О защите прав потребителя



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 декабря 2010 г. Преображенский районный Суд г. Москвы в составе:

председательствующего федерального судьи Шемякиной С. И.

с участием адвоката Циклаури Н. Е.

при секретаре Каспар А. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Бабакина М.В. к Организация1, Организация2, Организация3 о защите прав потребителя

установил:

Истец Бабакин М. В. обратился в суд с иском к Организация1, Организация2 о защите прав потребителя, в соответствии с уточненным иском истец обратился с исковыми требованиями к Организация1, Организация2, Организация3, в соответствии с которыми просит взыскать с ответчиков в солидарном порядке в полном объеме убытки, причиненные невыполнением условий договора оказания туристических услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между истцом и туристическим агентством Организация2 а именно: оплаченную истцом в полном объеме денежную сумму по договору оказания услуг в размере <данные изъяты>, неустойку в размере 3% от цены оплаченной услуги, то есть от <данные изъяты>, рассчитанной начиная с ДД.ММ.ГГГГ до дня вынесения судом решения; расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>; взыскать с Организация1 и Организация2» денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Организация2 был заключен договор оказания туристических услуг №.

Согласно условиям договора, Организация2 взяло на себя обязательства забронировать туристическую поездку на 3 человека (Бабкина М., Бабкину Е. и Бабкина К.) у Туроператора Организация4 в Хорватию, город-курорт Дубровник в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В заказанные истцом по договору услуги входило: Авиабилеты на 3 человека по маршруту Москва-Дубровник-Москва чартерным рейсом авиакомпании Авиакомпания1 - вылет ДД.ММ.ГГГГ в 11-45 час. рейсом Москва-Дубровник №, вылет ДД.ММ.ГГГГ в I9-50 час. рейсом Дубовник-Москва № эконом-классом; проживание с питанием на 3 человека в отеле <данные изъяты> в период с 11 по ДД.ММ.ГГГГ; трансфер: аэропорт-отель-аэропорт; встреча и проводы с русскоговорящим гидом; медицинская страховка. Стоимость услуг составила <данные изъяты>

Однако, туроператором Организация1 и турагентом Организация2 обязательства по договору не выполнены:

ДД.ММ.ГГГГ в вечернее время, то есть накануне вылета, истцу позвонили из Организация2 и сообщили, что туроператором в одностороннем порядке был сменен авиа перевозчик и было предложено лететь авиакомпанией Авиакомпания2

На смену авиаперевозчика истец не согласился, поскольку у истца нет доверия к техническому состоянию самолетов в небольших авиакомпаний, поэтому в договоре обязательным условием была указана авиакомпания Авиакомпания1

При поиске тура и при обращении к турагентам истец интересовался перелетами в Хорватию авиарейсами авиакомпаний Авиакомпания3 или Авиакомпания1 Другие авиаперевозчики истца не устраивали. Предварительно узнав, что турагентство Организация2 через туроператора Организация1 может истцу и его семье обеспечить авиаперелет к месту отдыха и туризма авиакомпанией Авиакомпания1 истец согласился приобрести именно этот тур и именно через данных туроператора и турагенство.

На устное обращение истца в Организация2 с просьбой расторгнуть договор и вернуть уплаченные истцом денежные средства, турагентство ответило отказом, по причине того, что туроператор отказывается вернуть истцу денежные средства по договору.

ДД.ММ.ГГГГ истцом на адрес электронной почты турагентства было послано 2 заявления с просьбой расторгнуть договор, заключенный ДД.ММ.ГГГГ и вернуть уплаченную истцом денежную сумму.

ДД.ММ.ГГГГ истцом по электронной почте на адрес № была направлена претензия с просьбой вернуть оплаченные мною по договору денежные средства. ДД.ММ.ГГГГ аналогичная претензия была направлена на адрес №№

ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте истцом был получен ответ Организация2 на направленную ДД.ММ.ГГГГ им претензию. В ответе на претензию Организация2 указывает, что были забронированы все перечисленные в договоре с туристом позиции, в том числе и перелет рейсом авиакомпании Авиакомпания1 В подтверждении бронирования от компании Организация1 именно эти позиции указаны. Оплата в компанию Организация4 была произведена сразу после подтверждения тура. Об изменении рейса на участке пути Москва-Дубровник компания-турагент узнала на момент получения документов, меньше чем за сутки до вылета, о чем туристы были незамедлительно проинформированы. На обращение в компанию Организация1 о возврате туристов на рейс Авиакомпания1 компания-турагент получила отказ в устной форме.

