Дело № 2-1272/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 декабря 2010 года ст. Ессентукская
Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующей судьи Гриценко В.М.,
при секретаре Антонян А.С.,
с участием представителя истца - помощника Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Самойленко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в ст. Ессентукской гражданское дело по иску и.о. Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образовании Новоблагодарненного сельсовета о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета,
УСТАНОВИЛ:
В суд с исковым заявлением к администрации муниципального образовании Новоблагодарненского сельсовета о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета обратился и.о. Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц мотивируя свои требования тем, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокурора Ставропольского края проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в связи со случаями заболевания сибирской язвой.
В ходе проверки установлено, что на территории <данные изъяты> на расстоянии <данные изъяты> км на северо-запад от <данные изъяты> расположено сибиреязвенное захоронение.
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> право собственности на указанное выше сибиреязвенное захоронение не зарегистрировано, эксплуатирующей организации не имеется, мер к постановке бесхозяйной недвижимой вещи на учет, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) органами местного самоуправления не принято.
Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи закреплен в ч. 3 ст. 225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и регламентируется Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Устава муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета Предгорного муниципального района Ставропольского края (в ред. решения совета депутатов Новоблагодарненского сельсовета Предгорного района СК от 04.04.2007 N 38, от 08.02.2008 N 121) Новоблагодарненский сельсовет является сельским поселением, в территорию которого входят земли населенных пунктов с. Сунжа-Ворошиловка, х. Шести, с. Новоблагодарное и х. Калаборка.
Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (п. 13. ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пп. 7 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (ч. 2 ст. 102 Водного кодекса Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 13.05.2010 № 56 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», согласно которым сибиреязвенные захоронения не имеют срока давности в силу особенностей возбудителя, так как возбудитель сибирской язвы - Bacillus anthracis существует в двух формах -бациллярной (вегетативной) и споровой. Споровая форма устойчива к внешним воздействиям и может сохранять в почве жизнеспособность и вирулентность возбудителя в течение нескольких десятилетий. Резервуаром возбудителя сибирской язвы служит почва и другие объекты окружающей среды, содержащие возбудителя в споровых и вегетативных формах. Почвенными очагами считаются скотомогильники, биотермические ямы и другие места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденные).
Таким образом, наличие бесхозяйного сибиреязвенного захоронения на территории <данные изъяты> ставит под угрозу экологическое благополучие сельского поселения и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения. В результате чего могут быть нарушены права и законные интересы неограниченного круга лиц на жизнь, благоприятную окружающую среду, защиту от чрезвычайных ситуаций, гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета Предгорного муниципального района, выразившееся в не обращении в управление Федеральной регистрационной службы по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибиреязвенного захоронения, расположенного в границах этого поселения на расстоянии <данные изъяты> км на северо-запад от <данные изъяты>; обязать администрацию муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета Предгорного муниципального района обратиться в управление Федеральной регистрационной службы по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибиреязвенного захоронения, расположенного на расстоянии <данные изъяты> км на северо-запад от <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель истца Самойленко Е.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МО Новоблагодарненского сельского совета в судебное заседание не явился, предоставил суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, предоставил возражения относительно заявленных требований, ссылаясь на ст. 72 Конституции РФ, " то, что полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Суд с учетом мнения представителя истца приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Исходя из этого, правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, а оборудование и содержание скотомогильников при указанных в заявлении обстоятельствах не может быть отнесено к вопросам местного значения муниципального образования в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Согласно пункту 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу пункта 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Судом установлено, что согласно справки Новоблагодарненского сельского совета имеющееся на территории Новоблагодарненского муниципального образования муниципального района Предгорного района место захоронения биологических отходов на балансе администрации муниципального района не состоит и не является муниципальной собственностью.
Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории администрации муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета бесхозяйного места захоронения биологических отходов.
Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника администрации муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета не передавались и в бюджет не закладывались.
В этой связи не имеется оснований для возложения на администрацию муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета обязанности принятия на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибиреязвенного захоронения, расположенного на расстоянии 0,5 км на северо-запад от х. Калаборка, поскольку регистрация права собственности несет для МО обязанность несения бремени по содержанию скотомогильника.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований и.о. Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образовании Новоблагодарненного сельсовета о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета Предгорного муниципального района, выразившееся в необращении в управление Федеральной регистрационной службы по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибиреязвенного захоронения, расположенного в границах этого поселения на расстоянии <данные изъяты> км на северо-запад от <данные изъяты>; наложении обязанности на администрацию муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета Предгорного муниципального района обратиться в управление Федеральной регистрационной службы по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества сибиреязвенное захоронение, расположенное на расстоянии <данные изъяты> км на северо-запад от <данные изъяты>, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней с момента его объявления.
Председательствующий