Решение по делу №2-36/2011



Дело 2-36\11г.

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2011 года ст. Ессентукская

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующей судьи Гриценко В.М.

с участием представителя истца - помощника прокурора Предгорного района Брянской Т.В.,

представителя ответчика - администрации Предгорного муниципального района Тищенко В.А.,

представителя третьего лица - отдела образования администрации Предгорного муниципального района Афанасовой О.С.,

при секретаре Антонян А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Предгорного района в интересах Пашкова М.А. к администрации Предгорного муниципального района, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Предгорного района обратился с иском в интересах Пашкова М.А. к администрации Предгорного муниципального района, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди жилого помещения, мотивируя исковые требования тем, что в прокуратуру Предгорного района с заявлением обратилась Пашкова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В ходе проверки ее доводов установлено, что Пашкова М.А. являлась воспитанницей государственного общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «№) №», а затем находилась на полном государственном обеспечении.

Постановлением главы администрации Пригородного сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Пашкова М.А принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В списке граждан, нуждающихся во внеочередном получении жилья, состоит под № 2, закрепленного за ней жилья не имеет.

Ссылается на ст. 57 Жилищного кодекса РФ, п.2 ч. 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей», в соответствии с которыми Пашковой М.А должно быть предоставлено жилое помещение не менее 18 кв.м. общей площади. До настоящего времени соответствующее жилое помещение Пашковой М.А не предоставлено, что противоречит закону.

Просит суд обязать администрацию Предгорного муниципального района и Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края незамедлительно предоставить Пашковой М.А жилое помещение не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании помощник прокурора Предгорного района Брянская Т.В. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Истец Пашкова М.А в судебное заседание не явилась, хотя была должным образом уведомлена о времени и месте слушания дела. С учетом мнения участников процесса суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие истца Пашковой М.А.

Представитель ответчика - администрации Предгорного муниципального района Тищенко В.А. требования иска не признала по тем основаниям, что предусмотренные законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Законом СК № 120-кз от 31.12.04 « О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями СК по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствии с которым органы местного самоуправления должны были приобретать жилье по норме предоставления в соответствии с законодательством для передачи в собственность муниципального образования и дальнейшего предоставления его по договорам социального найма в пользование детей – сирот, принятых на учет в качестве нуждающихся. Заключить договор социального найма с таким лицом возможно только после получения субвенции органом исполнительной власти СК муниципальному району. На настоящее время ответчик не располагает средствами для приобретения жилья истцу. Уполномоченным органом исполнительной власти СК по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. Поскольку финансирование отсутствовало, не были выделены бюджетные средства на эти цели, то отсутствовали и основания предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма. Администрация Предгорного муниципального района не имеет средств на приобретение жилья, эти средства поступают в виде субвенций из Министерства строительства и архитектуры СК. Просит суд учесть, что строительство жилья в Предгорном районе не ведется, свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда отсутствуют, денежных средств на приобретение жилья нет, поставщиков жилья на открытых конкурсах не имеется для приобретения жилых помещений в собственность и передачи его в пользование такой категории лиц на условиях социального найма, в связи с чем не было и не имеется возможности приобрести жилое помещение и предоставить его Пашковой М.А. на условиях социального найма. Просит суд в иске отказать, поскольку у администрации Предгорного муниципального района нет полномочий и средств для предоставления жилья детям-сиротам.

Представитель 3 лица – отдела образования администрации Предгорного муниципального района Афанасова О.С. полагала иск удовлетворить в части наложения обязанности предоставления жилья на Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, поскольку администрация Предгорного муниципального района не имеет свободного жилья и средств для его приобретения, а получает субвенции из Министерства строительства и архитектуры СК.

Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры СК, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уведомив суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие их представителя, в удовлетворении исковых требовании просил отказать в полном объеме.

Представитель 3 лица - Министерства образования СК, будучи надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрение дела, в судебное заседание не явился, уведомив суд о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.

Суд при таких обстоятельствах, с учетом мнения явившихся лиц суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей не явившихся сторон.

Выслушав объяснения сторон по иску, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные сторонами в условиях состязательности процесса и равноправия сторон доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению, а доводы ответчиков необоснованными.

Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией РФ, Законом от 21.12.96г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. «ж» ч.1ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

На основании ст. 17 Международного Пакта о гражданских и политических правах, одобренным Генеральной Ассамблеей ООН, никто не может подвергаться произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность жилища. Необходимость уважения жилища человека закреплена в ст. 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно ч.1 ст.1, п.1 ч.1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство, к которому относится и сам ЖК РФ, основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, и на необходимости беспрепятственного осуществления жилищных, прав, в том числе прав органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.

Из ст. 132 Конституции РФ следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться федеральным, законодателем или законодателем субъекта федерации и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Законом № 131-ФЗ в соответствии с которым ст. 86 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что расходные
обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Такой порядок является обязательным во всех случаях.

Соответственно в ч.4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Пунктом 2 ч. 2 ст.57 ЖК РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в ВС РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, государством гарантировано предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди по договорам социального найма.

В силу ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Договор социального найма является гражданско-правовой сделкой, и несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность только в случаях, прямо указанных в законе или соглашении сторон (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

Поскольку договор социальною найма, как любой гражданско-
правовой договор, создает определенные права и обязанности сторон, никто
не может быть освобожден от исполнения взятых на себя обязательств, они могут быть изменены лишь по взаимному согласию лиц, его заключивших, либо в силу закона.

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища,
установленный п.,4 ст. 3 ЖК РФ, предполагает, что никто не может быть
выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе
как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом или иными ФЗ.

Аналогичные положения закреплены и в ч.1 ст. 40 Конституции РФ.

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (ст. 8 ГК РФ). В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают и из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. Аналогичные положения содержатся и в ст. 10 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты и
восстановления нарушенного права, При этом выбор способа защиты
нарушенного права принадлежит исключительно истцу.

В обоснование заявленных к ответчикам требований прокурор Предгорного района ссылается на нарушение ответчиками требований ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон СК от 16 марта 2006 года № 7 - КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», отказ администрации Предгорного муниципального района в предоставлении жилого помещения вне очереди.

Представитель ответчика – администрации Предгорного муниципального района Тищенко В.А., не оспаривая факт возложенных на него государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем, в опровержение заявленного иска сослалась на внесение изменений в закон субъекта РФ и ненадлежащее финансирование со стороны Министерства строительства и архитектуры СК, на то, что строительство жилья в Предгорном районе не ведется, свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда отсутствуют, денежных средств на приобретение жилья нет, поставщиков жилья на открытых конкурсах не имеется для приобретения жилых помещений в собственность и передачи ею в пользование такой категории лиц на условиях социального найма, в связи с чем не было и не имеется возможности приобрести жилое помещение и предоставить его Пашковой М.А. на условиях социального найма. Данные доводы суд считает необоснованными.

Законом СК №120-.кз от 31.12.04г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствии с которым органы местного самоуправления должны были приобретать жилье по норме предоставления в соответствии с законодательством для передачи в собственность муниципального образования и дальнейшего предоставления его по договору социального найме, в пользование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся.

В соответствии с Постановлением Губернатора Ставропольского края от 23.09.10г. № 517 «О внесении изменения в п.п.9.2. Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением губернатора Ставропольского края от 7.07.08. № 530» уполномоченным органом исполнительной власти СК по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство строительства и архитектуры.

Однако, данный закон не освобождает органы местного самоуправления от исполнения возложенных на них законом государственных полномочий, т.к. после внесения законодательных изменений в законодательные акты СК изменился лишь распорядитель финансовых средств, и теперь министерство строительства и архитектуры СК в рамках возложенных полномочий будет осуществлять финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий путем предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета Ставропольского края и контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти дели финансовых средств.

Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению указанной категории дни и постановке их на очередь нуждающихся соответствуют также положениям п. 3 ст.14 ЖК РФ, согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений является учет граждан, нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма.

Объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены в ст. 15 ЖК РФ, в соответствии с которой жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства ( ч.2 ст. 15 ЖК РФ).

Дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду, а также - если их местожительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях.

Судом с достоверностью установлено и не оспаривается сторонами, что Пашкова М.А 29.03.2010 принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
на основании постановления главы администрации Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края с учетом имеющегося у нее статуса.

