Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 июля 2011 года г. Москва Преображенский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Новиковой О.А., при секретаре З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1987/11 по иску Б.П., Б.Е., действующего от своего имени и как законный представитель несовершеннолетнего Б.М., к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, Префектуре ВАО г. Москвы, Управе района <данные изъяты> г. Москвы о признании незаконными распоряжений префекта ВАО №ж от ДД.ММ.ГГГГ и №ж от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения главы Управы района <данные изъяты> г. Москвы № от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении первоначальной даты постановки на учет по улучшению жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Истцы обратились в суд с требованиями к ДЖП и ЖФ г. Москвы о восстановлении первоначальной даты постановки на учет по улучшению жилищных условий, т.е. с <данные изъяты> года; Префектуре ВАО г. Москвы о признании незаконными распоряжений префекта ВАО №ж от ДД.ММ.ГГГГ «О несении изменений в учетное дело <данные изъяты> семьи К.Л. (3 человека) очередника района <данные изъяты>» и №ж от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилого помещения в доме-новостройке очереднику округа гр. К.Л. по договору социального найма (учетное дело №)»; Управе района <данные изъяты> г. Москвы о признании незаконным распоряжения главы Управы района <данные изъяты> г. Москвы № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании семьи Б.П. (3 человека) очередником района <данные изъяты> с <данные изъяты> года». В обоснование заявленных требований истцы указали, что в мае <данные изъяты> года Б.Л. (после расторжения брака К.) и совместно проживавшие члены семьи: Б.П., Б.Е., К.Ю. были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку проживали в одной комнате площадью 14,8 кв.м. трехкомнатной коммунальной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <данные изъяты>. Получив ДД.ММ.ГГГГ из ДЖП и ЖФ г. Москвы письмо, в котором впервые сообщалось о разделе учетных дел и постановки Б.П., Б.Е. и Б.М. на учет по улучшению жилищных условий с <данные изъяты> года, истцы обратились в суд. По мнению истцов, ни действующее жилищное законодательство, ни законодательство спорного периода, регулирующее порядок постановки на учет по улучшению жилищных условий, не предусматривало разделение учетных дел и изменения даты постановки на учет, в связи с чем, Б.П. и Б.Е. просят признать указанные распоряжения незаконными и восстановить первоначальную дату их постановки на очередь по улучшению жилищных условий, то есть признать их очередниками с <данные изъяты> года. Истцы Б.П. и Б.Е. в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали в полном объеме. Представитель ответчиков ДЖП и ЖФ г. Москвы и Префектуры ВАО г. Москвы по доверенности Н., в судебное заседание явилась, против удовлетворения заявленных требований возражала, ссылаясь на то обстоятельство, что на момент постановки на учет по улучшению жилищных условий в <данные изъяты> году истцы Б.П. и Б.Е. менее 10 лет (фактически менее года) проживали в г. Москве и в <данные изъяты> году истец Б.П. расторгнул брак, заключенный с К.Л. в <данные изъяты> году. Представитель управы района <данные изъяты> города Москвы в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не поступало. Третье лицо К.Л. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, отзыва не представила. С учетом мнения явившихся участников процесса, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке. Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы данного гражданского дела, исследовав материалы учетного дела № <данные изъяты>), приходит к следующему. Согласно Правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве, утвержденным совместным решением МГС НД и МГСПС от ДД.ММ.ГГГГ №, действующим в момент постановки семьи Б.Л. (после расторжения брака К.) нуждающимися в улучшении жилищных условий, в частности, признавались граждане, постоянно и длительное время (как правило, не менее 10 лет) проживающие в городе Москве и имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 5 квадратных метров. Как установлено в ходе судебного заседания и подтверждается материалами учетного дела № (<данные изъяты>), К.Л. вместе с сыном К.Ю. с <данные изъяты> года проживала в г. Москве, и с <данные изъяты> года в комнате площадью 14,8 кв.м. трехкомнатной коммунальной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <данные изъяты>. В связи с превышением учетной нормы площади занимаемого жилого помещения семья К.Л. (она и сын) нуждающейся в улучшении жилищных условий признана не была. ДД.ММ.ГГГГ К.Л. зарегистрировала брак с Б.П. и ДД.ММ.ГГГГ обратилась в отдел учета и распределения жилой площади <данные изъяты> района г. Москвы с заявлением о постановке её семьи в составе 4-х человек (заявитель Б.Л., сын заявителя – К.Ю., муж заявителя – Б.П., сын мужа заявителя – Б.Е.). Решением исполкома <данные изъяты> райсовета города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № семья Б.Л. (К.) была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «общие основания», поскольку заявитель проживала в г. Москве свыше 10 лет и на каждого проживающего члена семьи заявителя приходилось менее 5 квадратных метров жилой площади. Таким образом, судом установлено, что в <данные изъяты> году на очередь по улучшению жилищных условий поставлена не отдельно Б.Л. (К.), а семья Б.Л., состоящая из 4-х человек, включая заявителя, т.