РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июля 2010 года Преображенский районный суд города Москвы в составе: председательствующего федерального судьи Лукиной Е.А.,
при секретаре Востриковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3981/10 по исковому заявлению Николаенко Л.Л. к Префектуре ВАО г. Москвы об оспаривании Распоряжения Префектуры ВАО г. Москвы от 31 марта 2010 года № 194-В-РП «Об освобождении земельных участков для строительства объектов гаражного назначения»,
Установил:
Истец Николаенко Л.Л. обратился в суд с иском к Префектуре ВАО г. Москвы об оспаривании Распоряжения Префектуры ВАО г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об освобождении земельных участков для строительства объектов гаражного назначения», мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ территориальное управление в ВАО Департамента земельных ресурсов г. Москвы уведомило РОО МГСА о прекращении договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к РОО МГСА об освобождении указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Префектурой ВАО г. Москвы издано распоряжение № 194-В-РП «Об освобождении земельных участков для строительства объектов гаражного назначения», в котором утвержден ряд мер, направленных на ликвидацию автостоянки «Богородское». Истец полагает, что указанное распоряжение нарушает его права и свободы в отношении использования и распоряжения возведенным на законном основании гаражным боксом № автостоянки «Богородское», на основании чего просил суд признать данное распоряжение Префектуры ВАО г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и недействительным с даты издания.
Истец Николаенко Л.Л., а также его представитель по доверенность Казакова Л.Е. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Ерохин К.В. в судебное заседание явился, иск не признал, представил письменные возражения на иск, в котором просил суд в заявленных требованиях Николаенко Л.Л. отказать в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела в их совокупности, с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требования или возражений.
В соответствии с п. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В ходе судебного разбирательства судом установлено следующее.
Согласно распоряжению Префектуры ВАО г. Москвы № 194-В-РП от 31 марта 2010 года создана комиссия по освобождению земельных участков по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в том числе автостоянки «Богородское». (л.д. 7).
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находился в пользовании РОО «МГСА» на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 8-14)
Согласно п. 2 указанного договора договор аренды заключен на 11 месяцев 28 дней с возможной пролонгацией. (л.д. 9).
В соответствии с п. 4.5 договора аренды в случае изменения градостроительной ситуации, занимаемая арендатором территория подлежит освобождению в установленном порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством по уведомлении ТОРЗ ВАО за один месяц. (л.д. 10). Согласно п. 4.4 указанного договора земельные участки предоставляются без права строительства и передачи права пользования другим лицам. (л.д. 10).
В силу п. 2 ст. 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В соответствии со ст. 10 ЗК РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ч. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ только собственник земельного участка имеет право возводить строение, сооружение в соответствии с целевым назначением земельного участка и его использованием с соблюдением всех требований, правил и нормативов.
В силу ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
На основании ст. 31 Земельного кодекса РФ осуществлению градостроительной деятельности предшествует выбор земельного участка. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно п. "к" части 1 ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 13 Закона города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" в ведении города Москвы находится собственность города Москвы и управление ею.
Согласно части 1 ст. 20 Устава города Москвы в собственности города Москвы находится земля в границах города. В силу части 3 данной статьи от имени Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции.
Полномочия органов исполнительной власти по вопросам отношений собственности и земельно-имущественных отношений определены ст. 3 Закона г. Москвы №48 от 19.12.2007г. «О землепользовании в г. Москве» и ст. 13 Закона города Москвы от 20.12.2006 № 65 «О Правительстве Москвы».
В соответствии со ст. 25 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 года «Устав города Москвы» с последующими изменениями и дополнениями землепользование в городе Москве осуществляется исходя из приоритета охраны жизни и здоровья человека, его всестороннего развития, обеспечения благоприятных экологических условий для его жизнедеятельности при соблюдении прав и законных интересов других лиц. Использование земель в городе Москве является целевым. Права на земельные участки в городе Москве предоставляются и осуществляются в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Согласно ст. 4 Закона г. Москвы №48 от 19.12.2007г. «О землепользовании в г. Москве» в соответствии с федеральным законодательством земли в городе Москве, находящиеся в государственной собственности, подлежат разграничению на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, и на земли, находящиеся в собственности города Москвы.
В соответствии со ст. 8 указанного Закона земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, могут быть предоставлены в аренду гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременений и ограничений по использованию этих земельных участков. При предоставлении органами исполнительной власти города Москвы земельного участка в аренду устанавливается вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом. При изменении установленного вида разрешенного использования земельного участка вносятся изменения в договор аренды земельного участка.
Префектура ВАО г. Москвы является территориальным органом исполнительной власти города Москвы, действующим на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010года № 157-ПП «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы», подведомственный Правительству Москвы. Согласно п.п. 2-.2-2.3.14 указанного Положения определены права Префектуры в области градостроительной деятельности, строительства и реконструкции.
Оспариваемое распоряжение Префектуры издано на основании Постановления Правительства Москвы от 28 июля 2009 года № 685-ПП «О порядке строительства объектов гаражного назначения в городе Москве» и Постановления Правительства Москвы от 27 января 2009 года № 46-ПП «Об изменении порядка принятия решений о предоставлении земельных участков и арендной плате за землю». Пунктом 2.5 Постановления Правительства Москвы от 27 января 2009 года префектуры административных округов уполномочены принимать правовые акты об утверждении актов о выборе земельных участков из состава земельных участков, находящихся в собственности Москвы.
Кроме того, земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) собственникам расположенных на них объектов капитального строительства. Площадь и границы земельных участков устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
При этом Николаенко Л.Л. не является стороной по данному договору аренды, в связи с чем его права не могут быть нарушены его расторжением. Доказательств нарушения его прав и законных интересов Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ истец суду не представил.
Гараж, принадлежащей истцу, расположен на земельном участке, является муниципальной собственностью. Истец, являясь владельцем гаража, не является собственником земельного участка, на котором гараж расположен, чем злоупотребляет правомочиями собственника, т.к. нарушаются как права города Москвы, так и других лиц.
Согласно п. 2 ст. 8 Конституции РФ частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности защищаются равным образом.
В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
На основании вышеизложенного, учитывая положения ст. 56 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что распоряжение Префектуры ВАО г. Москвы от 31 марта 2010 года № 194-В-РП «Об освобождении земельных участков для строительства объектов гаражного назначения» является законным, соответствует нормам Гражданского, Земельного и Градостроительного кодексов РФ и других нормативно-правовых актов РФ и города Москвы, а также не нарушает прав и законных интересов истца, в связи с чем исковые требования Николаенко Л.Л. удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Николаенко Л.Л. об оспаривании Распоряжения Префектуры ВАО г. Москвы от 31 марта 2010 года № 194-В-РП об освобождении земельных участков для строительства объектов гаражного назначения – отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.
СУДЬЯ: