РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2010 года г. Москва
Преображенский районный суд г. Москвы в составе председательствующего федерального судьи Кочетыговой Ю.В., при секретаре Гарпиченко Я.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Мельниковой Т.А. к Алимовой Л.Г. о признании договора пожизненного содержания с иждивением недействительной (ничтожной) сделкой, признании свидетельства о государственной регистрации права недействительным, аннулировании регистрационной записи в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, признании права собственности на квартиру в порядке наследования по праву представления,
установил:
Истец Мельникова Т.А. обратилась в суд с иском к ответчику Алимовой Л.Г. о признании недействительным договора пожизненного содержания с иждивением, заключенный между Архангельской Т.П. и Алимовой ЛВ., удостоверенный врио нотариуса Вокиной О.М.- Хачатуровой В.Р. от ДД.ММ.ГГГГ, № в реестре № недействительной (ничтожной) сделкой, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, аннулировании регистрационной записи № в ЕГРП на недвижимое имущество и признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> порядке наследования по праву представления.
В обоснование своих исковых требований истец указывает на то, что она является внучкой умершей ДД.ММ.ГГГГ Архангельской Т.П. Ее (истца) отец, Алимов А.А., являвшийся сыном Архангельской умер ДД.ММ.ГГГГ. После смерти Архангельской открылось наследство, состоящее из квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежавшей умершей на праве собственности.
Истец полагает, что поскольку ее отец умер до открытия наследства Архангельской, она является единственным наследником умершей, т.к. иных наследников не имеется. Истец также указывает на то, что оформить наследство не представляется возможным, поскольку ДД.ММ.ГГГГ между Архангельской и ответчиком Алимовой был заключен договор пожизненного содержания с иждивением, удостоверенный нотариусом Хачатуровой В.Р. На основании указанного договора ответчику было выдано свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. Истец полагает, что договор пожизненного содержания с иждивением является недействительным (ничтожным), поскольку в силу закона такой договор подлежит государственной регистрации, и соответственно права и обязанности возникают у сторон с этого момента, а в данном случае оспариваемый договор пожизненного содержания с иждивением был зарегистрирован после смерти Архангельской и соответственно свидетельство о государственной регистрации права, выданное на основании этого договора также является недействительным, а регистрационная запись подлежит аннулированию.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя по доверенности Мнацаканова В.А., который в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Ответчик Алимова Л.Г. в судебное заседание не явилась, извещена о дне слушания дела надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя по доверенности Гончарова Д.А., который в судебном заседании иск признал, представив письменное заявление о признании иска.
Третьи лица Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве, ДЖП и ЖФ г. Москвы в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы данного гражданского дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, спорная однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> принадлежала на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14) на праве собственности Архангельской Т.П., умершей ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Архангельской Т.П. и ответчиком Алимовой Л.Г. был заключен договор пожизненного содержания с иждивением, удостоверенный врио нотариуса Вокиной О.М.- Хачатуровой В.Р. от ДД.ММ.ГГГГ, реестр № (л.д.15-16). Данный договор был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации №, а государственная регистрация права собственности ответчика на спорную квартиру зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации № (л.д.17). На основании договора ренты ответчику было выдано свидетельство о государственной регистрации права № (л.д.17).
Оспариваемый истцом вышеуказанный договор пожизненного содержания с иждивением является недействительным (ничтожным) в силу следующего.
Согласно ст.425 ГК РФ, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В соответствии со ст. 433 ч.3 ГК РФ, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом
В силу ст.584 ГК РФ, договор ренты подлежит нотариальному удостоверению, а договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, подлежит также государственной регистрации
Согласно ст.601 ч.2 ГК РФ, к договору пожизненного содержания с иждивением применяются правила о пожизненной ренте, если иное не установлено правилами параграфа.
В соответствии со ст. 596 ч.3 ГК РФ, договор, устанавливающий ренту в пользу гражданина, умершего к моменту заключения договора, ничтожен.
Таким образом, исходя из указанных правовых норм, договор ренты вступает в силу и становится обязательным для сторон, с момента его государственной регистрации. Как указывалось выше, оспариваемый договор был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после смерти получателя ренты –Архангельской Т.П. и соответственно в силу 168 ГК РФ, согласно которой сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения, договор является ничтожным. Также в силу указанных правовых норм является недействительным (ничтожным) и свидетельство о государственной регистрации права №, выданное ДД.ММ.ГГГГ на основании Договора пожизненного содержания с иждивением от ДД.ММ.ГГГГ, а регистрационные записи № и № в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним подлежат аннулированию.
В соответствии со ст.167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Таким образом, право собственности на спорную квартиру на момент смерти Архангельской Т.П. принадлежало последней.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На основании ст. 1141 ГК РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
В силу ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления,
Согласно ст.1146 ГКРФ, доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ, для принятия наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства, независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права на наследственное имущество, когда такое подлежит государственной регистрации.
На основании ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по мету открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет доги наследодателя или получил от третьих лиц причитающиеся наследодателю денежные средства.
В наследственную массу после смерти Архангельской Т.П. подлежит включению спорная квартира, расположенная по адресу: <адрес> принадлежащая наследодателю на день смерти на праве собственности.
Судом установлено, что завещание Архангельской Т.П. не составлялось.
Истец Мельникова Т.А. является внучкой Арханегельской Т.П., а отец истца Алимов А.Н., являлся сыном Архангельской Т.П. ДД.ММ.ГГГГ Алимов А.Н. умер. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела свидетельством о рождении Алимова А.Н., из которого следует, что его матерью является Архангельская Т.П.; свидетельством о рождении Алимовой Т.А., свидетельством о заключении брака Алимовой Т.А. и Мельникова Е.С., согласно которым истец, сменившая фамилию на Мельникова является дочерью Алимова А.Н., свидетельством о смерти Алимова А.Н. (л.д.10-13).
Поскольку отец истца умер до открытия наследства после смерти Архангельской Т.П., истец является наследником в порядке представления, других наследников после смерти Архангельской Т.П. нет.
Судом также, из объяснений сторон и письменных материалов дела, установлено, что истец до и после смерти наследодателя Архангельской Т.П., проживала постоянно в спорной квартире, оплачивала квартплату и коммунальные платежи в течение шести месяцев после смерти наследодателя, что подтверждается представленными в суд копиями квитанций, из чего суд делает вывод, что истица несла бремя содержания имущества наследодателя и соответственно приняла наследство после смерти Архангельской Т.П.
Таким образом, истица, являющаяся единственным наследником по закону по праву представления после смерти своей бабушки Архангельской Т.П., умершей ДД.ММ.ГГГГ, в установленный законом шестимесячный срок приняла наследство и поскольку в наследственную массу входит спорная квартира, суд считает, что исковые требования о признании права собственности в порядке представления также подлежат удовлетворению.
При рассмотрении данного спора суд принимает во внимание признание иска ответчиком.
В соответствии со ст. 68 ч.2 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Оснований для отказа в непринятии признания ответчиком исковых требований не имеется, последствия признания иска ему разъяснены, в связи с чем, суд принимает признание ответчиком исковых требований.
На основании изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать договор пожизненного содержания с иждивением, заключенный между Архангельской Т.П. и Алимовой Л.Г., удостоверенный врио нотариуса Вокиной О.М.- Хачатуровой В.Р. от ДД.ММ.ГГГГ, № в реестре <данные изъяты> недействительной (ничтожной) сделкой.
Признать недействительным свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Аннулировать регистрационные записи № и № в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признать право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> порядке наследования по праву представления за Мельниковой Т.А..
Решение подлежит регистрации в Управлении федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 06 декабря 2010 года.
Судья: