Дело № 99\11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Ессентукская 7 февраля 2011 г.
Предгорный районный суд Ставропольского края в составе судьи Муравлева А.А., при секретаре судебного заседания Мавряшиной Е.А., с учас тием истца Кагинян С.А., представителя Винсадского сельсовета по доверен ности Погребняк Л.В., представителя отдела образования администрации Пред горного муниципального района Ставропольского края по доверенности Афана совой О.С. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кагинян С.А., Кагинян К.В., Кагинян В.К., Кагинян М.К., Кагинян В.К., к муниципальному образованию Винсадскому сельсовету Предгор ного муниципального района, третье лицо отдел образования администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Заявители Кагинян С.А., Кагинян К.В., Кагинян В.К., Кагинян М.К., Каги нян В.К. в лице законного представителя Кагинян С.А., обратились в суд с иском об оспаривании решения органа местного самоуправления, указав, что постановлением комиссии по жилищным вопросам администрации Винсад ского сельсовета Предгорного района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ. они были приняты на учет как лица, нуждающиеся в получении жилья, включены за № в общий список и в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности под № в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012г.», ввиду отсутствия в их собственности жилья, обеспе чения общей площадью жилого помещения менее учетной нормы на одного человека.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ ответчик постановлением незаконно снял их с учета по основаниям ст.53, п.6 ст.56 ЖК РФ.
Просят признать незаконным решение общественной комиссии по жили щным вопросам администрации Винсадского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии их с учета как нуждающихся в жилых помещениях и исключении из сос тава участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012г.» постановление № от ДД.ММ.ГГГГ
Обязать администрацию Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края устранить допущенное нарушение и их в список граж дан, нуждающихся в жилых помещениях под № общего списка, и под № в составе участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан проживающих в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012г.»
В судебном заседании Кагинян С.А. требования поддержала, суду поясни ла, что проживали и проживают всей семьей вместе в доме родителей <адрес>. После смерти ее отца все наследство перешло ее матери Григорян Г.Б.. Григорян Г.Б. указанный дом подарила ей. Однако, ввиду недовольства братьев, она, заявительница, ДД.ММ.ГГГГ отдарила дом назад своей матери Григорян Г.Б., так как не хотела неприятностей в семье. Пони мает, что таким образом ухудшила свои жилищные условия и условия своей семьи, но делала это не умышленно, не преднамеренно. В их долевой собст венности действительно имелась квартира <адрес>, которую они так же продали. Но продали ее еще в 1995г. В связи с тем, что покупатель уехал на пятнадцать лет в Канаду, договор купли-продажи оформи ли только ДД.ММ.ГГГГ Поскольку жилья у них не было, то они и не сообщили об этом жилищной комиссии, при этом не намеревались никого вводить в заблу ждение. Да, даря дом, продавая квартиру, они остались без собственного жилья, но делали это не намерено, а ввиду того, что не хотела скандала в семье, и квартиру продали 15 лет назад. Но знали, что смогут получить жилое поме щение, встав в очередь в администрации Винсадского сельсовета как нуждаю щиеся и в ходе реализации программы обустройства села, хотели, как и все, участвовать в программе развития села.
Представитель отдела образования администрации Предгорного муниципального района считает, что требования подлежат удовлетворению в интересах несовершеннолетних детей заявителя.
Заявители Кагинян К.В., Кагинян В.К., Кагинян М.К., Кагинян В.К. надлежаще извещены в суд не явились, об уважительности причин неявки суд не уведомили.
Согласно ст.257 ГПК РФ. Заявление рассматривается судом в течение деся ти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа госу дарственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, госу дарственного или муниципального служащего, решения, действия (бездей ствие) которых оспариваются.
Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоя щей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Администрация Винсадского сельсовета требования не признала. В судебном заседании представитель ответчика, суду пояснил, что заявители, имея в своей собственности жилой дом <адрес>, где продолжают проживать, ДД.ММ.ГГГГ подарили указанный дом Григорян Г.Б.. Затем Кагинян С.А., Кагинян К.В., Кагинян В.К. и Кагинян М.К. продали ДД.ММ.ГГГГ имевшуюся в их собственности квартиру <адрес>. На момент постановки на учет заявительница заверила, что ее семья не имела и не имеет в собственности своего жилья. Комиссия выехала по месту жительства заявителей, те пояснили, что проживают в доме родителей. Об имев шемся в их собственности в 2010г. жилье, истцы комиссии при принятии реше ния при постановке на учет умышленно не сообщили, в связи с чем, ввели комиссию в заблуждение, и были приняты на учет. Позже при проверке досто верности представленных истцами документов было выявлено, что в собствен ности истцов имелись, и дом и квартира от которых последние избавились в 2010г. Комиссия пришла к выводу, что своими умышленными действиями ист цы преднамеренно ухудшили свои жилищные условия, так как после этого ста ли нуждающимися в жилье, в связи с чем законно были сняты с учета как нуждающиеся.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, дело № жилищной комиссии Винсадского сельсовета, суд приходит к выводу об отказе в заявленных требованиях.
Согласно п.п. 3,4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоу правления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соот ветствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Статьей 1 Закона Ставропольского края №13 от 16.03.2006г. определен поря док ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма
1. Заявления граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее – нуж дающиеся в жилых помещениях), и представленные ими документы, подтвер ждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых поме щениях, определенные законодательством РФ и (или) законодательством Став ропольского края, подаются в органы местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края и подлежат регистрации в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из единого общего списка формируются отдельные списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по каждой из категорий:
малоимущие граждане, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
граждане, имеющие право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма в соответствии с законом Ставропольского края;
граждане, имеющие право на получение жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 Закона СК №13 от 16.03.2006г. определен порядок признания органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставро польского края граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях реали зации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строи тельство) жилья осуществляется в соответствии со ст.51 ЖК РФ в случае, если законодательством Ставропольского края не установлен иной порядок приз нания граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья.
2. Решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении в целях реализации права на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья или об отказе в признании его таковым принимается по результатам рассмотрения заявления и иных документов, определяемых нормативными правовыми актами Правительства Ставропольского края, органом местного самоуправления поселения или городского округа Ставропольского края не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в соответствующий орган.
В силу п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помеще ниях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в частности лица, не являющиеся нанима телями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собст венниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Учетная норма площади жилого помещения, из которого определяется уровень обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается органом местного самоуправления (п.4 п.5 ст.50 ЖК РФ). Решением Совета Предгорного муниципального района №52 от 27.06.2006г. на территории Предгорного района учетная норма на гражданина установлена в - 10 м.кв. Постановлением главы администрации Винсадского сельсовета №156 от 9.06. 2008г. учетная норма на гражданина также определена в 10 м.кв. общей жилой площади.
Федеральной программой «Социального развития села до 2012г.» Утверждена Постановлением Правительства РФ от 3.12.2002 г. N 858, предусмотрено: « Основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами».
Как видно, заявители представили общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Винсадского сельсовета справку о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, копии паспортов, домовую книгу, сведения из УФРС по Ставропольскому краю, из которых следовало, что истцы своего жилого помещения на территории Ставропольского края не имеют.
Как следует из акта от ДД.ММ.ГГГГ обследования жилищных условий, заявители проживают на условиях договора найма жилом доме общей площадью № кв.м., жилой № <адрес>, принадлежащем Григорян Г.Б.
На основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Винсадского сельсовета заявители были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены постановлениями главы администрации Винсадского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. за № в списки очередности за № и постановлением № в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, прожи вающих в сельской местности под №, в приняты на учет в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012г.»
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.
Как следует из договора приватизации, заявители Кагинян К.В.,Кагинян С.А., Кагинян М.К., Кагинян В.К. по договору № от ДД.ММ.ГГГГ приватизировали в совместную собственность квартиру <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. жилой <данные изъяты> кв.м.
По договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ Григорян Г.Б. подарила заявительнице Кагинян С.А. жилой дом <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой <данные изъяты>.
Таким образом после указанных сделок семья заявителей, имея в своей собственности жилой дом <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой <данные изъяты> где продолжают проживать, а также в совместной собст венности квартиру <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. жилой <данные изъяты> кв.м., были обеспечены жилой площадью сверх установленной учетной нормы 10 кв.м. общей жилой площади на гражданина для признания его нуждающимся в жилье, в связи с чем, не относились к категории граждан нуждающихся в жилье.
Однако ДД.ММ.ГГГГ Кагинян С.А. по договору дарения подаренный ей дом <адрес> на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. подарила назад Григорян Г.Б., а ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи Кагинян С.А., Кагинян К.В., Кагинян В.К. и Кагинян М.К. продали квартиру <адрес> после чего, не имея в собственности жилья, стали нуждающимися в жилье гражданами.
Истцы об имевшемся в их собственности и проданных в 2010г. жилых помещениях жилищной комиссии при принятии последней решения о постановке их на учет умышленно не сообщили, тем самым ввели комиссию в заблуждение, и были приняты на учет как нуждающиеся в жилом помещении.
Доводы заявителя, что все это было сделано не умышленно, не могут быть прияты судом по следующим основаниям.
