О признании незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2010 года г. Москва

Федеральный судья Преображенского районного суда г. Москвы Горькова И.Ю., при секретаре Пироговой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Черемушкинского межрайонного прокурора г. Москвы в интересах неопределенного круга лиц к Организация1 о признании незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр, об обязании прекращения деятельности по организации и проведению азартных игр

УСТАНОВИЛ:

Истец Черемушкинский межрайонный прокурор г. Москвы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику Организация1 о признании незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр, об обязании прекращения деятельности по организации и проведению азартных игр, указывая, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в нежилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> в ходе которой установлено, что по указанному адресу функционирует лотерейный зал Организация1 в котором установлено 78 игровых автомата. Между Организация1 и Организация2 заключен договор субаренды нежилого помещения со сроком действия на 11 месяцев. В соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ заключенному между Организация3 и Организация4 а также договором на распространение лотерейных билетов №, Организация1 осуществляет распространение лотерейных билетов Всероссийской негосударственной стимулирующей лотереи «<данные изъяты>» и Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «<данные изъяты>». Организатором данных лотерей является Организация5 согласно агентского договора № от ДД.ММ.ГГГГ, которым были разработаны условия проведения лотереи. Вместе с тем, в ходе проведения проверки было установлено, что деятельность Организация1 всероссийской лотереи не может быть квалифицирована как лотерея, поскольку не соответствует требованиям ФЗ № 138 «О лотереях», и относиться к проведению азартных игр. Ответчик осуществляет запрещенную законом предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр на территории субъекта РФ – г. Москвы, который не входит в перечень игорных зон, предусмотренных Федеральным законом № 244-ФЗ.

В связи с чем, истец просит признать незаконной деятельность Организация1 по организации и проведению азартных игр и об обязании прекращения деятельности по организации и проведению азартных игр.

Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддерживает, просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении и рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что между Организация1 и Организация2 заключен договор субаренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> со сроком действия на 11 месяцев.

В соответствии с договором №-Т от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Организация3 и Организация4 а также с договором на распространение лотерейных билетов №, Организация1 осуществляет распространение лотерейных билетов Всероссийской негосударственной стимулирующей лотереи «Сладкая удача» и Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «<данные изъяты>».

Организатором данных лотерей является Организация5 согласно агентского договора № от ДД.ММ.ГГГГ Также, имеется Разрешение ФНС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, государственный регистрационный номер лотереи №, выданное Организация5 на проведение Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи.

Организация5 разработаны условия проведения бестиражной лотереи, которая в соответствии с данными условиями является Всероссийской негосударственной бестиражной лотереей «<данные изъяты>», проводимой на территории Российской Федерации.

В соответствии с выданным разрешением срок проведения лотереи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно проведенной межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проверки в помещении игрового зала Организация1 расположенном по адресу: <адрес>, процедура игры на лотерейных автоматах (модифицированном игровом оборудовании) выглядит следующим образом.

Клиент по приходу в указанный игровой зал занимает любой свободный автомат и опускает через купюроприемник наличные денежные средства, после того как администратор клуба выдаст ему лотерейные билеты на ту сумму, какого номинала купюру клиент вставил в терминал. Денежные средства, опущенные в купюроприемник, переводятся в электронные денежные средства (кредиты в игре) и осуществляет игру в азартные игры на автомате, при этом клиенту по его желанию могут выдать лотерейный билет. Выигрыш при осуществлении игры в азартные игры на модифицированном игровом оборудовании обналичивается через кассу зала, при этом сотрудник зала с помощью имеющегося у него ключа от автомата обнуляет игровые очки (кредиты в игре). Контрольно-кассовая техника при этом не применяется.

При таких обстоятельствах, участник лотереи, вставив денежные средства в купюроприемник, не получает приз, разыгранный в соответствии с требованиями Федерального закона от 11.11.2003г. № 238-ФЗ «О лотереях», а ему лишь предоставляется право игры на игровом оборудовании, а по результатам игры при получении определенных очков на оборудовании, участнику выплачивается денежный эквивалент суммы очков.

В соответствии с п.З ст.4 Федерального закона от 29.12.2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» под ставкой понимается - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры.

Таким образом, приобретение сертификата и лотерейного билета является скрытой ставкой азартной игры.

Таким образом, наличие в игровом зале автоматов с активными купюроприемниками позволяет получить прямой доступ к игровому автомату без внесения денег в кассу и покупки лотерейного билета, путем ввода денежных купюр через купюроприемное устройство, что наблюдалось при проведении проверки.

Согласно Условиям проведения Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «<данные изъяты>», а также Всероссийской негосударственной стимулирующей лотереи «Сладкая удача», в соответствии с которыми предусмотрен порядок участия в лотереях, в нарушение требований п. 8 ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 138-ФЗ от 11.11.2003 «О лотереях» (Далее - ФЗ № 138), не содержат организационно-технического описания лотереи, в том числе в части розыгрыша лотерейного билета при помощи модифицированного игрового оборудования (электронного лототрона).

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 138 лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Таким образом, деятельность по организации Организация1 всероссийской лотереи не может быть квалифицирована как лотерея и не соответствует требованиям ФЗ № 138.

В соответствии с п. 18 ст. 4 ФЗ № 244-ФЗ от 29.12.2006 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» игровым автоматом является игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

В соответствии с Приказом Госстандарта России от 24.01.2000 № 22 «О принятии Правил проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу», которым утверждены правила проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем, основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ азартная игра -основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.

Таким образом, деятельность Организация1 относится к проведению азартных игр.

Согласно ч. 2 ст. 5 ФЗ № 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с положениями ст. 9 ФЗ № 244-ФЗ на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны (Алтайский край, Приморский край, Калининградская область, Краснодарский край и Ростовская область).

Статья 13 названного закона предусматривает обязательность получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, то есть выдаваемого в соответствии с настоящим Федеральным законом документа, предоставляющего организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений.

Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны.

Требованиями ст. 16 ФЗ № 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным настоящим Федеральным Законом, вправе продолжить свою деятельность до ДД.ММ.ГГГГ без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.

Организация1 осуществляет свою деятельность на территории субъекта РФ - города Москвы, который не входит в перечень игорных зон, предусмотренных Федеральным законом № 244-ФЗ. Таким образом, разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне у Организация1 не может быть получено и деятельность Общества, в которой усматриваются признаки деятельности по организации и проведении азартных игр на территории г. Москвы, может осуществляться организацией лишь в нарушение требований действующего законодательства РФ в названной сфере, то есть без надлежащего разрешения (лицензии).

Согласно ст. 2 ПС РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Деятельность Организация1 по организации и проведению азартных игр направлена на систематическое получение прибыли от оказания посетителям указанных услуг на модифицированном игровом оборудовании, то есть является предпринимательской деятельностью.

Следовательно, Организация1 осуществляет деятельность запрещенную законом.

Учитывая, что незаконной деятельностью Организация1 нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, а требования прокурора направлены на защиту прав граждан, несвязанных с экономическим спором и с осуществлением указанной организацией предпринимательской и экономической деятельности, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С ответчика суд также подлежит взысканию сумма госпошлины в доход государства в размере 4000руб., поскольку истец от уплаты госпошлины освобожден в силу ст. 333.36 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Признать деятельность по организации и проведению азартных игр, осуществляемую Организация1 по адресу <адрес> незаконной.

Обязать Организация1 прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр по адресу <адрес>

Взыскать с Организация1 госпошлину в доход государства в размере 4000 руб.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней.

Федеральный судья Горькова И.Ю.

Мотивированное решение изготовлено 30.11.2010г.