Указанное постановление не обжаловано, не оспорено и имеет юридическую силу. В то же время, при наличии статуса такой категории лиц и отсутствии пригодного для проживания жилья, постановке Пашковой М.А на очередь нуждающихся в жилье, она не может должным образом осуществить свои жилищные права, в том числе и право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

Законодательство РФ предоставляет детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, особые жилищные права, гарантированные государством. Так, согласно п.2 ст.57 ЖК РФ, лица из данной категории, не имеющие закрепленного жилья, вне очереди обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма.

Ответчик не отрицает и это подтверждается представленными
письменными документами, что Пашкова М.А., обладающая указанным
статусом, признана нуждающейся в жилье, состоит в
очереди нуждающихся в жилом помещении и в списке на внеочередное
предоставление жилого помещения, из чего следует, что ответчики приняли на себя обязательство обеспечить указанное лицо благоустроенным жилым
помещением вне очереди по месту жительства и предоставление Пашковой М.А. жилого помещения по договору социального найма с учетом количества выделенных на эти цели денежных средств не зависит от номера в списке такой же категории лиц детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к которым относится и Пашкова М.А, установлено актом федерального значения.

В отношении детей-сирот п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок предоставления жилья по договору социального найма определен следующими юридическими фактами: окончание пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список внеочередников, тем более от времени включения в названный список. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. в порядке очередности лиц равной категории.

Тот факт, что органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список внеочередников, не свидетельствует о том, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку.

Как следует из ст. ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления в области жилищных отношений не относится определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Органы государственной власти субъекта РФ определяют лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок определен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2), а внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без всякой очереди. Поэтому установление органом местного самоуправления или даже законодательным органом субъекта РФ очереди для лип, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства, т.к. в ч.2 ст. 57 ЖК РФ указаны, категории граждан, которым жилые помещение по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия иди отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В такой же мере и разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий,

С учетом изложенного доводы ответчиков при рассмотрении дела о предоставлении, жилья вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, о том. что строительство жилья не ведется, свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда отсутствуют, денежных средств на приобретение жилья нет, поставщиков жилья на открытых конкурсах не имеется для приобретения жилых помещений в собственность, и передачи его в пользование такой категории лип на условиях социального найма, в связи с чем, не было и не имеется возможности предоставить Пашковой М.А жилое помещение, не основаны на законе.

По закону СК № 7 - КЗ от 16 марта 2006 года ( в редакции закона от 9 июля 2007 года № 34 -КЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении СК или учреждении социального обслуживания населения СК, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением по их выбору: либо по договору социального найма, либо в форме предоставления им субсидий, исходя из общей площади жилья 33 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по СК, устанавливаемой Правительством СК (в редакции закона № 75 -КЗ от 10.11.08 г).

Как видно, ЖК РФ закрепив за гражданами, указанными в п.1 и п.3 ч.2ст.57 ЖК РФ, право на получение жилья вне очереди, не указал срок предоставления жилья данным категориям граждан.

Тот факт, что ответчик - Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края является главным распорядителем, а администрация Предгорного муниципального района как орган местного самоуправления, лишь получателем денежных средств, не может повлиять на правомочность требований истца об обеспечении жильем на условиях социального найма к указанному в иске сроку.

Отсутствие в ЖК РФ указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, указанным в п.1 и п.3 ч.2ст.57 ЖК РФ, говорит о том, что жилье должно предоставляться данным гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне опереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников), т.к. не терпит отлагательства обеспечение жильем таких лиц из той категории граждан, кому государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.

В связи с этим суд считает не противоречащим закону требование прокурора о предоставлении Пашковой М.А жилого помещения на условиях социального найма вне очереди безотлагательно, т.к. ч.2ст.57 ЖК РФ и другие нормы ГК РФ, не ставят передачу жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников и порядковый номер в этом списке обратившегося лица.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. В условиях состязательности процесса таких бесспорных доказательств со стороны ответчиков в опровержение доводов истца не представлено.

С учетом приведенных обстоятельств и доводов сторон, суд считает
иск прокурора подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Предгорного района в интересах Пашкова М.А. к администрации Предгорного муниципального района, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию Предгорного муниципального района, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края незамедлительно предоставить Пашкова М.А. вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение, соответствующее санитарным нормам и правилам.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней с момента объявления решения.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200