е. постановка на очередь произведена с учетом всех проживающих в комнате членов семьи. При этом суд признает юридически значимым то обстоятельство, что постановка на очередь по улучшению жилищных условий стала возможна только в результате регистрации брака К.Л. с Б.П. и проживании последнего вместе с сыном в одном жилом помещении с К., в результате чего на каждого проживающего члена семьи заявителя стало приходиться менее 5 квадратных метров жилой площади. Суд учитывает также то, что на очередь по улучшению жилищных условий поставлена одна семья, а не один человек, что влечет соответствующие правовые последствия при предоставлении жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий, которые предусмотрены специальными нормами жилищного законодательства. Кроме того, суд находит обоснованными доводы истцов о том, что при постановке на очередь по улучшению жилищных условий ценз оседлости распространялся только на заявителя, а в отношении членов семьи не применялся, поскольку в этом случае на очередь ставилась вся семья и заводилось одно учетное дело, т.е. замещалась одна единица очереди, независимо от состава семьи. Данный вывод суда согласуется с Рекомендациями по применению Положения о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилья в городе Москве, утвержденными Постановлением Правительства Москвы №119 от 20.05.1998г., согласно которым нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются категории граждан, указанные в законодательстве, при наличии определенных условий: во-первых, при постановке на учет учитывается 10-летний срок регистрации по месту жительства (постоянной прописки) в городе Москве. Срок регистрации по месту жительства (постоянной прописки) 10 лет распространяется только на заявителя, остальные члены семьи подлежат постановке на учет без учета срока проживания на общих основаниях. Однако при образовании в составе семьи новой семьи, желающей и подлежащей в соответствии с п. 12 Положения постановке на учет как отдельная семья, принятие и постановка на учет производится при наличии у нового заявителя 10-летнего срока регистрации по месту жительства (постоянной прописки); во-вторых, подп. "а" п. 12 Положения, так же как и подп. 1) ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР, признает нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, обеспеченных площадью менее установленного размера. В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Префектом ВАО города Москвы издано распоряжение за №ж, которым внесены изменения в учетное дело <данные изъяты> семьи К.Л.. При этом Б.П. с семей из 2 человек (он и сын Б.Е., 1981г.р.) признаны очередниками района <данные изъяты> с <данные изъяты> года, с момента исполнения 10 летнего проживания в городе Москве (л.д. 40). На момент издания указанного распоряжения действовал Закон города Москвы от 14.06.2006г. №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», по которому жители города Москвы, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, сохраняют право на улучшение жилищных условий (ст. 4) до предоставления им жилых помещений для заключения соответствующих договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, купли-продажи жилого помещения из жилищного фонда города Москвы с рассрочкой платежа или использованием заемных (кредитных) средств либо предоставления субсидий (ст. 14). Исходя из содержания ст. 16 названого Закона, уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, проводящие перерегистрацию жителей города Москвы, стоящих на учете по улучшению жилищных условий, не были наделены правом разделения учетного дела одной семьи на составляющие в зависимости от времени проживания в городе Москве и тем более на изменение года постановки на очередь. Кроме того, издание в 2006 году распоряжения о постановке семьи Б.П. на очередь в <данные изъяты> году противоречит законодательству, регулирующему систему учета очередников, по которой списки очередников соответствующего года постановки на очередь формируются только в текущем календарном году и не могут быть дополнены в будущем, за исключением случаев необоснованного отказа в принятии на учет по улучшению жилищных условий, установленного вступившим в законную силу решением суда. Оспариваемое распоряжение также Положению «О порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в городе Москве», утвержденному Постановлением Мосгордумы №95 от 24.12.1997г., действующему в период, на который изменена дата постановки на очередь семьи Б.П. Пункт 15 данного Положения предусматривает, что граждане, принятые и состоящие на учете по улучшению жилищных условий по правилам, действовавшим до введения в действие настоящего Положения, сохраняют свою очередность и право получения жилой площади по договору социального найма. Очередность принятых на учет по месту жительства граждан устанавливается распоряжением префекта административного округа на основании заключения общественной жилищной комиссии административного округа и ведется в муниципальных жилищных органах по годам постановки на учет (п. 18). Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемым Распоряжением очередь <данные изъяты> года неправомерно разделена на две разные очереди: № - для К.Л., которая единолично, без учета состава совместно проживающих с ней членов семьи, в <данные изъяты> году не могла быть принята на учет по улучшению жилищных условий; и очередь № в отношении семьи Б.П. (он и сын Б.Е.), которая в <данные изъяты> году никаких самостоятельных заявлений о постановке на отдельную очередь не подавала. Поскольку жилищное законодательство не предусматривает возможности изменения даты постановки на очередь органами, уполномоченными осуществлять учет очередников, и не предоставляет им права выступать от имени очередников как от заявителей, постольку распоряжение префекта ВАО №ж от ДД.