Решение по делу № 2-1218/10 г.



Дело 2-1218\10 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2010 года ст. Ессентукская

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующей судьи Гриценко В.М.

при секретаре Антонян А.С.,

с участием истца Седова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 об оспаривании действия (бездействия) Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю,

УСТАНОВИЛ:

Седов Н.А. указывает в исковом заявлении, что ДД.ММ.ГГГГ году в связи с началом конфликта в Чеченской республике он был вынужден переехать на постоянное место жительство в Ставропольский край. На момент переселения ему исполнилось <данные изъяты> он был несовершеннолетним и не имел никакого имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ №, вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

В ДД.ММ.ГГГГ году Седову Н.А. присвоен статус вынужденного переселенца и выдано удостоверение вынужденного переселенца от ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ году был продлен статус вынужденного переселенца, и Седов Н.А. был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий.

В ДД.ММ.ГГГГ году ему был продлен статус вынужденного переселенца и постановка в очереди на улучшение жилищных условий.

В ДД.ММ.ГГГГ году на момент наличия у Седова Н.А. присвоенного статуса вынужденного переселенца, он приобрел по договору купли-продажи обеспеченное ипотекой жилое помещение.

Для продления статуса вынужденного переселенца Седовым Н.А. были предоставлены в УФМС России по СК подлинник удостоверения вынужденного переселенца и договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В связи с тем, что на приобретение жилого помещения им использованы заемные средства по ипотечному кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному со Сберегательным Банком России, права на недвижимое имущество ограничены обременением в виде ипотеки в силу закона.

ДД.ММ.ГГГГ Седов Н.А. получил уведомление УФМС России по СК датированное ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указано, что решением от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца; в качестве основания отказа указано, что отсутствуют обстоятельства, препятствующие обустройству на новом месте жительства. Решение от ДД.ММ.ГГГГ в его адрес выслано не было.

Подлинник удостоверения вынужденного переселенца № ему возвращен не был.

Считает принятое решение незаконным, нарушающим его права и законные интересы.

В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 7 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 7 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ № территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации участвуют в финансировании строительства (приобретения) и распределении жилья для постоянного проживания вынужденных переселенцев.

При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 845 утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, в соответствии с которым Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 33, ст. 4006). Так же п. 40 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 845, закреплено, что территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет как граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в порядке, определяемом указанным Министерством, участвует в финансировании строительства (приобретения) жилья для постоянного проживания вынужденных переселенцев.

На момент приобретения Седовым Н.А. жилого помещения УФМС России по СК не исполнило свои обязательства и не оказало ему содействия в получении безвозмездной субсидии на приобретение жилья как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, тогда как только после оказания такого содействия возможно прекращение статуса вынужденного переселенца и снятие его с очереди по улучшению жилищных условий.

Считает, что решением УФМС России по СК от ДД.ММ.ГГГГ нарушены конституционные права Седова Н.А. на защиту государством его интересов, что закреплено в преамбуле Конституции России, а так же нарушены конституционное право на жилье, закрепленное в ст. 40 Конституции России.

Просит суд признать незаконным решение Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в продлении ФИО2 срока действия статуса вынужденного переселенца; обязать Управление Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании истец Седов Н.А. поддержал доводы искового заявления по основаниям, указанным в нем, уточняя требования, просил суд обязать Управление Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю устранить допущенные нарушения, выразившиеся в отказе продления срока действия статуса вынужденного переселенца и обязать Федеральную Миграционную службу Управление Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю продлить срок действия статуса вынужденного переселенца. Показал суду, что он состоял в списках на улучшение жилищных условий, за получением жилищного сертификата не обращался, а решил самостоятельно улучшить жилищные условия и приобрести квартиру по договору купли-продажи путем ипотечного кредитования, полагая, что после приобретения квартиры государство окажет ему, как вынужденному переселенцу помощь в виде безвозмездной субсидии. Он не предполагал, что приобретение им жилья в собственность повлечет такие последствия, как отказ в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.

Представитель Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, хотя был должным образом уведомлен о времени и месте судебного заседания.

В своих возражениях Управление Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю исковые требования Седова Н.А. не признало, мотивируя позицию тем, что согласно п.25 Административного регламента по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, утвержденного Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ №, для продления статуса вынужденного переселенца необходимо представить справку органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об отсутствии у заявителя и членов его семьи жилого помещения на правах собственности по месту его регистрации.

Из ответа УФРС поступила информация о наличии у Седова Н.А. права собственности на двухкомнатную <адрес> ст. <адрес>.

В связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца, Седову Н.А. было отказано в продлении срока действия статуса.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году Седову Н.А. присвоен статус вынужденного переселенца и ДД.ММ.ГГГГ ему выдано удостоверение соответствующего образца. ДД.ММ.ГГГГ году Седову Н.А. был продлен статус вынужденного переселенца, и Седов Н.А. был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий.

В 2009 году ему был продлен статус вынужденного переселенца и постановка в очереди на улучшение жилищных условий.