Организация2 как указано в ответе на претензию является агентством, продающим туристический продукт туроператора согласно договору. Претензию может удовлетворить только компания Организация1 ее финансовые гарантии указаны в договоре туриста с Организация2 Организация2 в ответе на претензию обязалось предоставить все необходимые документы: договор с компанией "Организация4 подтверждение тура, подтверждение оплаты тура. Кроме того, Организация2 обязался известить истца, как только они получат официальный ответ туроператора Организация1

Письменного ответа туроператора Организация1 на претензию истец не получил до настоящего времени, однако, ДД.ММ.ГГГГ Организация2 направило ответ Организация1 в котором Генеральный директор сообщает, что нет оснований для возврата истцу денежных средств. Денежные средства до настоящего времени не вернули.

Истец в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя, которая в судебное заседание явилась, доводы и требования искового заявления поддержала и просила удовлетворить, предоставив письменные пояснения по иску.

Представитель ответчика Организация1 в судебное заседание явился, исковые требования не признал. предоставив письменыне возражения на иск.

Представитель ответчика Организация2 в судебное заседание явилась, исковые требования не признал, предоставил письменные объяснения по иску.

Представитель ответчика Организация3 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.

Третье лицо Бабакина Е. А. в судебное заседание не явилась.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что между истцом и Организация2 ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор оказания услуг №, в соответствии с которыми Организация2 с по поручению клиентка за вознаграждение приняло на себя обязательства по бронированию, оплате, получению и передаче клиенту выездных документов (ваучера, авиабилета, страховки) для осуществления туристической поездки в порядке и на условиях, изложенных в договоре, а клиент обязуется оплатить подобранный и заказанный им тур в соответствии с ценой договора.

Согласно п. 2.1 исполнитель по поручению клиента обязуется в соответствии с договором забронировать туристическую поездку у туроператора Организация4 в страну Хорватия, город (курорт) Дубровник) начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом была произведена оплата услуг по договору в полном объеме в размере <данные изъяты>. (л. д. 9).

Согласно ст. 2.2 1 в организацию поездки (заказанные клиентом услуги ) входит авиабилеты по маршруту : Москва- Дубровник-Москва(чартерный рейс Авиакомпания1).

Как установлено в судебном заседании и не отрицалось сторонами ДД.ММ.ГГГГ Организация2 сообщило истцу о том, что туроператором в одностороннем порядке был сменен авиа перевозчик и было предложено лететь авиакомпанией Авиакомпания2

Согласно ст. 10 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся:

полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;

размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

общая цена туристского продукта в рублях;

информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

права, обязанности и ответственность сторон;

условия изменения и расторжения договора;

сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;

сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон.

Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:

ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке;

изменение сроков совершения путешествия;

непредвиденный рост транспортных тарифов;

невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Согласно ст. 10 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся:

полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;

размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

общая цена туристского продукта в рублях;

информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

права, обязанности и ответственность сторон;

условия изменения и расторжения договора;

сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;

сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон.

Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:

ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке;

изменение сроков совершения путешествия;

непредвиденный рост транспортных тарифов;

невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Под иным существенным отступлением от условий договора, согласно ст. 450 ГК РФ, понимается нарушение условий договора, которое влечет для стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Смена авиакомпании не является существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора, поскольку истцу не было предложено осуществление перелета более низким классом, т. е условия путешествия не ухудшались, услуга истцом могла быть получена, в связи с чем оснований предусматривающих право потребителя отказаться от исполнения договора, предусмотренных п. 1 ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей", не имеется и исковые требования истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

В иске Бабакина М.В. к Организация1, Организация2 Организация3 о взыскании с ответчиков солидарно убытков, неустойки, расходов по оплате услуг представителя и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение десяти дней.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СУДЬЯ