адрес>, тушении пожара на <данные изъяты>, <данные изъяты>, метро <данные изъяты> и др. что подтверждено имеющимися в деле книжкой спасателя с продолжением и вкладышем в нее (л.д. 27-36, 37-77, 78-88).

На основании изложенного, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что из стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Петрову И.Б. необоснованно были исключены следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, c ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что календарно составляет 17 лет 10 месяцев 25 дней. Данные периоды суд полагает подлежащими включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Учитывая, что при включении вышеуказанных периодов в льготный стаж, у истца образуется необходимый 15-летний стаж для назначения досрочной, суд приходит к выводу, что истец приобрел право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

В силу ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях», пенсия истцу подлежит назначению с даты обращения в пенсионные органы, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, с ответчика в пользу истца в соответствии со ст.98 ч.1 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск удовлетворить.

Признать решение комиссии по пенсионным вопросам ГУ - ГУ ПФР № по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении Петрову И.Б. досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.

Обязать Государственное Учреждение – Главное Управление Пенсионного фонда № по г. Москве и Московской области включить Петрову И.Б. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, c ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать Государственное Учреждение – Главное Управление Пенсионного фонда № по г. Москве и Московской области назначить Петрову И.Б. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного Учреждения – Главное Управление Пенсионного фонда № по г. Москве и Московской области в пользу Петрова И.Б. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение10 дней в кассационном порядке Московский городской суд со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.

Судья Хуснетдинова А.М.