Решение суда от 26.01.2010 г. № 2-113/2011 об обжаловании действий государственного учреждения



2-113/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

26 января 2011 года – Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи Власова Р.Г.,

при секретаре Ивановой Е.С.,

с участием:

истца – Дейнеки В.В.,

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> ведущего специалиста-эксперта Кима В.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в ст. Ессентукской гражданское дело по заявлению Дейнеки В.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> об обжаловании действий государственного учреждения,

У С Т А Н О В И Л:

Дейнека В.В. обратился в суд с заявлением к ГУ УПФ РФ по Предгорному району об обжаловании действий государственного учреждения, в котором указывает, что 07.09.2010 г. обратился в ГУ УПФ РФ по Предгорному району с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

06.12.2010 г., решением № 1813 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано по причине отсутствия требуемого стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста, и не засчитаны в льготный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности председателя исполкома Пригородного сельского Совета народных депутатов, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя председателя Пригородного сельского Совета народных депутатов продолжительностью 03 года 02 месяца и 14 дней (о чем имеется протокол).

Считает, что указанное решение начальника ГУ УПФ РФ по Предгорному району нарушает его конституционное право на пенсионное обеспечение.

На момент работы Дейнеки В.В. на выборных должностях в советских учреждениях за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, действовал Закон СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в СССР». В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением СМ от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», п.п. "б" п. 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях.

В силу п. 4 Положения, время работы на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях засчитывалось в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проработано в учреждениях, организациях и должностях, трудовая деятельность в которых давала учителям право на пенсию за выслугу лет.

Трудовой стаж соответствует указанному Положению (22 года 09 месяцев 26 дней), а то обстоятельство, что на момент возникновения его права на пенсию законодательство изменилось, не должно ставить его в неравное положение с другими работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, что противоречит конституционному принципу правовой определенности и предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

Период работы Дейнеки В.В. в качестве председателя и заместителя председателя исполкома Пригородного сельского СМ народных депутатов <адрес> относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть, до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Работая на этих должностях, Дейнека В.В. не предполагал, и не должен был предполагать, что в будущем его работа в качестве председателя и заместителя председателя исполкома Пригородного сельского СМ народных депутатов <адрес> не будет включаться в льготный стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью. Законодатель не принял мер для правовой определенности, в результате он не мог предвидеть в дальнейшем исключения из педагогического стажа указанного периода своей трудовой пенсии.

Конституционным судом РФ, вынесено постановление №-П от ДД.ММ.ГГГГ, в котором высказана позиция по спорному вопросу, суть которой сводится к тому, что в случае, если в период работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы.

Таким образом, со ссылкой на постановление №-П от ДД.ММ.ГГГГ, стало возможным применение постановления СМ от ДД.ММ.ГГГГ №, то есть работа в советских учреждениях должна включаться в стаж для назначения досрочной пенсии.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «По запросу Сормовского районного суда <адрес> о проверке конституционности п.п. 2 п. 1, п. 2 и 3 ст. 27, п. 1 и 2 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», приобретенные пенсионные права не могут быть отменены последующим пенсионным законодательством.

Это согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в абз. 3 п. 11 Постановления Пленума ВС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии», о том, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В соответствии со ст. 36 Закона СССР «О статусе народного депутата СССР» от ДД.ММ.ГГГГ, срок полномочий народного депутата СССР засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, службы, стаж работы по прежней специальности.

Считает, что указанный период работы должен быть включен в специальный педагогический стаж, приобретенный с ранее действовавшим законодательством.

В письме министерства здравоохранения и социального развития от ДД.ММ.ГГГГ № МЗ-637 Пенсионному фонду РФ «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П» отмечается, что «при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на ДД.ММ.ГГГГ правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату)».

Закон, на который ссылается Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Предгорному району, отказывая Дейнеке В.В. в назначении трудовой пенсии, обратной силы не имеет и не может регулировать те правоотношения, которые имели место с ДД.ММ.ГГГГ по15.03.1990 г., и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, изменение условий установления пенсии в таком случае не может быть оправдано указанным в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека, гражданина. Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных случаях ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19, и 55 (ч. 1) Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и реализовано.

С учетом указанных обстоятельств период работы Дейнеки В.В. в качестве председателя и заместителя председателя исполкома Пригородного сельского СМ народных депутатов <адрес> подлежит включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Считает, что судебное решение станет юридическим основанием для досрочного назначения трудовой пенсии ему как педагогическому работнику. Право на обращение в суд вытекает из общего конституционного права на судебную защиту, представленное каждому, в соответствии со ст. 46 Конституции РФ.