В 2010 году на момент наличия у Седова Н.А. присвоенного статуса вынужденного переселенца, он приобрел по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ обеспеченное ипотекой жилое помещение – двухкомнатную <адрес> ст. <адрес>. Пункт 10 договора купли-продажи предусматривает, что квартира находится в залоге у Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации до момента полного выполнения обязательств по возврату денежных средств банку.

ДД.ММ.ГГГГ Седов Н.А. заключил с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации кредитный договор № на <данные изъяты> под <данные изъяты> % годовых на приобретение вышеуказанного объекта недвижимости.

Для продления статуса вынужденного переселенца Седовым Н.А. были предоставлены в УФМС России по СК подлинник удостоверения вынужденного переселенца и договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Седов Н.А. получил уведомление УФМС России по СК датированное ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указано, что решением от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца; в качестве основания отказа указано, что отсутствуют обстоятельства, препятствующие обустройству на новом месте жительства.

Согласно Закону о вынужденных переселенцах статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет (пункт 4 статьи 5); решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных данным Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 7 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ни Конституция РФ, ни названный Закон РФ не устанавливают условия и порядок предоставления безвозмездных субсидий гражданам, относящимся к числу вынужденных переселенцев.

Подпунктом 3 п. 3 ст. 7 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" делегировано право определять порядок и условия предоставления субсидий Правительству РФ, которое своим Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 845 утвердило Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации. В силу подп. "б" п. 40 указанного Положения территориальный орган Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации (далее - Минфедерации России) на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в порядке, определяемом указанным Министерством, вносит в орган местного самоуправления предложения о распределении среди состоящих на учете вынужденных переселенцев жилых помещений для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых участвовал этот территориальный орган, за исключением вынужденных переселенцев, в частности получивших денежную компенсацию за утраченное жилье.

В настоящее время правоотношения государства с вынужденными переселенцами по жилищному обустройству регулируются Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"

Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 33, ст. 4006), на которое ссылается Седов Н.А. в заявлении, утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.

Пунктом 23. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 845 "Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев» предусмотрено, что основанием для принятия комиссией решения о снятии вынужденного переселенца с учета нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения является:

б) изменение жилищных условий, в результате которых утрачены основания для принятия на учет, в том числе завершение строительства индивидуального жилья, получение (приобретение) жилья для постоянного проживания в жилищном фонде любого вида;

в) утрата или лишение статуса вынужденного переселенца;

Пункт 35 этого Положения предусматривает, что финансирование строительства (приобретения) жилья для постоянного проживания вынужденных переселенцев осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также на долевой основе с участием личных средств вынужденных переселенцев и средств иных законных источников.

Пунктом 40 Положения предусмотрено, что территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в порядке, определяемом указанным Министерством:

а) участвует в финансировании строительства (приобретения) жилья для постоянного проживания вынужденных переселенцев;

б) вносит в орган местного самоуправления предложения о распределении среди состоящих на учете вынужденных переселенцев жилых помещений для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых участвовал этот территориальный орган, за исключением вынужденных переселенцев:

проживающих в жилых помещениях, предоставленных членам семьи для постоянного проживания по договору найма;

постоянно проживающих в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности или находящемся в общей собственности нескольких членов семьи;

получивших денежную компенсацию за утраченное жилье;

получивших долговременную беспроцентную возвратную ссуду или безвозмездную субсидию на строительство (приобретение) жилья;

использовавших иные виды государственной помощи на строительство (приобретение) постоянного жилья.

Таким образом, Закон предоставляет вынужденному переселенцу возможность самостоятельно выбирать способ жилищного обустройства, используя при этом тот или иной вид государственной помощи, либо самостоятельно решить вопрос жилищного обустройства.

Согласно п. «ж» Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"), граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, имеют право на государственную помощь на обустройство жилья.

Судом установлено, что ФИО2 не получил жилищный сертификат в рамках Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", а по своему усмотрению решил самостоятельно улучшить жилищные условия и купил двухкомнатную квартиру по ипотечному кредитованию.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации21.03.2006 N 153 (п.6), участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (далее - граждане - участники подпрограммы).

( п.7) предусматривает, что из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.(в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 257).

Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают следующие документы:

д) граждане, указанные в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил:

копия удостоверения вынужденного переселенца на каждого совершеннолетнего члена семьи;

справка территориального органа Федеральной миграционной службы о получении (неполучении) жилого помещения для постоянного проживания, ссуды или социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья либо компенсации за утраченное жилье;(в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 257)

Согласно п.25 Административного регламента по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, утвержденного Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ №, для продления статуса вынужденного переселенца необходимо представить справку органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об отсутствии у заявителя и членов его семьи жилого помещения на правах собственности по месту его регистрации.

Седов Н.А. в связи с самостоятельным приобретением двухкомнатной квартиры путем ипотечного кредитования, утратил статус вынужденного переселенца.

Суд не находит оснований для удовлетворения требований жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО2 об оспаривании действия (бездействия) Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в продлении ФИО2 срока действия статуса вынужденного переселенца, наложении обязанности на Управление Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю устранить допущенные нарушения и продлить срок действия статуса вынужденного переселенца – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней с момента объявления решения.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200