Решение по делу № 2-71/2011



Дело 2-71\11 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 января 2011 года ст. Ессентукская

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующей судьи Гриценко В.М.

с участием истца Шумаенко О.И.,

представителя ответчика УПФ РФ по Предгорному району Ким В.В., представившего доверенность №05-181\1 от 12.01.2011 года,

при секретаре Антонян А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шумаенко О.И. к Учреждению Управления Пенсионного фонда РФ по Предгорному району о признании права на пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Истица указывает в иске, что она не согласна с решением ГУ - У ПФР по Предгорному району от 26.11.2010 №24, которым ей отказало в дос­рочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельно­сти по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Ф3 от 17.12.2001 года.

Мотивирует исковые требования тем, что согласно пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Ф3 от 17.12.2001 года - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установ­ленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местно­сти и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

ГУ - УПФР по Предгорному району решило включить в стаж необходимый для назна­чения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной дея­тельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды ухода за ре­бенком до <данные изъяты> лет и до <данные изъяты> лет в календарном исчислении:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Предгорная центральная районная больница (уход за ребенком до 1,5 лет);

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Предгорная центральная районная больница (уход за ребенком до 3-х лет).

Ссылается на ст. 19 Конституции РФ, которая провозгласила равенство прав и свобод без какой-либо дис­криминации. Данная норма является гарантией равенства и пенсионных прав лиц, занятых ле­чебной деятельностью в учреждениях здравоохранения.

Ссылается на разъяснения, содержащиеся в абзацах 3-5 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» о льготном исчислении стажа; закон Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», предусматривающий ( ст. 167 КЗоТ РСФСР) включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет; Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополни­тельный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им воз­раста полутора лет. Указывает, что лишь с принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 ав­густа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим ма­лолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного от­пуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непре­рывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в не­которые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» бы­ли внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохране­ния заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало при­ведению в соответствие с настоящим законом. Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерыв­ный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности. Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федера­ции № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотре­нии дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по спе­циальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федера­ции», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж рабо­ты в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж рабо­ты по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Кроме того, положения пункта 7 Разъяснений «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до дости­жения им возраста трех лет», утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариа­та ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, время отпуска по уходу за ре­бенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж, дающий право на пен­сию на льготных условиях и в льготных размерах и положения данного пункта не содержат ка­ких-либо ограничений по возможности учета дополнительного отпуска без сохранения зара­ботной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в стаже, дающем право на пенсию на льготных условиях. Единственным ограничением по учету времени дополнитель­ных отпусков, в настоящем пункте, поименован стаж, дающий право на ежегодные оплачивае­мые отпуска (Определение Верховного суда РФ от 05.03.2009 №19-В09-2). Положения Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11, не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допускавшего до 6 октября 1992 возможность включения времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в т.ч. и для случаев назначения пенсии на льготных условиях. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и означающему по существу отмену для этих лиц права приобретенного ими в соответствии с ранее действовав­шим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1,2,18,54 Конституции РФ. В соответствии с п.23 Постановления №25 Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года следует, что если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Просит суд признать за Шумаенко О.И. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья насе­ления в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Ф3 от 17.12.2001 года и обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Предгорному району включить в специ­альный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и три месяца периоды ухода за ребенком с 01.06.1990 по 01.11.1991 - Предгорная центральная районная больница (уход за ребенком до 1,5 лет); с 02.11.1991 по 15.03.1992 - Предгорная центральная районная больница (уход за ребенком до 3-х лет); обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Предгорному району назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятель­ности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п.1
ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Ф3 от 17.12.2001 года с даты первоначально поданного заявления, т.е. с 01 ноября 2010 года.

В судебном заседании истица поддержала заявленные требования в полном объеме и показала суду, что стаж ее работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ составляет <данные изъяты> лет и <данные изъяты> дней и дает ей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Представитель ответчика Ким В.В. исковые требования не признал, поскольку истица ссылается на недействующие нормативно-правовые акты о льготном исчислении трудового стажа.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что спорные периоды трудовой деятельности по уходу за ребенком включены в стаж в календарном исчислении, а не в льготном 1 год работы за 1 год и 3 месяца в льготном исчислении.

Согласно пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Ф3 от 17.12.2001 года - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установ­ленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местно­сти и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

ГУ - УПФР по Предгорному району включило в стаж, необходимый для назна­чения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной дея­тельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды ухода за ре­бенком до 1,5 лет и до 3-х лет: с 01.06.1990 по 01.11.1991 - Предгорная центральная районная больница (уход за ребенком до 1,5 лет); с 02.11.1991 по 15.03.1992 - Предгорная центральная районная больница (уход за ребенком до 3-х лет) в календарном исчислении.

Суд приходит к выводу о включении в стаж, необходимый для назна­чения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной дея­тельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды ухода за ре­бенком до 1,5 лет и до 3-х лет: с 01.06.1990 по 01.11.1991 - Предгорная центральная районная больница (уход за ребенком до 1,5 лет); с 02.11.1991 по 15.03.1992 - Предгорная центральная районная больница (уход за ребенком до 3-х лет) не календарном исчислении, а в льготном исчислении 1 год работы засчитывается как 1 год и 3 месяца.

Ст. 19 Конституции РФ провозгласила равенство прав и свобод без какой-либо дис­криминации. Данная норма является гарантией равенства и пенсионных прав лиц, занятых ле­чебной деятельностью в учреждениях здравоохранения.

Согласно разъяснений, содержащихся в абзацах 3-5 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчис­лен в льготном порядке независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или и также в городе, учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 работникам здравоохранения, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном поряд­ке (за 1 год и 3 месяца).

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополни­тельный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им воз­раста полутора лет.

Лишь с принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 ав­густа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим ма­лолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного от­пуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непре­рывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в не­которые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» бы­ли внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста <данные изъяты> лет и дополнительного отпуска без сохране­ния заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало при­ведению в соответствие с настоящим законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерыв­ный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федера­ции № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотре­нии дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по спе­циальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федера­ции», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж рабо­ты в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж рабо­ты по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Кроме того, положения пункта 7 Разъяснений «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до дости­жения им возраста трех лет», утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариа­та ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, время отпуска по уходу за ре­бенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж, дающий право на пен­сию на льготных условиях и в льготных размерах и положения данного пункта не содержат ка­ких-либо ограничений по возможности учета дополнительного отпуска без сохранения зара­ботной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в стаже, дающем право на пенсию на льготных условиях. Единственным ограничением по учету времени дополнитель­ных отпусков, в настоящем пункте, поименован стаж, дающий право на ежегодные оплачивае­мые отпуска (Определение Верховного суда РФ от 05.03.2009 №19-В09-2).

Кроме того, положения Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11, не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допускавшего до 6 октября 1992 возможность включения времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в т.ч. и для случаев назначения пенсии на льготных условиях.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении №2-П от 29.01.2004 г., а также в ряде его определений, ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст. 17, ст.ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связан­ную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необ­ходимые для того, что бы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пре­делах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что ранее приобре­тенные ими на основе и в соответствии с условиями и нормами действовавшего законодатель­ства Российской Федерации на момент приобретения права на пенсию до введения нового пра­вового регулирования, сохранятся за указанной категорией лиц, будут уважаться властями и будут реализованы.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и означающему по существу отмену для этих лиц права приобретенного ими в соответствии с ранее действовав­шим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1,2,18,54 Конституции РФ.

В п. 15 Постановления Пленума дано разъяснение о праве женщин на включение в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости на основании ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Судам предложено исходить из того, что если указанный период имел место до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" (6 октября 1992 г.), с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

По мнению суда никаких оснований для ограничения зачета времени нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком ни в Законе, ни в подзаконных нормативных актах не установлено, в связи с чем время такого отпуска полностью должно учитываться в стаж для назначения пенсии, причем в льготном, при наличии к тому оснований, исчислении. Позиция о кратном зачете времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж для назначения пенсии основана на том, что это время полностью по правовым последствиям приравнено законодателем к времени основной работы женщины, поэтому при кратном зачете времени работы для пенсионных целей и время нахождения в отпуске по уходу за ребенком должно засчитываться в льготном исчислении.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указан­ными в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на судебную защиту.

В соответствии с п.23 Постановления №25 Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года следует, что если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Шумаенко О.И. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья насе­ления в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Ф3 от 17.12.2001 года и обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Предгорному району включить в специ­альный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и три месяца периоды ухода за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Предгорная центральная районная больница (уход за ребенком до <данные изъяты> лет); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Предгорная центральная районная больница (уход за ребенком до <данные изъяты> лет.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Предгорному району назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятель­ности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Ф3 от 17.12.2001 года с даты первоначально поданного заявления с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней с момента его объявления.

Председательствующий