Просит суд признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях.

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ по <адрес> включить в специальный (педагогический) стаж для начисления досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности председателя исполкома Пригородного сельского СМ народных депутатов, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заместителя председателя Пригородного сельского СМ народных депутатов продолжительностью 03 года 02 месяца и 14 дней.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в УПФ, а именно с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании Дейнека В.В., исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ по Предгорному району Ким В.В., исковые требования не признал и просил суд отказать в их удовлетворении по следующим основаниям.

Пояснил, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях РФ», правила начисления периодов работы и назначении указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждён Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях РФ». При подсчёте продолжительности стажа педагогической деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, не подлежат включению в педагогический стаж следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности председателя исполкома Пригородного сельсовета народных депутатов; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя председателя Пригородного сельсовета народных депутатов; Стаж работы Дейнеки В.В., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, составляет 22 года 09 месяцев и 26 дней, что не даёт право на досрочное пенсионное обеспечение.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к выводу, что исковые требования Дейнеки В.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Как следует из трудовой книжки, Дейнеки В.В. работал в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем математики и физики в Быкогорской СШ №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ избран председателем исполкома Пригородного сельского СМ народных депутатов; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем начальных классов с последующим переводом организатором внеклассной работы в Быкогорской СШ №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ организатором внеклассной работы в Быкогорскую СШ №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем физики и информатики, вычислительной техники Быкогорской СШ №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместителем председателя Пригородного сельского СМ народных депутатов; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ преподавателем информатики Быкогорской СШ №; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время учителем информатики Основной общеобразовательной школы № <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ, Дейнека В.В. обратился в ГУ УПФ по Предгорному району за назначением пенсии.

В соответствии со ст. 36 Закона СССР «О статусе народного депутата СССР» от ДД.ММ.ГГГГ, срок полномочий народного депутата СССР засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, службы, стаж работы по прежней специальности.

Установлено, что Дейнека В.В. на момент обращения за назначением пенсии, имел 22 года 09 месяцев и 26 дней трудового стажа по педагогической деятельности, а с учётом работы на выборных должностях в советских учреждениях – 26 лет 10 дней.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и «Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, все виды и периоды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчинённости учреждений (организаций) до ДД.ММ.ГГГГ, засчитываются в соответствии со Списком профессий должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей, даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» утверждены Постановлением Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении « 2-П от ДД.ММ.ГГГГ, а также ряде его определений, ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что ранее приобретённые ими на основе и в соответствии с условиями и нормами действовавшего законодательства РФ, на момент приобретения права на пенсию до введения нового правового регулирования, сохраняться за указанной категорией лиц, будут уважаться властями и реализованы. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст.ст. 1, 2, 18, 54 Конституции РФ.

В соответствии с разъяснениями Минтруда России № от ДД.ММ.ГГГГ, при назначении трудовой пенсии по старости, в том числе и досрочной, с учётом Постановления Конституционного суда РФ №-П от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что нормы Федерального закона № 173-ФЗ не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования, в связи с чем, назначение пенсии должно проводиться независимо от того, выработал ли гражданин до дня изменения правового регулирования такой стаж полностью или частично. Это означает, что исчисление периодов до ДД.ММ.ГГГГ, засчитываемых в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, производится с учётом правил и норм Законодательства, иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой и специальный стаж до указанной даты. Продолжительность стажа работы, а также обстоятельство, в какой период времени до ДД.ММ.ГГГГ, протекала такая работа, значения не имеют.

Таким образом, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, пенсия по старости назначается со дня обращения за ней, но не ранее права возникновения на неё.

Анализируя представленные доказательства, суд считает, что исковые требования Дейнеки В.В. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 192 – 199 ГПК РФ, судья,

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Дейнеки В.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Предгорному району Ставропольского края об обжаловании действий государственного учреждения;

- Признать право Дейнеки В.В. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях;

- Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ по Предгорному району включить в специальный (педагогический) стаж для начисления досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности председателя исполкома Пригородного сельского СМ народных депутатов, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя председателя Пригородного сельского СМ народных депутатов продолжительностью 03 года 02 месяца 14 дней;

- Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по Предгорному району назначить Дейнеки В.В. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в УПФ, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней.

СУДЬЯ: