Дело № 2-138/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Ессентукская 8 февраля 2011 г.
Предгорный районный суд Ставропольского края в составе судьи Муравлева А.А., при секретаре Полухиной Ю., с участием заявителя Мальцева А.Я., представителя по доверенности Зайцева А.С., представителя админист рации Винсадского сельского совета Предгорного района Ставропольского края по доверенности Погребняк Л.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мальцева А.Я. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Мальцев А.Я обратился в суд с заявлением об оспаривании реше ния органа местного самоуправления администрации Винсадского сельского совета Предгорного района Ставропольского края, указав, что является участ ником Великой Отечественной войны и инвалидом второй группы, имеет право на льготы, но до настоящего времени не имеет собственного нормального жилья. Проживает в доме принадлежащем его внуку <адрес> <адрес>, так как по месту регистрации проживать не может в силу сложившихся жилищных обстоятельств. Решением Предгорного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ за ним было признанно право собственности на 1\4 долю жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. жилой <данные изъяты> кв.м. Указанный дом давней постройки, имеет ветхое состояние, требует капитального затрат ного ремонта крыши, окон, отопления, не имеет ванны, туалета ему в его 85 лет уже не осилить такой ремонт. Остальные сособственники жилого помещения в доме не проживают, ремонт не ведут.
Со своими жилищными проблемами обратился в администрацию Винсад ского сельского совета Предгорного района с заявлением о внесении его в список лиц граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, представил необходимые документы.
Решением комиссии по жилищным вопросам его приняли на учет лиц, нуждающихся в получении жилья, как участника ВОВ. Постановлением главы администрации Винсадского сельсовета Предгорного района № от ДД.ММ.ГГГГ г. был включен в список лиц, имеющих право на обеспечение жильем состав семьи один человек.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ получил извещение, что постановлением № от ДД.ММ.ГГГГлавы администрации Винсадского сельсовета он снят с учета, граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям п.6 ст.56 Жилищного кодекса РФ.
Просит признать незаконным постановление главы администрации Винсадского сельсовета Предгорного рай она Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Обязать администрацию Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В судебном заседании заявитель, его представитель требования уточнили просят восстановить заявителя как участника Великой Отечественной войны в список граждан нуждающихся в жилых помещениях, уточненные требования поддержали, суду пояснили, что дом в котором заявителю принадлежит 1\4 доля нет горячего водоснабжения, канализации, туалета. Сам дом саманный 1950г. постройки требует капитального и затратного ремонта, осилить который сам заявитель не в силах.
Представитель администрации Винсадского сельсовета требования не признала, суду пояснила, что заявитель исключен жилищной комиссией из списка граждан нуждающихся в жилье в связи с разъяснительными письмами краевого министерства труда и соцзащиты населения, по тем основаниям, что имеет в собственности 1\4 долю в праве общей долевой собственности жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. жилой <данные изъяты> кв.м. <адрес>.
При включении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем вете ранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» № 714 от 7.05.2008 г., заявителем был предоставлен полный пакет документов, необходимых для постановки его на учет. Жилищные условия, а также другие условия, учиты ваемые при постановке на учет при снятии его с учета для получения жилого помещения, не изменились.
Свидетель Серебряков Р.В. суду показал, что вынужден был забрать зая вителя своего деда к себе домой, так как в доме <адрес> проживать невозможно. В доме холодно, нет туалета, его дед не мог даже иску паться, так как нет горячего водоснабжения. Дому нужен капитальный ремонт, так как просели потолки, прохудилась крыша. Остальные сособственники в доме не проживают, ремонт не ведут.
Выслушав заявителя, его представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, материалы дела № Мальцева А.Я. суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Указ Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечест венной войны 1941-1945 годов» от 07.05.2008 г. № 714 распространяется на ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г.
Согласно п/п 3 п. 1 ст. 14 Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ с изменениями обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона.
Участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1.05. 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательст вом Российской Федерации и требованиями Указа Президента РФ «Об обес печении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» № 714 от 7.05.2008 г., согласно которого необходимо обеспечить жильем нуждаю щихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную под держку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В силу п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, приз наются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в частности лица, не явля ющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно п.п.3,4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом мест ного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Согласно ст.49 Жилищного Кодекса РФ. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
3. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным опре деленным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муници пального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наде ления данных органов в установленном законодательством порядке государст венными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по дого ворам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмот рен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, подлежат обеспечению жильем и соответственно постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как иные категории граждан определенные Федеральным законом «О ветеранах». Необходимость в признании указанных категорий граждан в т.ч. малоимущими, в целях обеспечения жильем отсутствует.
Заявитель ДД.ММ.ГГГГ рождения, преклонного возраста, ветеран, участник Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии №, награжден боевыми и юбилейными медалями, инвалид 2 группы, состав семьи один человек.
Постановлением главы администрации Винсадского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения общественной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ заявитель состав семьи один человек, участник, ветеран Великой Отечест венной войны 1941-1945 гг., инвалид второй группы был признан нуждаю щимся в улучшении жилищных условий принят на учет, регистрационный номер в книге учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предостав ляемых по договорам социального найма № по общему списку, и поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» включен в список, имеющих право на обеспечение жильем в составе с семьи один человек, номер льготной очереди №.
Поскольку заявитель был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после 1 марта 2005 г., в соответствии с п/п 3 п. 1 ст. 14 Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ с изменениями и Указа Прези дента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 07.05.2008 г. № 714, он подлежит включению в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждаю щихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.
Согласно ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждаю щихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жи лого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место житель ства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государст венной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на при обретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в уста новленном порядке от органа государственной власти или органа местного само управления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно ст.15 ФЗ «О ветеранах». Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подп.1 п.1 ст.2 нас тоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участ ников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Согласно ст.23.2 «О ветеранах». Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установ ленных ст.14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспе чению жильем в соответствии со ст.14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1.01.2005 г., и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заявитель был поставлен на учет, в соответствии с требованиями норм Жилищного кодекса, а также на основании Указа Президента Российской Федерации от 7.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Федерального Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 г.
Доводы ответчика, что, заявитель имеет в собственности долю жилого дома и сверх установленной нормы обеспечен жильем не могут быть приняты судом, как основание к отказу в заявленных требованиях.
Как видно учетная норма площади жилого помещения, из которого опре деляется уровень обеспеченности гражданина общей площадью жилого поме щения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых поме щениях устанавливается органом местного самоуправления (п.4 п.5 ст.50 ЖК РФ). Решением Совета Предгорного муниципального района №52 от 27.06.2006г. на территории Предгорного района учетная норма установлена в - 10 м.кв. Постановлением главы Администрации Винсадского сельсовета №156 от 9.06. 2008г. учетная норма определена в 10 м.кв. общей жилой площади.
Заявитель действительно имеет 1\4 долю в праве общей долевой собст венности жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. жилой <данные изъяты> кв.м. <адрес>.
Согласно ст.15 Жилищного кодекса РФ. Объектами жилищных прав являются жилые помещения.
2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
3. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномочен ным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполни тельной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
4. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правите льством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Под жилым понимается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требо ваниям законодательства). Из этого следует, что жилые помещения это поме щение, пригодное для постоянного проживания предназначены для проживания граждан оно должно по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микро климату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и иных излу чений соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания (ст. 23 ФЗ от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Помимо санитарных правил жилое помещение должно отвечать техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства: стационарность сооружения, наличие определенных видов удобств, вспомогательных помещений и проч.
Для человека важна комфортность проживания, сумма потребительских качеств жилья. Существенной частью комфортности является благоустройство. Отсюда следует, что жилое помещение должно отвечать не только санитарным и техническим требованиям, но и определенной степени благоустройства для того, чтобы оно могло быть объектом жилищных прав.
Требования об обеспечении жилого помещения определенными видами "благоустройства" содержатся в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Степень благоустройства в городах и иных поселениях различна жилое помещение, для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта.
Порядок признания помещения жилым и требования, которым оно должно отвечать, устанавливаются Правительством РФ (ч. 3 названной статьи). Осно вания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания также устанавливаются Правительством РФ (ч. 4 названной статьи).
Непригодными для проживания признаются жилые дома, жилые помещения: имеющие определенный физический износ; находящиеся в аварийном состоянии; в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания (разд. III Положения).
Таким образом, непригодность определяется степенью износа жилья (крайняя степень - аварийность), а именно: наличием неустранимых неисправностей инженерных сетей, несоблюдением строительных норм при застройке близлежащей к дому территории и проч.