ММ.ГГГГ «О несении изменений в учетное дело <данные изъяты> семьи К.Л. (3 человека) очередника района <данные изъяты>» в части признания Б.П. с семьей 2 человека очередниками района <данные изъяты> с <данные изъяты> года суд признает необоснованным и подлежащим отмене. По тем же основаниям, подлежит отмене и распоряжение главы Управы района <данные изъяты> г. Москвы № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании семьи Б.П. (3 человека) очередником района <данные изъяты> <данные изъяты> с <данные изъяты> года». Кроме того, суд считает необходимым отметить, что на момент принятия главой Управы рассматриваемого распоряжения действовало Постановление Правительства Москвы от 09.09.2008г. №815-ПП «О порядке учета граждан в целях реализации городским программ», согласно которому основанием для формирования учетного дела является заявление гражданина, поданное впорядке, установленном постановлением Правительства Москвы от12декабря 2006г.N976-ПП «ОРегламенте рассмотрения врежиме "одного окна" заявлений граждан опризнании их нуждающимися вжилых помещениях, предоставляемых подоговору социального найма (безвозмездного пользования), или опризнании нуждающимися всодействии города Москвы в приобретении жилых помещений врамках городских жилищных программ», покоторому уполномоченными органами исполнительной власти принято положительное решение, предусматривающее постановку научет. Все последующие волеизъявления граждан, проживающих потомуже адресу, рассматриваются всовокупности сосведениями, уже содержащимися вучетном деле, сформированном попервому заявлению (п. 4.5). Данная норма права во взаимосвязи с ранее действующими положениями жилищного законодательства позволяет суду установить, что постановка на очередь, нуждающихся в улучшении жилищных условий (предоставлении жилых помещений) носит исключительно заявительный характер и не может быть осуществлена в одностороннем порядке органами, осуществляющими учет граждан, подавших соответствующие заявления. Аналогичная позиция изложена в п. 17 Рекомендаций. При этом в данном пункте предусмотрено, что на учет ставятся все члены семьи, проживающие в жилом помещении, вне зависимости от того, кем подано заявление о постановке на учет. Последующее предоставление жилья осуществляется с учетом оставляемой за членами семьи жилой площади, приобретенной либо полученной по гражданско - правовым сделкам в собственность, а также с учетом отчуждения имевшегося в собственности жилья. Согласно п. 4.6. Постановления № 815-ПП накаждую единицу учета формируется одно учетное дело. Разделение учетных дел непроизводится. Изменения вучетное дело вносятся впорядке, установленном постановлением Правительства Москвы от19июня 2007года №469-ПП «Обутверждении регламентов подготовки, согласования ивыдачи Департаментом жилищной политики ижилищного фонда города Москвы отдельных извещений». При вселении вустановленном порядке несовершеннолетних детей вжилое помещение, вкотором проживают граждане, состоящие научете, новое учетное дело неформируется, вносятся изменения всуществующее учетное дело. Внесение изменений, касающихся состава семьи, вучетные дела граждан, проживающих вжилых помещениях наосновании договоров социального найма (найма, безвозмездного пользования), заисключением внесения вустановленном порядке изменений, связанных свселением родителей, супругов, детей, недопускается. Из материалов учетного дела № (<данные изъяты>) усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления К.Л. ДЖП и ЖФ города Москвы заключено Дополнительное соглашение к Договору найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, по которому правом пользования и проживания в комнате площадью 14,8 кв.м. трехкомнатной коммунальной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, наряду с прежними членами семьи нанимателя стал обладать Б.М. – внук бывшего мужа К.Л. – Б.П. Таким образом, в учетное дело № могли быть внесены изменения только относительно вселения малолетнего Б.М., внесение других изменений в учетное дело, равно как разделение данного учетного дела, законом не предусмотрено. Рассматривая требование о признании незаконным распоряжения префекта ВАО и №ж от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилого помещения в доме-новостройке очереднику округа гр. К.Л. по договору социального найма (учетное дело №)» суд не усматривает нарушений прав истцов данным распоряжением, поскольку последнее издано в отношении иного лица. Из материалов учетного дела и материалов гражданского дела усматривается, что в течение <данные изъяты> годов истцам предлагались различные варианты улучшения жилищных условий, с учетом нынешнего состава семьи, при этом вариантов предоставления совместного жилья с К.Л. не предлагалось (л.д. 21). Отсюда оспариваемое распоряжение префекта ВАО и №ж от ДД.ММ.ГГГГ суд признает законным и не подлежащим отмене. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Иск удовлетворить частично. Признать распоряжения префекта ВАО города Москвы №ж от ДД.ММ.ГГГГ «О несении изменений в учетное дело <данные изъяты> семьи К.Л. (3 человека) очередника района <данные изъяты>» и главы Управы района <данные изъяты> г. Москвы № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании семьи Б.П. (3 человека) очередником района <данные изъяты> с <данные изъяты> года» незаконными. Восстановить Б.П. и Б.Е. на учете нуждающихся в жилых помещениях с <данные изъяты> года постановки на учет. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Преображенский районный суд города Москвы. Судья О.А. Новикова