Согласно ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 21.07.1997г. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Покупатель приобретает право собственности на квартиру с момента государственной регистрации права на нее, до регистрации собственниками квартиры являлись заявители.
Как видно, договор купли-продажи квартиры зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ именно с этого момента сменился собственник жилого помещения.
Доводы, что квартира была продана 15 лет назад, не могут быть приняты судом, поскольку, как следует из договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ, и его регистрации ДД.ММ.ГГГГ, истцы до ДД.ММ.ГГГГ были ее собственниками.
Согласно ст.53 ЖК РФ. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Конституционный Суд РФ в Определении от 19.04.2007 г. N258-О-О отме тил, что по своему смыслу ст. 53 ЖК РФ сама по себе не может рассматрива ться как нарушающая какие-либо права и свободы граждан; ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны счи таться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умыш ленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных усло вий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Пленума ВС РФ от 2.07.2009г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Определяющее значение имеет наличие достоверных данных и доказа тельств именно о намеренности совершения гражданином указанных действий, т.е. из них должен ясно и однозначно вытекать вывод о его сознательном стремлении быть признанны нуждающимся в получении жилого помещения.
В данной норме вполне определенным, понятным и не допускающим двоякого толкования выделяются следующие признаки указанных намеренных действий:
1) они совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
2) данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
3) эти действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить право быть признанным нуждающимся в жилом помещении);
4) в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении.
можно составить следующий примерный перечень намеренных действий граждан, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях:
а) действия, направленные на прекращение права собственности на жилое помещение (продажа, дарение и другие сделки, направленные на отчуждение жилья);
б) действия, направленные на прекращение договора найма жилого помещения (одностороннее расторжение договора по инициативе нанимателя; невыполнение условий договора найма жилого помещения, повлекшее выселение граждан из данного жилого помещения, и т.п.);
в) выдел доли собственниками жилых помещений;
г) вселение в жилое помещение в качестве членов семьи лиц, не являющихся таковыми, в результате чего доля общей площади жилого помещения, приходящаяся на каждого проживающего в нем, становится менее учетной нормы;
д) намеренная порча жилого помещения, в результате чего оно приводится в непригодное для проживания состояние;
е) незаконные переустройство, перепланировка жилого помещения в целях уменьшения общего размера его площади;
ж) изменение порядка пользования жилым помещением путем совершения сделок;
з) обмен занимаемого гражданином жилого помещения на жилое помещение меньшей площади.
Таким образом, доводы истицы, что дом она подарила матери, так как были недовольны братья, не могут быть приняты судом. Кагинян С.А. являлась собственником жилого дома. Оспорить такое право можно только в суде. Суду не представлено никаких доказательств того, что братья, на которых ссылается истица, оспорили или пытались оспорить указанную сделку. Кагинян С.А. отдарила дом своей матери, лишив тем самым умышленно себя и свою семью жилого помещения.
Также заявители, продавая принадлежащую им на праве собственности квартиру, знали или должны были знать, что иного жилого помещения в их собственности не имеется и после указанной сделки они, умышленно ухудшив свои жилищные условия, станут нуждающимися в жилом помещении.
Исходя из положений ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 ст. 56 ЖК РФ.
Указанные требования ответчиком выполнены в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Поскольку подарив и продав принадлежавшие им на праве собствен ности жилые помещения, истцы тем самым своими умышленными действиями намеренно ухудшили свои жилищные условия, об имевшейся в их собствен ности и проданных в 2010г. жилом доме и квартире жилищной комиссии при принятии решения о постановке их истцов на учет также умышленно не сообщили, тем самым ввели комиссию в заблуждение, и были приняты на учет, как нуждающиеся в жилье.
Однако, при проверке достоверности представленных истцами данных были выявлены указанные факты и истцы законно были сняты с учета граждан нуждающихся в жилье.
Руководствуясь ст.ст.194-199,258 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Кагинян С.А., Кагинян К.В., Кагинян В.К., Кагинян М.К., Кагинян В.К. в заявленных требованиях – отказать.
В признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Кагинян С.А. с учета как граждан, нуждающихся в жи лых помещениях и исключении их из состава участников мероприятий по улуч шению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012г.». постановления № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Винсад ского сельсовета Предгорного района Ставропольского края о снятии заяви телей с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях недействитель ными - отказать.
В наложении на администрацию Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края обязанности устранить допущенное нарушение и восстановить Кагинян С.А., Кагинян К.В., Кагинян В.К., Кагинян М.К., Кагинян В.К. в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях под № общего списка, и под № в составе участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан проживающих в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012г.» – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения суда. Мотивированное решение суда составлено и подписано судьей 8.02.2011г.
Судья