Критерии отнесения жилья к непригодному по причине вредного воздействия факторов среды обитания предусматриваются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Вопросы о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания решаются межведомственными комиссиями.
Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Россий ской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федераль ного органа исполнительной власти. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного федерального органа исполнительной власти.
Таким же образом создают свои комиссии: орган исполнительной власти субъекта РФ - для оценки жилых помещений регионального жилищного фонда; орган местного самоуправления - для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
К участию в работе комиссии следует привлекать собственника жилищного фонда. Комиссия по заявлению собственника помещения или заявлению гражда нина (нанимателя) либо по заключению органов государственного контроля и надзора оценивает соответствие помещения установленным в Положении требованиям.
После изучения представленных документов, перечень которых предусмотрен п. 45 Положения, и, при необходимости, осмотра жилого дома (жилого помещения) комиссия принимает решение:
о пригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, рекон струкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью привести утраченные в процессе эксплуатации харак теристики жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о непригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания с ука занием дефектов, которые не могут быть устранены технически или устранение которых экономически нецелесообразно, и критериев непригодности;
В случае признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей, решение должно указать собственнику (уполномоченному собственником лицу) о необходимости немедленно отселить граждан.
Из акта от 23.07.2010г. обследования жилищных условий гражданина не видно отвечает ли жилое помещение заявителя указанным выше требованиям, а также требованиям СанПин 2.2.1\2.1.1.1076 «Гигиенические требования к инсо ляции и солнцезащите помещений и общественных зданий и территорий», требо ваниям СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно –эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».
Жилой дом в котором 1\4 доля помещения принадлежит на праве собствен ности заявителю саманный дом 1950г. постройки, отопление автономное, с двумя сырыми комнатами площадью <данные изъяты> и <данные изъяты> кв.м., без элементарных удобств канализации, горячего водоснабжения, туалета, ванной.
Оставление проживать в указанных в акте условиях ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в отношении которых в числе прочих президент Российской федерации в п.1 Указа Президента РФ №714 от 7.05.2008г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.1995г., и кроме того неоднократно подчеркивал необходимость учитывать условия в которых проживают ветераны, является недопустимым, несправедливым и необоснованным.
Исходя из положений ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоя тельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содер жать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоя тельства, предусмотренные частью 1 ст. 56 ЖК РФ.
В материалах дела отсутствуют, а также ответчиком не представлено суду доказательств, того что у жилищной комиссии имелись законные основания, предусмотренные ст.56 ГК РФ, для исключения заявителя из списка граждан, имеющих прав на обеспечения жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2008 г.№ 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечест венной войны 1941-1945 годов» ссылки жилищной комиссии на проверку и разъяснения специалистов Министерства строительства и архитектуры СК не могут подменять Законы Российской Федерации.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств суд приходит к выводу, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Винсадского сельсовета, постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Винсадского сельсовета которыми заявитель был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий нарушены права и свободы заявителя гарантированные ему Федеральным законом «О вете ранах», Жилищным кодексом РФ, Указом Президента РФ от 7.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Распоряжением администрации Винсадского сельсовета Предгорного района, полномочия по обеспечению граждан жильем граждан, нуждающихся в жилых помещениях, возложено на комиссию по жилищным вопросам при администрации муниципального образования Винсадского сельский совет Предгорного района Ставропольского края.
Таким образом, обязанность по восстановлению заявителя в списках нуждающихся в жилых помещениях подлежит возложению на администрацию муниципального образования Винсадского сельского совета Предгорного района Ставропольского края.
Согласно ст.103 ГПК РФ. Издержки, понесенные судом в связи с рассмот рением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобо жден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец как инвалид, ветеран Великой Отечественной войны от уплаты государственной пошлины освобожден в силу закона ст.333.36 Налогового кодекса РФ, п.2.ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственную пошлину надлежит взыскать с ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 194-199,258 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Заявление Мальцева А.Я. - удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии участника Великой Отечественной войны Мальцева А.Я. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать Администрацию Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина восстановить участника Великой Отечественной войны Мальцева А.Я. в список граждан нуждающихся в жилых помещениях.
Взыскать с Администрации Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края в бюджет Предгорного муниципального района госпошлину - 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти суток со дня вынесения мотивированного решения суда. Мотивированное решение суда составлено и подписано судьей 9 февраля 2010г.
Судья